Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
на тему: «Весна идёт»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_vesna_idet.docx | 35.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
на тему: «Весна идёт»
Составила:
воспитатель Кравец Н.В.
г. Югорск 2014
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Рисование», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.
Цель: Формировать и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.
Формировать представления о том, что в природе всё взаимосвязано. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Познакомить с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты отражают весну в своих произведениях;
Развивающие:
Развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов.
Закрепить знания о понятиях: «поэт», «художник», «композитор».
Воспитательные
Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе;
Совершенствовать эмоциональную сферу детей;
Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке и изобразительному искусству.
Ход занятия
Организационный этап
Это занятие я буду проводить в новом образе. А в каком вам предстоит узнать решив эти примеры.
Дети подставляют буквы и читают слово.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | Е | С | Н | А |
3 + 2 = 5 А | ||||
6 - 3 = 3 С | ||||
6 - 2 = 4 Н | ||||
1 + 1 = 2 Е | ||||
5 -4 = 1 В |
Мотивационный этап
Я, Весна и со мной произошла неприятность. Зима удерживает меня в лесу, не хочет она покидать землю, не хочет, чтобы в город приходило весеннее тепло. Что бы справиться с зимой, надо выполнить все весенние задания. Как вы думаете, вы сможете выручить меня? Давайте попробуем, отгадайте загадки:
1. Зеленоглаза, весела,
Девица - красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – … (Весна)
2. Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют? (Ледоход)
3.Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
4.На глиняных откосах,
В оврагах, вдоль дорог
Появился первым
Жёлтый огонёк ( мать и мачеха)
5. Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)
6. Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи! (Перелетные птицы)
7. За окном звенит она
И поет: "Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!"
Слышно с крыши:
"Шлеп-шлеп-шлеп!"
Это маленький потоп. (Капель)
Воспитатель: - Молодцы вы правильно отгадали загадки.
Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».
Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Дети слушают мелодию весенняя капель.
Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: О весне.
Воспитатель: – Почему вы так думаешь?
Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.
Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?
Дети: – Увеличивается продолжительность дня; снег потемнел, тает, проявляются проталины. Солнце светит ярче, становится теплее. Прилетают птицы, на деревьях набухают почки, появляются первые листочки, распускаются первоцветы. Небо стало бирюзовым, синим. Появились белые легкие облака.
Воспитатель: Весной облака медленно плывут по небу, словно белые лошадки.
- Как их называют, вы знаете? А почему их называют кучевыми?
Весенние облака можно назвать небесным ледоходом. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому, что в этих облаках кристаллики льда.
Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?
Дети: – Март.
Воспитатель: Март - первый месяц весны. В народе его называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками. Еще март называют протальником. Почему? (В марте появляются первые проталины)
- Где по вашему появляются первые проталины?
Воспитатель: Март февралю-бокогрею – младший брат. Еще называют месяц март «утром весны», «утром года», «солнечником»
Воспитатель: Почему?
Дети: Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы.
Воспитатель: Как ведут себя птицы в марте?
Дети: Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: правильно, к концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
Воспитатель: Какой праздник мы отмечаем в марте? (Международный женский день.) Молодцы!
Дидактическая игра: « Составь слова по первым звукам» (май, жук, лужи, лист, март, грач, весна, дятел, трава, почки).
Воспитатель: Назовите второй весенний месяц?
Дети: Апрель.
Воспитатель: правильно - Апрель - водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку.Непостоянен обманщик - апрель: на дню семь погод. Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему?
Дети: Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи.
Воспитатель: Какие цветы расцветают в апреле?
Дети: Мать-и-мачеха, подснежники.
Дидактическая игра: «Первоцветы, разрезные картинки» (мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ландыш, сон-трава, одуванчик, примула, фиалка, хохлатка).
Перед вами картинки с изображением первых весенних цветов. Но вот незадача их все запутал ветер хулиган, вам нужно собрать картинки и отгадать название цветов. Молодцы!
Воспитатель: Что делают в апреле лесные обитатели?
Дети: В середине апреля просыпаются и вылезают из берлоги медведи. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.
Воспитатель: Какие насекомые появляются в апреле?
Дети: В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.
Воспитатель: Какие птицы прилетают в апреле?
Дети: В апреле возвращаются скворцы, трясогузки. А снегири и свиристели улетают на север.
Дидактическая игра: «Кто, где живет»
Воспитатель: А знаете ли вы, кто, где живет?
Девочки возьмите картинки с жилищем, а мальчики – картинки с животными, птицами или насекомыми, найдите пару. Объясните, почему вы встали вместе? (ответы детей)
Воспитатель: Что делают в апреле люди?
Дети: Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам.
Воспитатель: назовите третий весенний месяц?
Дети: май.
Воспитатель: Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Весна всерьёз принялась за своё третье дело: начала одевать лес. Май так и называют – травень – цветень. Май – месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.
Воспитатель: Расскажите о погоде в мае.
Дети: Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга.
Воспитатель: Почему май в народе называют «цветень»?
Дети: В мае распускаются лесу ландыши, прострел (сон – трава), медуницы, одуванчик. Расцветают деревья и кустарники: тополь, береза, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.
Дидактическая игра «Сажаем деревья и кустарники»
Воспитатель: А сейчас проверим, знаете ли вы названия деревьев и кустарников. Посадите хвойные, лиственные деревья и кустарники по своим полянкам.
На зеленой полянке растут – хвойные деревья.
На красной полянке – лиственные деревья.
На желтой полянке – кустарники. Молодцы!
Воспитатель: Какие праздники мы отмечаем в мае?
Дети: 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.
Воспитатель: Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде?
Дети: В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.
Физкультминутка «Весна».
(1)Стучат всё громче дятлы,
(2)Синички стали петь.
(3)Встаёт пораньше солнце,
И землю стало греть.
(4)Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(5)А из-под старой травки
Уже глядит цветок.
(6)Раскрылся колокольчик
В тени - там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна!
Большой и указательный пальцы смыкаем (клюв), остальные сгибаем, прижимаем к ладони.
1 – ударяем сомкнутыми пальцами по ногам (дятел стучит).
2 – стучим указательным пальцем по большому пальцу (синичка поет).
3 – пальцы раскрываем, ладони соединяем боковыми поверхностями. Качая руками, постепенно поднимаем их вверх (солнце встает).
4 – выполняем волнообразные движения руками перед собой (ручьи).
5 - ладони раскрываем, боковые стороны рук соединяем, пальцы полусогнуты (чашечка цветка).
6 – пальцы сжимаем в кулак, а затем – постепенно расслабляем, кисть свободно опускаем, покачиваем кистью (колокольчик звенит).
Воспитатель: Вот и пали чары злой зимы, теперь на всей земле будет тепло.
Воспитатель: Ребята, какие чувства, какое настроение возникает у вас при слове «весна?».
Дети: Приподнятое, радостное, праздничное, веселое, игривое, …
Воспитатель: Очень любят рисовать картину весны и поэты, и художники, и композиторы.
Ребята, я сказала «рисовать». А разве поэт может нарисовать картину?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: А если бы он мог нарисовать, то чем?
Дети: Словом!
Воспитатель: А художник?
Дети: Красками.
Воспитатель: А композитор?
Дети: Звуками.
Воспитатель: Молодцы! Послушайте отрывок из стихотворения русского поэта Евгения Баратынского «Весна!» расскажет Романчук Яна
«Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!»
Воспитатель: Какое настроение передал поэт в этом стихотворении?
Дети: Радость, взволнованность, восторженность, ликование.
Воспитатель: Представьте, если бы вы были композиторами, какими бы звуками вы бы нарисовали весну?
Дети: Звонкими, высокими, переливистыми…
Воспитатель: Я предлагаю вам заглянуть в музыкальный альбом «Времена года». Кто его написал, вспомните, пожалуйста?
Дети: Пётр Ильич Чайковский
Воспитатель: Хотите услышать, какую весну «нарисовал» Пётр Ильич звуками?
Воспитатель: Что вы себе представили, когда слушали эту музыку? Какую картину она вам нарисовала?
(варианты детей)
Воспитатель: Какая была музыка по характеру?
Дети: Нежная, тихая, плавная, светлая, иногда взволнованная.
Воспитатель: Да, музыка очень трепетная, нежная, плавная, по-весеннему взволнованная.
А называется она «Подснежник». Пьеса «Подснежник» написана для месяца «Апрель», ведь именно в апреле распускаются эти первые весенние цветы.
Воспитатель: Перед пьесой «Подснежник» есть стихотворение поэта А.П. Майкова.
«Голубенький чистый подснежник-цветок,
А подле сквозистый последний снежок…
Последние слезы о горе былом
И первые грезы о счастье ином»- воспитатель читает стихотворение под музыку.
Воспитатель: Подснежник – очень красивый, нежный, хрупкий цветочек и очень редкий. Недаром капризная принцесса из мультфильма «Двенадцать месяцев» захотела в декабре получить в подарок именно их. И злая мачеха отправила зимой в лес свою падчерицу на поиски подснежников. А кто же ей, ребята, помог?
Дети: Братья двенадцать месяцев.
Воспитатель: Да. Брат Апрель. Как мы помним, девочка набрала полную корзину подснежников, сорвав их с весенней лужайки. Но, как бы нам не хотелось сорвать их, мы должны помнить, что подснежники занесены в красную книгу, в которой собраны все редкие, исчезающие виды растений и животных. Если вы увидите в лесу подснежники или другие цветы, не срывайте их. Ведь тем самым мы забираем у леса его весеннее украшение. А ведь именно весной лес радует нас своей красотой. Все оживает кругом, просыпается после долгого зимнего сна. И птицы и звери с нетерпеньем ждут весну. Давайте и мы с вами изобразим в движении эту дивную картину пробужденья весеннего леса.
Пластический этюд - импровизация «Весна идет!» муз. И. Бриске.
Дети свободно располагаются по группе.
Воспитатель: Солнышко начало медленно подниматься, робко одаривая всех своим теплом.
Ноги согнуты в коленях, стопы соединены друг с другом, спина прямая. Дети медленно поднимают руки, как бы рисуя круг. Делают глубокий вдох, затем медленно выдыхают, опускают руки.
Воспитатель: И вот тепло солнца коснулось нежных маленьких подснежников, растущих на полянке. Девочки медленно поднимают руки «цветочек распускается», плавно качают ими влево - вправо.
Воспитатель: Подул приятный весенний ветерок, он разбудил молодые деревья растущие около полянки.
Мальчики и девочки встают, поднимают руки вверх и плавно качаются влево вправо не отрывая ноги от пола.
Воспитатель: Солнышко стало пригревать все сильнее, и вот побежал первый маленький ручеек. Девочки выстраиваются друг за другом и на носочках бегут змейкой между мальчиками. Останавливаются, садятся.
Ручеек становится все больше и больше он стал сильным быстрым ручьем.
Мальчики выстраиваются друг за другом и бегут змейкой по залу. Останавливаются, садятся.
Воспитатель: Вдалеке показалась стая грачей.
Мальчики импровизируют, выполняя махи руками, свободно перемещаясь по залу.
Воспитатель: Все ожило, заиграло, зацвело кругом!
Мальчики и девочки импровизируют, изображая понравившийся элемент этюда.
Воспитатель: Как красиво вы изобразили картину весны! Мне очень понравилось, вы прочувствовали музыку и очень ярко передали приход весны в движениях. Ребята, мы сегодня много говорили о весне, о ее красоте, слушали стихи, музыку.
Воспитатель: А как еще можно изобразить весну?
Дети: Нарисовать ее.
Воспитатель: Да, много известных художников рисовали весну и у всех весна разная: она и яркая, бурная, и многоводная, и солнечная, и радостная и грустная. Ребята, вы знаете, что художники, которые пишут о природе, называют пейзажистами, а их картины – пейзажами. Художников, изображающих природу, очень много, это и И.И.Левитан, И. Шишкин, А.К. Саврасов, Юон и др. Воспитатель: Давайте полюбуемся этими замечательными картинами ( под музыку Ф. Шопена «Апрель мечты» и «Нежный аромат весны».
Этап закрепления полученных знаний
Воспитатель: Кто сегодня приходил к нам в гости?
Дети: Весна.
Воспитатель: Скажите, что мы сегодня с вами делали, чтобы весна пришла к нам поскорее и чтобы создать весёлое весеннее настроение. (Читали стихи, рассматривали картины, слушали музыку).
Воспитатель: Что нового мы узнали о весне?
Дети: ответы.
Этап рефлексии
Воспитатель: А теперь давайте представим, что мы с вами художники-пейзажисты. Нарисуйте свою весну. Она, может журчать ручьями, цвести подснежниками, распускаться вербой.
– А, чтоб вам было легче представить свою весну, вам поможет музыка итальянского композитора А.Вивальди, которая тоже называется «Весна» и « Весенние воды» С. Рахманинова.
Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы, звери проснулись после зимней спячки. Давайте подарим свои рисунки ветру, что бы он полюбовался весной и ни когда б ее больше не удерживал. Мне хочется пожелать вам, чтобы эта весна для вас тоже была весёлой, солнечной, радостной и конечно счастливой.
Воспитатель рассматривает работы детей, организует выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ФЦКМ в подготовительной группе Тема: «Весна идет»
Образовательная область «Познание»Направление – «Познавательно-речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникац...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Весна идёт, весне дорогу» во 2 младшей группе.
Цели: - Продолжать обучать детей в работе с бумагой, выполнению аппликации различными способами (посыпка, мятая бумага); - Продолжать учить работать с клеем; - Развивать мел...
Конспект комплексного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе.Тема:«Георгий Победоносец – символ победы добра над злом».
Задачи. Познакомить детей с иконой Георгия Победоносца. Расширять словарный запас детей. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание защищать тех, кто нуждается в помощи. Поддерживать в мальчик...
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе. Тема: «Дуб».
Программное содержание:Расширить знания детей о дубе.Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.Закрепить знания цифр и навыки счета.Развивать эмоционал...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Весна идёт. Ледоход».
Весна идёт. Ледоход....
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе. Тема: «Знакомство с организмом человека»
Дети подготовительной группы в игровой форме познакомятся с органами и частями тела человека....
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Прогулка на природу»...