Психологический тренинг для воспитателей «Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в детском саду»
методическая разработка
Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
Психологический тренинг для воспитателей
«Психолого-педагогическая компетентность воспитателя
в детском саду»
Педагог-психолог
Трушникова Ольга Ивановна
Психологический тренинг для воспитателей
«Психолого-педагогическая компетентность воспитателя в детском саду»
Цель: Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.
Материалы: мультимедийная доска, фломастеры, бумага, конфеты, цветы из бумаги трех цветов, ступеньки самооценки.
Ход тренинга:
1. Приветствие:
Игра «Слово настроения» (в кругу)
Цель: создание позитивного настроения.
Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло»)
2. Упражнение «Самооценка педагога»
Раздать цветы (три цвета), каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.
Сесть за три стола.
3. Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ, цель и содержание тренинга.
4. Правила работы в тренинге.
5. Упражнение «Хорошо быть воспитателем?»
Задача: Вспомнить положительные и отрицательные стороны в работе воспитателя. Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя.
(Начинать с отрицательных). (Психолог печатает в компьютере? все видно на интерактивной доске.) Называют по очереди.
Задание: «Статус детей». Работа в группах.
Вступительное слово психолога о статусе детей в группе.
Межличностные взаимоотношения отслеживаются уже в раннем возрасте, когда ребенок одним детям отдает игрушку, принесенную из дома, а другим - нет, с одними общается а некоторых детей не замечает. В младшем дошкольном возрасте мы можем определить, кто с кем дружит.
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками.
Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях специалистов было показано, что в течение дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более желанными большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выбора, которые делают дети, меняется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду в большой степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей, которые предпочитают - это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «презренных детей», «изолированных детей», «отвергнутых» или «обездоленных».
Задача воспитателей: способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.
1 группа (стол) - описать качества ребенка - «звезды»,
2 группа (стол) - описать ребенка с высоким статусом, (принятые дети, или дети, которых выбирают).
3 группа (стол) - описать ребенка с низким статусом. (Отвергнуты дети и изолированные)
Слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, гордость, грубость, вежливость жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятность, открытость, раздражительность, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, доверчивость, нервозность, нерешительность, несдержанность, льстивость, обидчивость, осторожность, доброжелательность, подвижность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, холодность, честность, самостоятельность, агрессивность, энергичность, медлительность, застенчивость, смелость, драчливость, трусость, щедрость, доверчивость, самоуверенность, независимость, трудолюбие, рассудительность, креативность, мечтательность, увлеченность, остроумие, дружелюбие, заботливость, преданность, смелость, возбуждение, активность, решительность, прямолинейность.
Советы психолога по повышению статуса детей в группе.
7. Упражнение «Ладошки» (по 6 ) (конфеты).
Цель: Сохранение психологического комфорта всех участников тренинга.
Все участники тренинга делятся на группы - по 6. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует свою ладонь. (Обводит контур ладони) и подписывает ее в центре изображения, Пишет «Ты» и стрелочкой показывает на каждый палец.
После участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут на пальце один комплимент своим коллегам. Один участник пишет один комплимент в одну ладошку. Когда все пять пальцев заполнятся комплиментами, ладошки возвращаются их владельцам.
Работа в группах. (4 группы - времени года). Добавить 1 стол
8. Задание «Проблемные ситуации».
У вас в конвертах описаны проблемные ситуации. Ваша задача обсудить и на бумаге написать пути решения данной проблемной ситуации. Договоритесь, кто будет представлять ваше решение.
1. В семье Антон был нежелательным ребенком. Мама говорила ему, что он не похож на родителей. Родители постоянно придерживались строгого контроля над ребенком, применяли постоянные наказания, не обращали внимания на ребенка в достаточной степени. Антон чувствовал это, становясь упрямым, замкнутым. Ему трудно было найти общий язык со сверстниками и взрослыми, ведь он был уверен, что он никому не нужен.
А) Какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Как вы думаете которая самооценка у Антона?
В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе.
Г) Какие рекомендации родителям?
2. Алену родители воспитывают строго, она постоянно слышит слова: «А что скажут о тебе другие?» Дома существует постоянный строгий режим, дисциплина. Беспрекословное выполнение задач. Если у Алены что-то не получается, она это болезненно переживает, но скрывает свою боль, потому что она должна быть воспитанной и сдержанной. Девочка начала бояться, что если не сможет выполнить какое-то задание, то не заслужит одобрение со стороны родителей или воспитателей. Она стала тревожной, начала негативно относиться к себе. Алена часто остается наедине со своими переживаниями, думая, что она не такая как все.
А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Как вы думаете, какая самооценка формируется у ребенка за время такого воспитания?
В) Как помочь ребенку?
Г) Какие рекомендации можете дать родителям?
3. Оксана в семье является поздним, долгожданным ребенком. Родители, дедушки, бабушки постоянно беспокоятся о ней, детские болезни - это настоящая паника, трагедия. Ребенку говорят о том, что ее повсюду подстерегает опасность. Поэтому ее не выпускают на улицу, запрещают играть с другими детьми. Взрослые часто не согласовывают свои действия с желаниями ребенка. Иногда Оксана тревожно спрашивает: «А я не заболею?», «А я не умру?». В детском саду она часто плачет, со страхом и недоверием воспринимает все новое, не умеет общаться со сверстниками. Девочка нерешительная, несамостоятельная, слишком чувствительная, робкая, чувствует себя неудовлетворенной.
А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Какова самооценка у ребенка?
В) Как ей помочь?
Г) Какие рекомендации можно дать родителям?
4. В семье Сережи мальчика любят все. Все, что не сделает ребенок, - это замечательно, талант. Мама и папа всегда одобряют его поступки. Желания сына мгновенно удовлетворяются. Интересы окружающих игнорируются. Любой режим и дисциплина отсутствуют, обязанности ребенка сведены к минимуму, а права-ограничены. Если что-то делается не так, как хочется Сереже, начинаются истерические реакции
В группе ДОУ мальчика сверстники не признают за лидера, ведь он на самом деле, кроме восхваления, ничего не умеет. Самоуверенность сменяет неуверенность, нерешительность, неумение постоять за себя, душевный дискомфорт. Сережа стал нелюдимым и агрессивным.
А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).
Б) Какова самооценка ребенка?
В) Как ему помочь наладить контакт со сверстниками, взрослыми?
Г) Какие рекомендации можно дать родителям?
Обобщение упражнения.
Завершение работы тренинга:
Рефлексия того, что произошло на тренинге.
- Что дала Вам работа в тренинге?
- Произошли ли у Вас какие-либо изменения?
- Как Вы сейчас себя чувствуете?
- Можно ли использовать предлагаемый метод или отдельные игры в вашей профессиональной деятельности?
- Ваши замечания и предложения по проведению тренинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая технология деятельности педагога-психолога детского сада
Описание психолого-педагогической технологии деятельности педагога-психолога детского сада. В данном материале раскрываются цель, задачи и формы деятельности педагога-психолога. А так же представлено ...
Организация психолого-педагогической деятельности в старшей группе детского сада по формированию этнотолерантности.
Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся ...
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду Содержание Введение.1.Теоретическая часть.1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей ранн...
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду
Психолого-педагогическая модель адаптации детей к детскому саду Содержание Введение.1.Теоретическая часть.1.1 Теоретические основы проблемы психолого-педагогической адаптации детей ранн...
Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в подготовительной группе детского сада по теме: «Снег-лёд».
: Закрепить знания детей о свойствах снега и льда, выявить признаки сходства и различия, познакомить с природным явлением – гололёд и правилами безопасности. ...
Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка
Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но сегодня семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло на...
Консультация для педагогов "Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду".
Психолого - педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду....