Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьё
консультация на тему

Медведева Наталья Александровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opubl.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьёй

 В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Описаны инновационные формы  работы с семьёй в детском саду.

 В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада  и семьи.

 1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.

 2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».

 3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как образовывают, воспитывают в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи,  а детский сад  посещают от случая к случаю.

 4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители  выступают сторонними наблюдателями, т.е. безразличными.

 5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде: а не «социальный заказ».

 6. Родители и педагоги часто  чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

 7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей  и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними.

 8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в  состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

 9. Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный или государственный детский сад, в элитную школу - вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкурентной борьбы с другими формами воспитательных услуг.

 Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.

 Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

 Мы считаем, что детский сад и семья могут создать единое пространство развития ребенка, но только в гармоничном дополнении друг друга.

 Такой подход объясняет выбор программы  воспитания и обучения нашего ДС -  «Из детства в отрочество» (автор: Т.Н. Доронова), в которой определены задачи, решаемые в условиях семьи и детского сада. Ее цель – привлечь внимание родителей и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой к школе. Кроме того, разработанная в ДС программа развития ставит перед коллективом задачу оптимизации взаимодействия с родителями.

 В процессе реализации программы развития ДC, мы столкнулись с рядом проблем:

 § педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками;

 § несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;

 § преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.

 С целью решения вышеперечисленных проблем, для развития преимуществ и нивелирования недостатков этих двух воспитательных систем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и  инновационные формы работы с родителями.

 Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:

 § установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;

 § активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

 Основной целью данного взаимодействия является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам пед. процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.

 Обеспечить равноправное взаимодействие с родителями нам помогают следующие принципы: сотрудничество; открытости; дифференциации и индивидуализации; диалогичности; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграции и координации внутренних и внешних условий развития.

 В нашем детском саду накоплен разнообразный опыт взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, найти эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей.

 Исходя, из главного условия развития взаимодействия с семьёй – общение в системе «педагог-ребёнок-родитель», мы в нашем детском саду выработали стратегию - согласованности и вовлечения.

 Стратегия: «Для предупреждения  и преодоления  трудностей  семейного воспитания  недостаточно проводить  работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить её с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести её одновременно и параллельно».

 Учитывая особое значение благоприятной микросоциальной среды для развития ребёнка, мы считаем своими основными  задачами:

 - изучение каждой семьи, поступающей в дошкольное учреждение;

 - психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей в вопросах воспитания и обучения детей;

 - оптимизация детско-родительских отношений.

 Многолетний опыт работы показывает, что только тщательное изучение семьи позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями. В практике нашего дошкольного учреждения определены следующие этапы: информационный (сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому), аналитический (обсуждение и занесение информации в банк данных ДС) и содержательный этап, который  определяет направленность, тематику и формы работы с семьями воспитанников.

  В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители, но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие  в этих формах.

 К ним относятся:

 ? Родительские собрания (общие и групповые).

 ? Родительские конференции.

 ? Дни открытых дверей.

 ?  Ежедневный непосредственный контакт с родителями, во время приёма и ухода детей.

 ?  Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т.д.).

 ? Индивидуальная консультация.

 ? Ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка и др.

 В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные родительской общественностью формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с родителями, стремились сделать так, чтобы они стали более конструктивными. Мы  придерживались ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.  

 Для более эффективной работы с родителями постарались расширить рамки нашего сотрудничества и организовали  данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм, к числу которых относятся:

 • организация работы семейных клубов;

 • Дни сотрудничества;

 • он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта;

 • организация встреч с родителями в форме дискуссионных качелей;

 • родительско-педагогический хоккей или шахматный поединок и др.

 Все формы взаимодействия осуществлялись в рамках проектной деятельности.

 • На протяжении нескольких лет в нашем детском саду работают семейные клубы различного направления (по интересам):

 • «В мире развивающих игр» (интеллектуальное развитие), руководитель – специалист по развивающему обучению

 • «Занимательный английский» (познавательное развитие), руководитель – воспитатель

 • «Секреты общения», руководитель – педагог-психолог

 • «Красота и здоровье» (физическое развитие и оздоровление детей), руководитель – инструктор по физ. культуре

 • «Семейная гостиная» (художественно-эстетическое развитие), руководитель – воспитатель по изо. деятельности

 • Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

 • Основными целями работы семейных клубов являются:

 • объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

 • повышение педагогической компетенции родителей;

 • обмен опытом семейного воспитания;

 • укрепление детско-родительских отношений;

 • предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

 • Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

 • круглый стол;

 • тренинг;

 • практикум;

 • решение педагогических ситуаций;

 • обмен опытом семейного воспитания;

 • видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

 • организация совместной деятельности детей и родителей.

 Проектная деятельность участников клуба имеет определённую тематику в зависимости от направления и деятельности данного клуба. Так, например, работа над проектом «Семейный герб» велась в клубе «Семейная гостиная», а проект «Очумелые ручки» был реализован участниками под руководством воспитателя по изо.деятельности Нины Владимировны.

 ? Дни сотрудничества – традиция детского сада, организуем 2 раза в год. Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках ДС, тематика дней сотрудничества: «На пороге лето», «Азбука нравственности», «Истоки», «Делаем вместе» и т.д. (см. Приложение 3)

 Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.

 Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

 ? Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.

 Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

 В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых узкими специалистами (педагогом-психологом, инструктором по физ.воспитанию, педагогами по развивающему обучению и обучению английскому языку, воспитателями групп).

 В гостевой книге сайта www.pdlada.ru любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т.д. Отметим, что консультирование родителей может содержать даже ссылки на другие источники: сайты, литературу.

 ? Оформление летописи «…».

 Цель: познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе.

 Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил.

 Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол.

 Тематика летописей: «Говорят, малыши», «Страницы истории нашей группы», «Мама, как легенда» или «Образ мамы» (высказывания детей) и др.

 Отметим, что данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома.  И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома.

 ? Дискуссионные качели.

 Цель: рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения.

 Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций –  «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например,  одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребёнка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

 На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распо¬ряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей пози¬ции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противополож¬ную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппо¬нентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищае¬мую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функ¬цию –  она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут со¬гласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.

 Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.

 ? Родительско-педагогический шахматный поединок (хоккей).

 Цели: психолого-педагогическое просвещение родителей: выбор наиболее предпочтительного варианта ответа для решения педагогической ситуации.

 Данная форма аналогична дискуссионным качелям. Родители делятся на 2 команды и предлагается выбрать какими шахматными фигурами они будут играть. Далее, участникам шахматной игры (командам) даётся одинаковое задание – разрешить проблемную педагогическую ситуацию. После обсуждения, выслушивается мнение каждой команды. Воспитатель зачитывает мнение психолога на данную проблему и выбирает наиболее приближённый вариант ответа команд. Эта команда делает следующий ход в шахматной игре.

 В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.

 Организуя вышеперечисленные мероприятия, мы стремились обогатить воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, помочь родителям приобрести собственный воспитательный опыт.              

 Таким образом, проведенная нами работа способствовала оптимизации процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  Ориентируясь на гуманистический  подход, изменилось традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения. Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: они активно участвуют в жизни детского сада, стали верными помощниками воспитателей, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства (опыт работы)

Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Изменения направлены прежде всего, на улучше...

Формы взаимодействия детского сада с семьёй по приобщению здорового образа жизни

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в образовательной области «Физическое развитие» предполагает становление ценностей здорового образа жизни, овла...

Маршрут выходного дня. Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи.

Инновационная форма работы с родителями в дошкольном учреждении....