Инновационные формы работы с родителями в современном детском саду
консультация на тему

Белькова Ольга Дмитриевна

Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы  с  родителями  в современном                   детском   саду

Современный детский сад  должен отвечать  требованиям  ФГОС ДО, новому закону «Об  образовании  в  РФ».                                                        Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.                                         Анализируя работу по данному направлению, мы пришли к выводу, что добиться больших успехов в воспитании детей можно будет только при согласованном взаимодействии детского сада и семьи.  Семья играет центральную роль в сознании ребёнка. Как говорил Себастьян Брандт: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример тому». К сожалению, не всем родителям известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношение к людям, к природе.  В связи с этим, c января 2015  года в нашем детском саду проводится опытно-экспериментальная работа по теме «Инновационные формы работы повышения педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ».                                                                                      Цель работы: повышение педагогической компетентности родителей, разработка концептуальных, научно-методических и практических подходов к решению проблемы; определение системы психолого-педагогической и методической диагностики.  Мы в своей работе используем различные формы сотрудничества (как традиционные, так и нетрадиционные) :

Формы взаимодействия с родителями:

1. Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование, интервьюирование, почта доверия, вопросы – ответы;

2. Наглядно – информационные: стенды, альбомы, папки-передвижки, фото – выставки, библиотека - передвижка, дни открытых дверей, групповой интернет сайт;

3. Познавательные: родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары – практикумы, круглые столы, родительские гостиные, родительские конференции, совместное создание развивающей среды;

4. Досуговые: открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, дни здоровья, экскурсии, экологические субботники, выставки, творческие конкурсы, выпуск семейных газет и журналов, совместные проекты, выставка семейных коллекций.

Мы стараемся прививать детям любовь и уважение к членам семьи. С помощью различных мероприятий мы стараемся ещё больше сблизить родителей со своими детьми.

Традицией в нашем детском саду  является создание журналов:

«Наш любимый детский сад»

«Наши домашние питомцы»

«Герои нашей страны» (о папах)

«Моя мама лучше всех»

«Мои любимые игрушки»

В журналах дети рисуют и рассказывают о своих близких и родных, а родители читают и проникаются ещё большей любовью к своим детям.

В детском саду  оформлена стена «Наша большая дружная семья», где помещены фотографии семей всех воспитанников.

Проводится большая работа по проектной деятельности. В совместной работе с родителями и детьми созданы такие проекты, как:

«Праздник в моём доме»

«Традиции в моей семье»

«Генеалогическое древо»

«Вместе весело дружить»

«Папа, мама, я – спортивная семья»

«Летние путешествия»

«Эксперименты дома и на улице»

«Вот какой Я»

«Мой дом, моя улица»

«Достопримечательности Киселевска»

«Лекарственные растения Кемеровской  области»

Ещё одной традицией в группе являются встречи с родителями, когда родители приходят с интересными историями, играми, увлекательными заданиями («Святая Пасха», «День Защитника Отечества», «Индейцы Америки», «Полезный винегрет»). Дети, чьи родители приходили в группу, испытывали после этого большую гордость. Родители и дети очень любят проведение совместных семейных праздников:

«Поэтический вечер»

«Новогодняя сказка»

«Праздник весны».

В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. Большой интерес вызывает совместная продуктивная деятельность родителей и детей: выставка поделок «Новогодняя игрушка нашей семьи», «Домик для друзей», «Дары осени», «Дом, где живёт Дед Мороз», «Моя любимая игрушка», «Праздничная ёлка» и т. д. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес детей и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.                                                          Важное место в работе с родителями занимают родительские собрания: «Семья – ребёнок – детский сад»; «Воспитание интереса к окружающему, любви к родной природе», «Какой хороший папа! », «Какие они разные: мальчики и девочки», «Азбука нравственности. Что такое хорошо и что такое плохо? » и т. д. Собрания всегда проходят не в традиционной форме. Нашим педагогическим коллективом создан  сайт в интернете, где мы – педагоги, выкладываем фотографии и видеофильмы с участием наших воспитанников, консультации для родителей, устраиваем конкурсы, предлагаем мастер – классы на разные темы. Преимущества этого сайта:                                               родители могут следить за жизнью своих детей в детском саду;                                 могут получать информацию в форме педагогических советов;

за детьми не всегда приходят сами родители (в силу своей занятости, а через общение в интернете можно всё узнать о текущих событиях в группе, пообщавшись с педагогами и другими родителями;

родители, благодаря этому сайту, знают, как правильно организовать игровую деятельность детей в домашних условиях.

На мой взгляд, без такой формы работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.                                                                                  Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога.         Подводя итоги, можно сказать, что организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление личности ребёнка, повысить уровень культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.

: Способствовать  формированию  у педагогов  потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства (опыт работы)

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Изменения направлены прежде всего, на улучше...

СТАТЬЯ " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка....

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...

Инновационные формы сотрудничества детского сада и родителей в группах раннего возраста

Одной из основных задач педагога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе р...