Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани
План по самообразованию воспитателя
Губайдуллиной Эндже Габдульбаровны
по теме: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
(2011-2016 уч.год)
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: • изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по данной теме. • повышать свою психолого- педагогическую культуру, психологическую компетентность. • Обобщить и расширить опыты работы в данном направлении. Актуальность: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
Этапы реализации | Задачи | Сроки | Подготовительный | Изучить и проанализировать специальную (психолого-педагогическую) литературу по проблеме исследования. | 2011-2012 учебный год | Диагностический | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса . | 2012-2013 учебный год | Практический | Обобщение собственного опыта педагогической деятельности . | 2013-2014 учебный год | Аналитический | Анализ созданных педагогических условий для развития. | 2014-2016 учебный год |
Содержание деятельности | Сроки (начало- окончание) | Форма предоставления результатов | - Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2011-2012 учебный
| 1. Разработать систему использования игр, развивающих речь детей дошкольного возраста. | Сентябрь-октябрь 2011 год | Составление плана игр, развивающих речь детей дошкольного возраста | 2. Изучение педагогического опыта других педагогов; | Октябрь-ноябрь 2011 год |
| 3. Изучение статей по использованию игр, развивающих речь детей дошкольного возраста в журналах «Ребёнок в детском саду» и др.
| Декабрь,2011 год | Подбор методического оснащения. Составление конспектов занятий, развлечений.
| 4.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса | Январь-февраль 2012 год |
| 5. Оформить в группе уголок «Дидактические игры»; | Март-апрель, 2012 год | Поделиться опытом работы с воспитателями.
| - Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
2012-2013учебный год
| 1.Разработать и апробировать систему дидактических игр, способствующих развитию речи у дошкольников..
| Сентябрь – Май 2012-2013 год | Поделиться опытом работы с воспитателями.
| 2. Изучить влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста.
| Октябрь-ноябрь, 2012 год |
| 3. Систематизировать практический материал по данной проблеме и создать презентацию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через использование различных дидактических игр »
| Декабрь, 2012 год | Презентация | 4. Изучать опыт работы воспитателей через интернет-ресурсы | Январь - Февраль, 2013 год | Просмотр деятельности педагога
| 5. С целью повышения профессиональной компетентности в вопросах развития развития речи детей дошкольного возраста для педагогов ДОУ был проведен в течение года цикл консультаций: - "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста" (семинар–практикум).
- «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
- «Влияние дидактических игр- на развитие речи детей дошкольного возраста».
| В течение года |
| 6. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
| Март-апрель 2013 год | - Родительское собрание «Игра- ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»;
- Консультация: «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»;
- Памятка для родителей: «Использование дидактических игр в жизни детей»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. - Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
| 7. Подготовка материала к информационным стендам
| Май, 2013 год | День открытых дверей. | III. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
| 1.Диагностика . Анализ уровня речевого развития у детей младшего дошкольного возраста | Сентябрь-Май, 2013-2014 уч.год
| Информационные листы в виде таблицы с результатами
| 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети для работников образования. | Сентябрь-Май, 2013-2014 уч.год
| Публикации в социальной сети
| 3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения | Сентябрь-Май, 2013-2014 уч.год
| Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей | III. Анализ созданных педагогических условий для развития 2014-2016 год
|
|