«Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общестенных отношений в ходе реализации технологии культурых практик (коллекционирование) «Коллекция магнитов «Города России».Основание - культурное наследие
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
( Коллекция «Магниты - города России».
Основание - культурное наследие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kundenok_g.r._met.razrabotka_po_kollektsionirovaniyu_magnity.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
(КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»
тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
( Коллекция «Магниты - города России».
Основание – культурное наследие)
Выполнила:
Кунденок Г.Р., воспитатель
МБУ № 200 «Волшебный башмачок»
Тольятти-2016
Перспективный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста
на основе реализации технологии культурных практик (коллекционирование)
Коллекция - магниты «Города России ». Основание - культурное наследие)
Группа подготовительная
1. Ценностно-ориентационный шаг Цель: развитие у детей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях. Задачи работы с детьми 1. Обозначить проблемные ситуации, связанные с коллекционированием, доступные пониманию детей и связанные с их опытом общественных (семейных) отношений. 2. Сделать подборку литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме. | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Утро Беседа по ознакомлению с окружающим «Коллекционирование». Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием. Активизировать в словаре понятие «коллекционирование», «хобби». Развивать связную речь: умение задавать и отвечать на вопросы, рассказывать о своих увлечениях. Экспериментальная деятельность «Волшебные свойства магнита» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов; способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах; Прогулка Наблюдение "Береза - символ России". Цель: продолжать формировать знания детей о символах России, прививать любовь к родной природе. «Хороводная игра» Цель: совершенствовать у детей навыки видов ходьбы в различных направлениях Вечер Чтение С. Баруздин «Страна, где мы живем». Беседа по содержанию Цель: Воспитывать любовь и уважение к родной стране, людям, живущим в ней. Учить внимательно слушать художественное произведение, выделять основную идею, отвечать на вопросы по содержанию. Подвести детей к пониманию значения слов «страна», «Родина». | Рассматривание иллюстраций предметов коллекций Организовать игры с магнитной доской и магнитной кассой цифр и букв, магнитной геометрической мозайкой Игры со строительным материалом «Постройка дома» - напомнить детям об основных частях дома, учить строить различные дома, развивать воображение. Просмотр мультфильма «Коллекция» (Смешарики) | Анкетирование родителей «Увлечения семьи» - определить уровень заинтересованности родителей по вопросу коллекционирования Консультация для родителей «Коллекционирование – это увлекательно». Семинар-практикум «Как оформить коллекцию» | |
2. Содержательный шаг Цель: овладение детьми с помощью взрослого способами действий по присвоению, сохранению и приумножению культурного (общественного и семейного) опыта в процессе работы с коллекциями. | |||
2.1 «Ознакомление» Цель: обогащение опыта детей представлениями о мире общественных отношений, расширение границы познания мира общественных отношений, осознание детьми мира общественных отношений через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования (идентификацию), через приобщение детей к коллекционированию Задачи работы с детьми 1. Обогащать опыт детей представлениями о мире общественных отношений (мире взрослых, мире семьи и др.), расширить границы познания мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи и др.). 2. Транслировать детям культурный опыт поддержания традиций и обычаев (в своей семье, в своей группе). 3. Формировать у детей умение выявлять ассоциативные связи (ребенок – предмет коллекции, предмет коллекции – общественное (семейное) событие). | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | |
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
ОО «Познавательное развитие» Форма: путешествие «Что мы знаем о России?» Цель : расширять представления детей о России как стране, воспитывать у детей чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе, поддерживать интерес к ее прошлому, приобщение детей к истории России Ход ОД 1.Прослушивание песни «Моя Россия» (муз. В.Я.Струве) Цель: развитие слухового восприятия 2. Чтение стихотворения Е. Аксельрод «Наш дом» Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства к России 3. Показ территории России на карте мира Цель: познакомить детей с географическим расположением нашей страны 4.Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество» Цель: способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за нее. 5. Знакомство со столицей России – Москва Цель: познакомить детей с достопримечательностями города и выдающимися людьми 6.Физминутка под песню «Богатырская сила» (слова Н. Добронравов, музыка А. Пахмутовой) Цель: способствовать развитию зрительно-двигательной координации | Утро Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края" Цель: учить детей выразительно читать стихотворение, пользуясь естественной интонацией, понимать значение образных слов и выражений. Отвечать на вопросы Дидактические игры: «Назови, какие бывают дома? », «Назови, что покажу» (фотографии со значимыми объектами, «Назови свой адрес» Прогулка Наблюдение «Дома, в которых мы живем» Цель: рассмотреть дома ближайшего окружения; уточнить представления детей о жилых и общественных зданиях; формировать представления об образе жилого и общественного дома (цоколь, стены, крыша, двери, окна); учить замечать характерные, отличительные особенности зданий. Д/И «Дорисуй сказочный дом» Вечер Гимнастика пробуждения Цель: способствовать профилактике плоскостопия при хождении по массажным дорожкам. Наш дом. ( В.Степанов) На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь, И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну—наш общий дом. Аппликация «Город мой» (коллективная работа) Цель: формировать у детей навыки групповой работы (распределять работу между собой, принимать участие в обсуждении композиции, отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях разного назначения). Д/игра «Геральдика» Цель: закрепить представление о символике родного города и страны Физминутка «Мы по городу шагаем». Цель: учить детей выполнять ритмичные движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма Мы по городу шагаем, Много видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты, И деревья, и кусты. | Рассматривание альбома «Город Тольятти», «Наш старинный город» Открытки с городскими пейзажами. Организовать игры со строительным материалом: «Улица моего города» Предложить детям настольно-печатные игры: «Кто, где живёт? », «Наш город», «Собери домик», «Собери матрёшку»; кроссворд «Город, в котором я живу» Организовать с/р игру «Улицы города» Воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости, активизировать в речи детей слова «водитель», «шофер», «поездка», «пассажиры». | Предложить родителям оформить в группе вместе с детьми свою выставку коллекций Предложить родителям совместно с детьми посетить городской краеведческий музей. Фотовыставка «Люби и знай, город, в котором ты живешь» |
2.2 «Освоение» Цель: активизация детей на осознание ими мира общественных отношений и присвоение определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации в процессе сбора коллекций. Задачи работы с детьми 1. Расширять представления детей о формах общения, особенностях взаимоотношений в (обществе, в семье), диапазоне ценностей мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи) на примере предметов коллекционирования. 2. Формировать у детей представление о ценностях мира общественных отношений (мира взрослых, мира семьи), закрепленных в предметах коллекционирования. | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Утро Беседа "Москва - столица России" Цель: формировать представление, о том, что Москва самый большой город нашей страны; главный город; столица. Расширять кругозор, обогащать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать любовь к Москве и России в целом. Просмотр презентации "Мой любимый город Москва" Цель: продолжать формировать у детей образ Москвы - столицы, главного города России. Обобщать и расширять знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям. Воспитывать чувство любви к столице нашей Родины) Прогулка Наблюдение за работой шофера Цели: уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых. СР/И «Улицы города» Цель: Воспитывать дружеские чувства; закрепить правила поведения на улице возле проезжей части. Предложить детям выбрать для себя подходящий транспорт для визита в гости, активизировать в речи детей слова «водитель», «шофер», «поездка», «пассажиры» Вечер Конструирование «Улицы Москвы» Цель: развивать представление об окружающем мире, о конструируемых объектах: дома – одноэтажные, многоэтажные. Уточнять понимание эстетических построек, чтобы здания (улицы) были красивыми, удобными, прочными. Воспитывать любовь к родному городу и к его достопримечательностям С/р игра"Мы строители" Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах. | Рассматривание альбома с изображением достопримечательностей древней Москвы Продолжать расширять знания детей о городе, вызвать интерес к прошлому и будущему столицы Настольно–печатная игра «Узнай это место». | Предложить родителям выучить с детьми дома стихи, пословицы о Москве Привлечь родителей к созданию в группе коллекции магнитов на тему «Города России» | |
2.3 «Проживание» Цель: формирование у детей стремления к «проживанию» мира общественных отношений и интериоризации (присвоению) определенных характеристик мира общественных отношений, как объекта идентификации, через проекцию в предметах коллекционирования. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение самостоятельно интересоваться и получать знания об истории возникновения городов нашей страны. 2. Формировать у детей умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности. 3. Формировать у детей мотивацию сбора коллекции | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | |
ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
ОО «Конструирование из строительного материала» Конструкторское бюро «Проекты городов России» Цель ОД: совершенствовать конструкторские способности в создании архитектурных построек городов России Ход ОД 1.Беседа с просмотром видеофильма «Великие города России» Цель: познакомить детей с отличительной особенностью архитектуры разных городов России 2.Пальчиковая гимнастика «Дом» Цель: развитие мелкой моторики пальцев 3.Конструирование Цель: развивать конструкторские способности детей при сооружении построек нашего города. 4. Физминутка «Кто, где живет» Цель: разгрузка эмоционального напряжения 5. Блиц-опрос Цель: закрепить знания детей о городах России | Утро Беседа «Города России». Цель: дать краткие исторические сведения об истории возникновения некоторых русских городов» Д/игра «Назови город на букву...»
Прогулка Наблюдение «Улицы нашего города» Целевая прогулка по близлежащим улицам: в городе много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера. Цель: Формировать представление о родном городе, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного города, желание помогать взрослым в благоустройстве города. П/и с мячом «Назови улицы города», «Раз, два, три, ну-ка повтори». Вечер Рассказ воспитателя «Для чего нужен герб» Цель: познакомить детей с историей появления герба, дать знания о том, что у каждой страны, города есть свой герб Пальчиковая гимнастика "Дом" | Рассматривание фотоиллюстраций о городах России. Рассматривание флага и герба России. Предложить настольно-печатные игры «Символы России», «Страна Россия». Д/и «Собери флаг», «Собери герб» - воспитывать желание играть настольными играми, прививать интерес к родной стране Организовать игры со строительным материалом: конструирование по образцу "Дострой крепость". Организовывать с/р игру «Путешествие на поезде» - совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; - закреплять представления детей о видах транспорта, расширять представления детей о поездке на поезде и профессиях, связанных с этим: машинист, кассир, проводник; | Выставка детских рисунков: «Я люблю тебя, Россия» Попросить родителей принести фотографии городов, в которых они бывали вместе с детьми. Вовлечь родителей в оформление альбома «Моя Родина – Россия», «Великие города» Папка – передвижка «Россия – наша Родина» |
3. Рефлексирующий шаг Цель: формирование у детей осознанных представлений о мире общественных отношений и собственного отношения к миру общественных отношений; укрепление (упрочение) эмоционально-положительного отношения к миру общественных отношений на основе представлений, полученных в ходе знакомства с предметами коллекционирования. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение проецировать эмоциональное отношение к предметам коллекционирования на отношение (сочувствие, поддержку) других людей (взрослых, сверстников, членов своей семьи). 2. Формировать у детей умение использовать предметы коллекционирования в свободной (самостоятельной) деятельности. | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Утро Беседа на тему: « Мой родной город» Цель: Закрепить знания о достопримечательностях нашего города. Развивать речь детей. Д/игры «Опиши магнитик», «Узнай по описанию» «Найди нужный магнит по символике города» Прогулка Наблюдение за специальным транспортом — «скорой помощью» Цели: расширять знания о специальном транспорте — «скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей; закреплять умение находить нужную машину по описанию. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель: тренировать детей в различении отделов магазина (овощи, молочный отдел, мясной отдел и т.д.), активизировать в речи детей развернутые предложения с просьбой продать им какие-либо несколько товаров. Д/и: «Увеличь количество домов на …. , Уменьши на … » Вечер Викторина «Умники и умницы» Цель: активизировать знания детей по патриотическому воспитанию при объяснении слов и выполнении заданий викторины. | Фотографии с изображением городов; Альбом с презентациями крупных городов России; д/и Д/и «Города» самостоятельно собрать из трех карточек целую картинку и определить, какой это город. | Экспресс-опрос на тему: «Может ли коллекционирование увлечь дошкольников» Выставка коллекции магнитов «Города России» | |
4. Шаг совершенствования Цель: формирование у детей умения реализовывать представления о мире общественных отношений, полученные в ходе знакомства с предметами коллекционирования, в разных видах детской деятельности. Самостоятельная деятельность детей по преобразованию мира общественных отношений. Задачи работы с детьми 1. Формировать у детей умение использовать имеющийся опыт коллекционирования при решении проблемных ситуаций. 2. Формировать у детей навыки культуры оформления коллекций. 3. Формировать у детей умение применять представления и опыт, полученные в коллекционировании, в других видах творческой деятельности. | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Организация развивающей предметно-пространственной среды | Взаимодействие с родителями | |
Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Утро Презентация коллекции для детей других групп (пригласить детей других групп посмотреть на коллекцию). Д/и «Назови памятники городов» Прогулка Наблюдение за ветром Цели: - продолжать закреплять представления о погодных изменениях; - формировать понятия о ветре, его свойствах; - учить определять направление ветра. Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по городу на автобусе» «Я – экскурсовод», Цель: Заинтересовать детей путешествием по воображаемому городу. Создать обстановку, в которой будет происходить развитие воображения детей. Помочь им освоить объективный мир взрослых, используя творческую игру как подготовку к участию в общественной жизни. Вечер Д/и «Прошлое и настоящее города» Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому | Рассматривание гербов крупных городов России. Продолжать знакомить детей с гербами других городов страны. Воспитывать патриотические чувства. Коллекция магнитов «Города России» Д/и «Знаешь ли ты город» «Собери картинку», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» | Фото отчет «Наша коллекция» |
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей (ОД)
по теме « Моя родина - Россия»
ОО «Конструирование из строительного материала»
Конструкторское бюро «Проекты городов России»
Возрастная группа: подготовительная
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:
- коммуникативно - познавательная
- коммуникативно – игровая
- двигательно-игровая
- конструктивно - познавательная
- конструктивно – игровая
- коммуникативно – конструктивная
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- карта мира;
-история родного края;
-достопримечательности родного города;
-памятники нашего города;
- конструирование из строительного материала
Интегрированная форма:
Конструкторское бюро
Образовательные задачи
1.ЗНАНИЕ :
Формировать у детей представление о:
-о карте мира;
-Истории родного края;
-Достопримечательности родного города;
-Памятники нашего города;
2. ОТНОШЕНИЕ :
-Вызвать у детей познавательный интерес к:
- историческому прошлому России;
-Поддерживать стремление детей по собственной инициативе рассказывать о Родине, своем Городе.
-Формировать у детей уважительное отношение, чувство ответственности и гордости за Родину.
3. ДЕЙСТВИЯ Формировать у детей умение:
-Применять информацию об истории России и Родного края, с практической деятельностью;
-Применять информацию о достопримечательностях России и Родного края;
-Формировать у детей способность к творческой деятельности, в сооружении построек из строительного материала.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– устное объявление, конверт с письмом
- сюрпризный момент, приход Незнайки
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
–стенд
- иллюстрации городов
материалы для преобразования и трансформации:
– мелкие игрушки для обыгрывания
материальные средства для деятельности детей:
– конструктор
3. Дидактический материал:
-схемы построек
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
–– интерактивная доска
-мультимедиа проектор
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивациионно-целевой | 1.Появление Незнайки с письмом. -Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Чтение письма. Жители цветочной страны просят вас о помощи подобрать интересные проекты сооружений. 2.А мы расскажем Незнайке о нашей стране –России. 3.Я приготовила видеофильм про города России. Незнайка присоединяйся к нам. | 1.Осознают суть данного действия. 2.Рассказ детей о России. 3.Просмотр фильма |
Содержательно-деятельностный | 1.Подводит детей к выбору темы для построек 2.. Организует детей для работы и ( выбор схем и строительство сооружений) |
|
Оценочно-рефлексивный |
| 1.Показывают и рассказывают о своих постройках незнайке, обыгрывают постройки. 2.Отвечают на вопросы. |
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– вводная беседа (информационного характера),
–Ребята, в какой стране мы живем?
-Как называется столица нашей России?
-Какие вы знаете города России?
– демонстрация видеофильма «Великие города России»
– появление персонажа - Незнайки (в исполнении взрослого),
– создание проблемной ситуации,
Текст письма:
«Здравствуйте, ребята! Вас приветствуют жители Цветочной страны. Мы слышали, что у вас в России много достопримечательностей. Мы бы хотели в своей Цветочной стране соорудить красивые архитектурные постройки. Помогите нам, подскажите Незнайке, как нам их построить».
Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:
– постановка диагностической задачи,
– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, ),
– наглядные (демонстрация графических объектов,)
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
– практические (упражнение, поручение),
– наглядно-практические (оказание дозированной помощи: с опорой на схему).
3. Методы контроля и самоконтроля:
– вербальная оценка результатов выполнения заданий,
– взаимоконтроль,
– коллективный смотр,
– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД"
Формирование навыков в продуктивной деятельности у детей старшего возраста через приобщение к словесному искусству в ходе проведения ДОД...
Формирование у детей старшего возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) Коллекция магнитов «Памятники городов Поволжья» - по местам боевой славы. Основание - историческое
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...
Формирование у детей младшего дошкольного возраста направленности на мир общественных отношений в ходе реализации технологии культурных практик (коллекционирование) ( Коллекция «СЕМЕЙСТВО ЛАДЫ». Основание - ИСТОРИЧЕСКОЕ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по программе «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ)В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО»...
Программа методического объединения музыкальных руководителей «Активизация профессиональной деятельности музыкального руководителя по формированию у детей дошкольного возраста творческого потенциала и эстетического отношения к окружающему миру»
Программа методического объединения...
Беседа с детьми старшего возраста (5-6 лет) «Уроки бережливости» в ходе реализации проекта по формированию бережливости у дошкольников «Бережливый – это Я»
Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления. Задачи:Познакомить детей с понятием «бережливость», фо...
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»
laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах в ходе коррекционной работы учителя – логопеда»...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование у детей старшего возраста представлений о правилах этикета
Данная картотека содержит дидактические игры, направленные на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах этикета.Картотека может быть использована педагогами дошкольно...