Психологический тренинг для воспитателей
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Психологический тренинг для воспитателей.
Оптимизация общения воспитателя и ребёнка.
Успешная профессиональная деятельность педагогов связана со степенью развития таких профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия (рефлексия в педагогике – это умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных), эмпатия, позитивная установка по отношению к детям.
Цель нашей работы сегодня поработать над противоречиями в области отношений воспитателя к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитателя к ребенку. Дети весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают недополучение положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость. Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети, а может быть и их родители. Овладеть этими отношениями — означает для воспитателя подняться на самый высокий уровень саморегуляции своего поведения, эмоционального состояния, эмпатии (умение видеть и понимать чувства другого человека).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оптимизация общения воспитателя и ребёнка | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для воспитателей.
Оптимизация общения воспитателя и ребёнка.
Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.
Задачи тренинга:
- Выработать эмоционально-положительное отношение к ребенку.
- Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.
- Выработать эмоциональное принятие дошкольников.
- Формирование способов эффективной саморегуляции.
Материалы и оборудование: бумага, ручки, музыка для релаксации, раздаточный материал: «12 противоречий», «Притча «Два ангела», «7 Воспитательских позиций», «Экстренное вмешательство», проектор со слайдом «Список вопросов для самоанализа».
Методы работы:
-построение модели профессиональной ситуации;
-ролевая игра;
-релаксационная техника;
-разминочные упражнения;
-визуализация;
-психогимнастика;
-проективные методики;
-самоанализ;
-игры.
Ход занятия.
Вводная часть
- Приветствие и разогрев.
Упражнение «Чего я жду, что хочу приобрести, мои чувства»
Упражнение «Говорящие руки»
Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу (можно разделить участников, раздав им по половине разрезанной картинке). Ведущий даёт команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образовавшимся парам:
-поздороваться с помощью рук.
-побороться руками.
-помириться руками.
-выразить поддержку с помощью рук.
-пожалеть руками.
-выразить радость.
-пожелать удачи.
-попрощаться руками.
-утешить друг друга.
-сыграть в ладушки.
-потягать за уши друг друга.
-пощекотать друг друга.
-присесть, держась за руки.
2. Основная часть.
Вводное слово ведущего.
Притча.
«Воспитатель — тот же садовник
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое — на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.»
Успешная профессиональная деятельность педагогов связана со степенью развития таких профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия (рефлексия в педагогике – это умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных), эмпатия, позитивная установка по отношению к детям. В детском саду возникают различные проблемные ситуации, которые сводятся к 12 противоречиям (разд. мат-л).
Цель нашей работы сегодня поработать над противоречиями в области отношений воспитателя к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитателя к ребенку. Дети весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают недополучение положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость. Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети, а может быть и их родители. Овладеть этими отношениями — означает для воспитателя подняться на самый высокий уровень саморегуляции своего поведения, эмоционального состояния, эмпатии (умение видеть и понимать чувства другого человека).
Упражнение «Встреча» (муз. сопровождение).
Цель: активизация у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира).
Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а ведущий встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».
Построение модели профессиональной ситуации.
Цель: найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми; показать важность слов, интонации, личность воспитателя в налаживании позитивного общения с детьми.
Для проигрывания психолог предлагает группе проблему.
В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии: через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю, могла встать из-за стола и гулять по группе без разрешения, называла воспитательницу на «ты». В развитии Оля отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли страдала хроническим алкоголизмом и воспитательница негативно относилась как к матери, переносила свой негатив к девочке (была лишена родительских прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой).
Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали, как воспитательница закричала: « Девочка сейчас погибнет!» Другие воспитатели выбежали из групп и увидели такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: « Сейчас упаду, а тебя и заведующую посадят в тюрьму!» (и еще девочка кричала что-то непонятное). Воспитательница, не отрываясь, смотрела на Олю и кричала на девочку, требуя, чтобы та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку.
Группа садится амфитеатром, и на импровизированной сцене один из воспитателей играет девочку, а другой - ее воспитательницу.
После проигрывания начинается общее обсуждение. Члены группы вспоминают из своей практики аналогичные случаи. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с воспитанниками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.
Упражнение «Приветствие».
Цель: показать важность эмоций, интонации в речи педагога во взаимодействии с детьми.
Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…» - разминка.
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.
Упражнение «Подкрепление».
Цель: проиллюстрировать значимость безоговорочно положительного отношения к ребёнку.
Процедура: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов
и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения
Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение:
-Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
-Психологическая поддержка — это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в детском саду (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку. Принимать ребёнка необходимо безусловно, несмотря на его какие-то недостатки либо другое негативное отношение к нему.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ. (предложение почитать притчу «Два ангела» - разд. мат-л).
Упражнение «Несимпатичный воспитанник».
Цель: развитие чувства эмпатии, снижение негативных эмоций по отношению к воспитаннику, который не нравится.
«Подумайте сейчас о ком-нибудь из воспитанников, кто вам не очень симпатичен. А теперь постарайтесь найти в его характере, поведении не менее 5-6 положительных качеств и запишите их. Представьте, что у него случилось несчастье. Опишите свои добрые проявления по отношению к этому воспитаннику, свои чувства, поступки.
Упражнение «Любящий взгляд» – разминка
Цель: развитие чувства эмпатии.
Участнику предлагается выйти за дверь или отвернуться. Остальные участники договариваются, кто будет смотреть любящим взглядом. Участник за дверью заходит и отгадывает, кто смотрит на него любящим взглядом.
Рисунок «Моя группа в образе растения».
(авторская модификация методики «Мой ребёнок в образе растения И.Шевцовой)
Это упражнение – модификация упражнения «Мой ребёнок в образе растения», относится к проективной арт — терапии. Отличие от теста заключается в том, что при выполнении упражнения человек сам делает выводы, интерпретирует нарисованное. Через изображение ребенка в образе растения с большой вероятностью можно судить о субъективных особенностях восприятия и воспитания ребенка, группы. Упражнение вызывает у педагогов большой интерес – возможность исследовать свой тип взаимодействия с детьми в группе, методику, свои цели, задачи, мотивацию работы с детьми, влияние педагогического опыта, наличие или отсутствие способности быть воспитателем.
Цель: Исследование особенностей восприятия воспитателем своих детей, неосознаваемых чувств и установок на педагогическое взаимодействие и воспитание. Способствовать оздоровлению детско-воспитательских отношений.
Материалы: все необходимое для рисования: бумага, карандаши, мелки.
Длительность: 15-20 минут.
Вопросы для обсуждения:
-Что нового я узнала о своем восприятии детей в группе?
- Как это отражается на моем поведении и воспитании?
Упражнение «Самоанализ».
Цель: самоанализ своего стиля поведения, общения в детском саду.
Профессионально значимой задачей является развитие саморегуляции действий, поступков, состояний, самоизменения педагога. Одним из приёмов является самоанализ.
Самоанализ - самостоятельное применение логических приемов (разложение, соединение), посредством которых личность рассматривает себя как объект самоизучения. При этом происходит обследование и оценка личности и ее деятельности в целом, и соответствующих компонентов в частности. Самоанализ может быть использован в ситуации нарушения взаимоотношений, неуверенности, осознания собственной неправоты и др. Так, анализ эмоционального состояния позволит более глубоко осознать его, найти возможности его изменения, "смягчения", переключения на более конструктивное.
Педагогам предлагается самостоятельно (мысленно) зачитывать вопросы на экране и тут же отвечать (вопросы подаются по одному). Последней фразой на экране является вывод.
-Что я чувствую по отношению к ребёнку, который мне несимпатичен?
-Что мне в нём не нравится?
- Возлагаю ли я на кого-то ответственность за свои чувства?
-Поможет ли делу, если я расскажу кому-либо о том, что чувствую?
-Что я хочу изменить?
-Виновен ли ребёнок в том, что он мне несимпатичен? В чём?
-Что может чувствовать ребёнок?
-Кто мудрее, умнее, должен быть адекватнее?
- Избавился ли я от желания наказывать детей?
- Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (выразить свои чувства на бумаге, поделиться сомнениями с кем-либо и др.)
-Я мудрый человек, я – педагог, я садовник, который хочет вырастить хорошее растение, я регулирую свои эмоции и поведение.
Самоанализ деятельности и общения с детьми создает предпосылки для конструктивного разрешения возникающих проблем, определяет круг задач саморазвития на дальнейшую перспективу.
Сложности при работе с людьми, детьми неизбежны, особенно в наше время, когда конфликт стал практически нормой общения. В детском саду, как и в любом другом месте, где сталкиваются интересы многих людей, стать участником спора очень легко. Но золотое правило от психологов: вас никто не сможет вовлечь в конфликт, если вы сами этого не пожелаете.
Упражнение «Посещение зоопарка»
Цель: релаксация, отдых после напряжённого тренинга.
Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий встаёт позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.
1.В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
2.Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
3.приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
4.Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
5.Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6.Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
7.Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8.Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9.А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10.Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
11.А сейчас колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).
12.Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить руки на плечи; почувствовать дыхание партнёра, затем убрать руки и поменяться местами).
3. Завершение.
Ведущий:
Завершая наше занятие, я хочу предложить вам упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю….». Счастье редко даётся человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и воспитанниках, которые иногда огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу: «Я заслуживаю…», вспомните всё то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например, «Я заслуживаю, что мой сын вовремя и сам выполнил домашнее задание», «Я заслуживаю, моя дочь мне сегодня позвонила», и т.п. вспомните не менее пяти событий.
Задание на дом: каждый вечер перед сном вспомните не менее 20-ти хороших событий дня, начиная фразой «Я заслуживаю…». Это необходимо делать в течение 3-х недель. Чтобы не забыть, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать ваше домашнее задание. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
Рефлексия. «Что я приобрела».
Заключительное слово ведущего.
Сила педагога в любви к детям, желании им добра, признании и уважении личности воспитанника, в способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира. Воспитатель сам должен быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо личность воспитывается личностью.
Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми.
Литература.
1.Журнал «Школьный психолог», 2006г, №13, «Давайте жить дружно!» Коррекционно-развивающая программа для педагогов.
2. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987
Е.В. Красная В.Н. Панфёров Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе детского сада.
3.Способы саморегуляции педагогов дошкольного образования в профессиональной деятельности.Сазонова Н.П.Барнаульский государственный педагогический университет, Барнаул SohoSt@mail.ru
4.Тренинг педагогической осознанности – интернет-ресурс
5.Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. - М.: Речь, 2010.- 256 с.
6.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М.: Издательство «Ось-89», 2000.-224 с.
7.Trepsy.net-психологические упражнения для тренингов.
8.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: Аркти, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
12 противоречий
Разнообразие проблемных ситуаций, которые встречаются в детском саду, можно свести к двенадцати типичным противоречиям.
Противоречие, связанное с отставанием в развитии способностей ребенка. Например, ребенок не усваивает элементарные количественные представления, или не умеет должным образом рисовать, или рассеян, неусидчив, неловок — в общем, что-то у него не получается в той или иной деятельности. Это — противоречие между уровнем развития ребенка (его возможностями) и предъявленными к его возрасту требованиями на занятиях в детском саду или дома. При этом требования соответствуют возрастным возможностям вообще, но не соответствуют возможностям конкретного ребенка. Налицо отставание в развитии. Решение такого рода проблем возможно посредством индивидуальной работы с таким ребенком по специально для него разработанной программе. Помощь в этом воспитателю может оказать методист-психолог при разработке индивидуальной программы обучения и родители — при реализации этой программы.
Другое противоречие проявляется в поступках детей, не соответствующих нормам и правилам общественного поведения. Например, ребенок унес из детского сада игрушку, или лжет воспитателю, или ушел с прогулки домой, или мешает другим, или не здоровается и не прощается и т. п. Это противоречие свидетельствует о несформированности морального и нравственного сознания ребенка. Сложность решения таких ситуаций в том, что ребенку еще и не доступно понимание общественных норм поведения, смысл запретов на совершаемые им поступки. Эти проблемы выводят деятельность воспитателя в круг межличностных социально-психологических отношений.
Следующий класс противоречий связан с адаптационным поведением ребенка. Например, ребенок не хочет идти в группу или, наоборот, уходить из детского сада. Противоречие, определяющее суть таких ситуаций, лежит в глубинах нервно-психических свойств ребенка. Оно связано с подвижностью - инертностью нервных процессов, что предопределяет переключение ребенка с одних стереотипов и форм жизнедеятельности на другие. Это свойство психики заметно заявляет о себе на фоне резких различий в условиях детского сада и дома. В таких случаях от воспитателя и родителей требуется особая терпимость и такт в отношении с ребенком, а также согласованность требований семьи и детского сада. Эта проблема не только ребенка, но и взаимодействия воспитателей и родителей.
Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Например, ребенок старается быть в центре внимания, или отказывается от роли ведущего, или не хочет играть с детьми, жалуется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм и т. п. Причины таких ситуаций кроются во взаимоотношениях «я — они», где отсутствует чувство «мы». Формирование такого чувства требует мотивационной включенности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.
В ряде проблемных ситуаций проявилось противоречие, проистекающее из восприятия ребенком отношений к нему. Например, обида на воспитателя, отмщение за наказание, жалоба на воспитателя, плаксивость или стремление к похвале за все деяния. Психологическое содержание таких ситуаций заключено в переживании чувства собственного достоинства. В данном случае противоречие пролегает по линии самооценки ребенка и оценки его со стороны. Ребенок реагирует на несовпадение этих оценок, стремясь сохранить самоуважение. В контексте этого противоречия формируется чувство социальной справедливости. Выход из такого противоречия лежит на путях психоанализа и коррекции отношения воспитателя к ребенку.
В детском саду проблемными становятся отношения детей к воспитателю. Дети очень часто относятся к воспитателю ревниво. Например, ребенок не отходит от воспитателя, просится на руки и т. п. Воспитатель в глазах ребенка является его защитником. Воспитатель должен отвечать этой роли для всех детей, что сделать не так-то просто, но совершенно необходимо.
Еще один класс противоречий обнаруживается в отношении ребенка к себе. В контексте отношения к себе у ребенка может происходить снижение самооценки, что является сигналом к зарождению комплекса неполноценности. Проистекает это из неудачных действий и поступков ребенка, которые вызывают неодобрительную реакцию окружающих. Это может происходить случайно. Например, ребенок упал в результате неловкого движения, что вызвало всеобщий смех. После этого ребенок будет стесняться совершить подобное действие. Противоречия в такой ситуации находятся в сфере групповых отношений. Воспитатель должен блокировать такую реакцию.
Существуют противоречия в отношении детей к элементарным трудовым обязанностям. Например, ребенок не хочет дежурить по столовой или убирать вещи и игрушки и т. п. Проблема скрывается в противоречивой мотивации ребенка, в его ситуативных увлечениях, желаниях, интересах. Они на данный момент не совпадают с целями и задачами воспитательной программы. Воспитателю в этом случае необходимо искать неординарные решения. Для этого, может быть, потребуется отклониться от плана педагогических мероприятий. В таких случаях начинать нужно с создания положительной мотивации на предполагаемую деятельность. Без этого невозможно добиться положительного результата.
Обнаружились противоречия, связанные с отношением к животным. Например, ребенок не хочет ухаживать за животными или бьет их и т. п. В основе такого поведения лежат психологические установки на животных и природу, которые сформировались, скорее всего, в семье. Переделка отрицательных установок потребует от воспитателя не одного дня усилий.
Подобное разрушительное отношение ребенок может проявлять к вещам. Например, ребенок ломает игрушки. В одних случаях ребенком может двигать познавательный интерес, в других — отрицательная установка на вещи, в третьих — желание заявить о себе в силу возникшей социально-психологической депривации его личности.
Существуют проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка к еде. Эта проблема может иметь и медико-физиологический аспект, и социально-психологический. Первый решается специальным медицинским обследованием. Второй является следствием различий семейного образа жизни и режима детского сада.
Последний класс противоречий пролегает в области отношений воспитателя к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитателя к ребенку. Дети весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают недополучение положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость. Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети. Овладеть этими отношениями — означает для воспитателя подняться на самый высокий уровень саморегуляции своего поведения.
7 воспитательских позиций
Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит читателю лучше понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.
Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т .д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.
Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.
Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».
Снежная королева обучает как складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».
Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ
Однажды на земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему всё-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывал дыру в стене. Молодой ангел был удивлён, он несколько раз предлагал старому ангелу бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошёлся с нами?
- Не всё является тем, чем кажется, - ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушёл в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
- Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. – В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
- Не всё является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
- Не всё является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. – в прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил её, отдав корову.
Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Всё зависит от того, как ты на это смотришь.
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях ребенка
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
• полное игнорирование;
• выражение понимания чувств ребенка;
• переключение внимания, предложение какого-нибудь задания;
• позитивное обозначение поведения. (Ты злишься, потому, что ты устал)
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Обсуждение проступка после того, как ситуация разрешится и все успокоятся
5. Сохранение положительной репутации ребенка.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для воспитателей.
Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям....
Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».
Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е. Це...
Психологический тренинг для воспитателей
Психологический тренинг для воспитателей Тема: «Эмоционально- положительное отношение к детям. Развитие эмпатии.» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия...
Занятие с элементами психологического тренинга для воспитателей детского сада.
Представленный план-конспект занятия с элементами психологического тренинга для воспитателей детского сада предназначен для работы психолога с педагогами ГБДОУ для профилактики эмоционального выгорани...
Психологический тренинг с воспитателями «Воспитатель - наш кумир, с которым познаем себя и мир!»
Формировать коммуникативные способности личности: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и от...
Психологический тренинг для воспитателей «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в детском саду»
Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога....