СТАТЬЯ " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"
статья по физкультуре
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные формы работы детского сада и семьи по физическому воспитанию
Гафиятуллина Эндже Имановна
инструктор по физической культуре I категории
МАДОУ №88 г. Нижнекамск
«Здоровье и счастье наших детей
во многом зависит от постановки
физической культуры в детском саду и дома».
Н.М.Амосов.
Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Ведь воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Дошкольные образовательные учреждения является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательные учреждения имеют возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников.
Выстраивание взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества – процесс достаточно сложный.
Сформировать и поддержать у родителей интерес к оздоровлению детей, положительной мотивации к занятиям физической культуры можно через инновационные формы работы
Утренняя гимнастика вместе с семьей
Полезно начинать день с зарядки. А если рядом любимая мама, папа, то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. После гимнастики пробежка вокруг детского сада Такая форма работы способствует не только физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья, но и установлению доверительных, добрых отношений между родителями и детьми, улучшению психологического климата в семье, формирует добрые семейные традиции. А для родителей, данный метод взаимодействия, еще и основы физкультурной грамоты.
Уголки «Физической культуры»
В каждой группе можно оформить уголок «Физическая культура», в которых содержится информация для родителей о физкультурно – оздоровительной работе в ДОУ, в частности в течение дня. Информируется какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз и ног, дыхательные упражнения. Даются рекомендации по применению данных упражнений с детьми в домашних условиях
Совместные спортивные праздники:
Традиционные и нетрадиционные праздники и развлечения способствуют воспитанию, как у детей, так и родителей потребности в здоровом образе жизни, проявлению интереса к физической культуре и спорту, создают условия для реализации потребности в двигательной активности и самое главное – в положительном эмоциональном контакте детей с родителями. Родители с удовольствием принимают участие в совместных спортивных мероприятиях. Раскрывают для себя способности своих детей, их спортивный дух, желание быть всегда впереди, и бороться за честь команды.
Газета «Здоровье ваших детей в ваших руках».
Для повышения уровня компетентности родителей, по оздоровлению детей и их физическому развитию, ежемесячно можно выпускать газету «Здоровье ваших детей в ваших руках». Темы здоровьесберегающей направленности соответствуют, теме текущего проекта детского сада В своей газете обращаем внимание родителей на значение игровой деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении.
Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития.
Папка – здоровья. В каждой возрастной группе можно разработать и внедрить «Папку- Здоровья», в которой располагается информация по запросу родителей, консультации Информация предоставлена, как в бумажном, так и в электронном виде. Актуальные темы: «Как правильно одеть малыша на прогулку» ;«Как научить ребенка кататься на велосипеде». Здесь у родителей имеется возможность задать вопрос для специалистов на волнующую тему. В свою очередь знакомясь с поступившей информацией определенным образом реагирую на нее и подготавливаю информацию, которая может быть размещена как в папке- передвижке, так и в иных формах. Обязательно прослеживаю обратную связь, с семьей получившей консультацию, приглашаю на индивидуальные беседы, и в школу здоровья.
Компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни». Еще одной инновационной формой работы с родителями стало компьютерная видеотека «Азбука здорового образа жизни».
Цель которой:
- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества,
- преобразование стендов, информационных материалов, наглядности для родителей.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей,
- рост родительской активности,
- установление тесного контакта с каждой семьей,
- согласование воспитательного воздействия на ребенка,
- обобщение положительного опыта семейного воспитания.
Видеотека предоставлена в форме папки передвижки. Темы :«Рекомендации по проведению утренней гимнастики дома». «Формирование правильной осанки, профилактика ее нарушений», «Влияние физических упражнений на умственное развитие детей» ит.д.
Здесь же имеется объявление для родителей, и тетрадь с отметкой о взятии диска на несколько дней. Тут же родители могут оставить отзыв о данной консультации. Подбираем темы информации с учетом особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через анкетирование , «папку – здоровья»; по итогам диагностирования детей.
Аудиотека. Популярностью среди родителей пользуется аудиотека с оздоровительной информацией под музыку:
- подвижные игры под музыку
- пальчиковые игры
- музыка на расслабление
- гимнастика для глаз под музыку
- гимнастики для ног и т.д.
На дисках имеется разнообразные игры и упражнения, сопровождающиеся речью и музыкой. Материал подбирается с учетом изученного, как закрепление. Родители могут взять диск и послушать его вместе с ребенком в домашних условиях.
Экспресс - листовки. Работа с родителями постоянно меняется, традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Использование новых, активных форм работы с родителями, позволяет вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Для родителей, которые всегда спешат или забирают детей в дежурных группах предоставляем информацию в форме экспресс- листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», « поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры. Также мною разработаны листовки пользующиеся спросом среди родителей, на темы: «Золотые правила здоровья», «В семейную копилку», «На заметку мамам и папам» , «Растем здоровыми и крепкими», «В мамин блокнот» и т.д. Информация разнообразна: «Что такое гиперактивность?», «Если у вашего ребенка плоскостопие», «Умеем ли мы отдыхать?», «Мир движений мальчика и девочки» и т.д.
. Школа здоровья «Румяные щечки». Одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуры - Школа здоровья «Румяные щечки».Во многих семьях существуют традиции поддержания здорового образа жизни и родители стали настоящими помощниками в работе по физическому воспитанию детей. К ним относятся туристические походы, посещение спортивных зрелищ, чтение соответствующей литературы, разработка семейного кодекса «Здоровья», личный пример. Своим опытом в семейном физическом воспитании делятся в школе здоровья «Румяные щечки».
Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями. Также школа здоровья - это интересные новости, авторские материалы, обсуждения, и возможность задать вопрос авторитетному специалисту или найти единомышленников. Школа - это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, обучение родителей практическим навыкам.
Конференция «Здоровье детей в Ваших руках»! Ежегодно для родителей организую конференцию «Здоровье детей в Ваших руках»! В которой принимают участие врач педиатр, медсестра, инструктор по физической культуре. Родители, принимавшие участие в мероприятиях детского сада, отмечают важность систематических занятий спортом, формирования у детей знания о способах укрепления здоровья, значимость совместной деятельности. От пассивного принятия ситуации они перешли к реальным действиям. Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся лично ребенка, его физического развития;
Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Следует убедить родителей, что необходимо найти возможность для занятий физической культурой, повышение двигательной активности, создать все необходимые условия для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение семьи в спортивные мероприятия имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка
Опыт работы поможет выбрать разнообразные формы работы с семьями по приобщению их к ЗОЖ....
Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.
: Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...
ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.
Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...
Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства (опыт работы)
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Изменения направлены прежде всего, на улучше...
Статья «Внедрение в работы детского сада современной формы работы – мини-музей»
Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его развитие? Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в проц...
Статья «Инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования познавательного интереса к детской книге в условиях ДОУ»
Статья посвящена рассмотрению инновационных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в аспекте формирования познавательного интереса к детской книге....
Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...