Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Пекина Олеся Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_emots_vygoraniya.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56»

Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.

Ход проведения:

Упражнение «Поздоровайся с друзьями!»

По команде ведущего нужно как можно с большим количеством участников поздороваться рукопожатием, плечами, потереться спинами, объятиями.

Психолог. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».

Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?

Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.

Упражнение «Социальные роли»

(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)

Отметьте, начиная снизу пирамиды, каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем ниже отмечайте.

Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.

Проведение методики «Живой дом»

Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.

Письменно или устно перечислите тех людей, с которыми вы проживает вместе под одной крышей и часто общаетесь дома.

На листе изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.

- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т. д.

Возможные интерпретации:

- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;

- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;

- окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

- крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;

- чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;

- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;

- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;

- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.

Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.

Упражнение «Вышивка».

Цель: наглядно показать участникам семинара проблемы в понимании людьми друг друга.

Ход: все участники получают листы бумаги, становятся в круг спиной к центру. Ведущий дает инструкции: «Сверните лист бумаги пополам, оторвите левый угол; сверните еще раз, оторвите правый угол, оторвите левый угол; сверните еще раз, оторвите левый угол». После этого все разворачивают свои листы и сравнивают. 

Обсуждение результатов:

- Есть ли одинаковые вышивки?

Упражнение «Без ограничений»

Эмоциональное истощение и приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это неизбежная судьба почти каждого педагога, который проработал более 15-ти лет на одной должности. Часто у нас, педагогов, есть такая черта в характере как чрезмерная категоричность, знание как правильно, что является риском эмоционального выгорания.

По этому поводу предлагаю вам такой эксперимент.

У каждого участника имеется бланк, на котором нарисованы 9 точек. Их необходимо объединить четырьмя линиями, не отрывая руки. Данное упражнение показывает, насколько мы можем оторваться от стереотипов и мыслить нетрадиционно.

Притча «Решение проблем»

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников: Как вы думаете, сколько весит этот стакан? В аудитории живо зашептались.

- Примерно 200 граммов! Нет, г 300, пожалуй! А может и все 500, - раздавались ответа.

- Я действительно не знаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что случится, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

- Ничего!

- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. А что будет, если я буду держать этот стакан на вытянутой руке, например, 2:00?

- Ваша рука начнет болеть.

- А если целый день?

- Ваша рука отнимется, у вас будет сильное мышечное напряжение. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.

- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду держать?

- Нет - растерянно ответили студенты.

- А что нужно делать, чтобы все это исправить?

- Просто поставьте стакан на стол, - весело сказал один студент.

- Конечно! - радостно ответил профессор. - Да так мы и делаем со всеми жизненными трудностями. Подумайте о какой-либо проблеме несколько минут, и она окажется рядом с вами. Подумайте о ней несколько часов, и она начнет вас засасывать, как трясина. Если будете думать целый день, она вас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Ее вес не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Решай ее или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни.

Игра «Камешек в ботинке»

В моей руке маленький камешек. Представьте себе, что такой камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.

Когда мы обиженные, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой.

Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете нам«У меня камешек в ботинке», то мы будем знать, что вам что-то мешает, и будем готовы вас выслушать.

Упражнение «Ящик с проблемами»:

Предложить участникам на небольших листах бумаги сформулировать одну свою проблему и положить лист в ящик. Каждый из участников тренинга позже вытягивает один из листов и предлагает свой вариант решения проблемы. Так находят решения всех предложенных ситуаций, возможно, совместными усилиями.

Советы должны быть действенными и конкретными.

Вывод. Изучаем правило 1: «Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, о своих неприятных ощущениях надо говорить сразу».

Выполнение релаксационных упражнений

1. «Гора с плеч»: выполняется стоя, сидя или даже при ходьбе. Максимально высоко поднимите плечи, отведите их далеко назад и опустите. Именно такой должна быть ежедневная осанка.

2. «Ниточка на макушке»: выполняется во время ходьбы. Представьте, что к вашей макушке прикреплена ниточка, которая вас тянет вверх. Пока вы в дороге, отбросьте все мысли, кроме одной - об этой ниточке.

Результат: улучшается осанка, нормализуется дыхание, проходит напряженность и ожидание неприятностей.

Упражнение «Я люблю свою работу за.»

Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу, содействие сплоченности группы.

Инструкция. Продолжите по кругу предложение «Я люблю свою работу за.»

Рефлексия упражнения.

Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

Упражнение «Ресурсный мешочек»

Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.

Каждому из вас я собрала ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.

Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.

Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.

Корица избавляет от чувства одиночества и страха.

Заключительное слово ведущего – психолога.

Памятка «Советы педагогам по преодолению стрессовых ситуаций»

Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с элементами тренинга для воспитателей по профилактике эмоционального выгорания

9.03.2020В данной статье представлена методическая разработка семинара с элементами тренинга рассчитанного для педагогического коллектива образовательной организации. Цель данного семинар - профилакти...

тренинг "Все цвета радуги" профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ

арт-терапевтический тренинг направленный на снятие хронической усталости и эмоциональной опустошенности, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отн...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.Оборудование: карточки &laqu...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их....

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»...

Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»...

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

  Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции....