Развитие речи посредством экспериментально-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте.
консультация (младшая группа) на тему

Мингалимова Надежда Ивановна

статья для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 678_.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

«Идея»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Я – воспитатель группы комбинированной направленности, в которой есть дети с тяжелыми нарушениями  речи. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь в этом может экспериментально-исследовательская деятельность. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, что стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника. В ходе небольших экспериментов дети инициативно высказываются, делятся своими переживаниями. Таким образом, использование экспериментально-исследовательской деятельности, как средство развития связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей с нарушениями речи.

Цель: развитие речи через экспериментально-исследовательскую деятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность, самостоятельность через выбор предметов экспериментирования.
  2. Включить активные формы и приемы экспериментально-исследовательской  деятельности для развития речи, инициативности высказывания у детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Хочу все знать».
  3. Применять метод Марте Мео для фиксации результатов педагогической деятельности в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста.

Изучив методическую литературу, педагогические технологии и методы, в рамках экспериментально-исследовательской деятельности пришла к выводу, что данная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, в процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

Одними из эффективных методов экспериментально-исследовательской деятельности являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций, метод Марте Мео (видеотерапия), видеозапись позволяет проанализировать и зафиксировать развитие речи у детей младшего дошкольного возраста.

Для качественной работы в данном направлении разработала проект «Хочу все знать», где совместно с родителями составлен план совместной деятельности.

Проект реализуется в центре детского экспериментирования, здесь находится различный природный материал, специальное оборудование (емкости разного размера, песочные часы, лупа, микроскоп, бросовые и упаковочные материалы, палочки, трубочки). В центре есть «зона коллекций», которая используется для знакомства детей с различными природными объектами (камни, песок, глина, сухие ветки, листья, семена, жучки, бабочки). Центр оснащен картотекой опытов и экспериментов, дидактическими играми «Чей малыш?», «Кто как кричит?», «Кто кем будет?», «Чей домик?», «Что опасно для природы?» и т.д. В работе использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты. Все материалы и приборы размещены на уровне детей, что способствует развитию самостоятельной исследовательской деятельности, где ребенок самореализуется.

Игры предлагаю детям с усложнением, использую разнообразные формы работы: коллективная работа в группах, подгруппах, индивидуально, виртуальная экскурсия.  

При организации экспериментально-исследовательской деятельности воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.  Не делаю за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. 

В своей деятельности применяю оригинальные приёмы исследовательской деятельности: опыты, моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе), «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы, моделирование ситуации, дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

Для достижения поставленной цели работаю поэтапно:

1. Подготовительный (организационный).

- изучение методической литературы по данной теме;

- разработка проекта «Хочу все знать» по экспериментально-исследовательской деятельности;

- разработка картотеки;

- подбор и изготовление дидактических игр;

- подбор основного оборудования;

- анкетирование родителей;

- разработка плана совместной деятельности с родителями по экспериментально-исследовательской деятельности.

2. Внедренческий.

Для успешной реализации проекта «Хочу все знать» использую три уровня инновационного «исследовательского  обучения» (М.В. Кларин):

  1. ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику её решения,

само решение предстоит самостоятельно найти ребёнку.

  1. ставлю проблему, но метод её решения ребёнок ищет

самостоятельно (на этом уровне даётся самостоятельный  поиск).

3. дети самостоятельно обозначают проблему, ищут способы её исследования и разрабатывают решения.

Проект реализуется в оборудованном центре экспериментирования, где размещены приборы и материалы для экспериментов, самостоятельной и исследовательской деятельности детей.

Одним из направлений проекта является работа с родителями, на данном этапе реализуется план совместной деятельности с родителями по экспериментально-исследовательской деятельности в рамках проекта «Хочу все знать».

3. Обобщающий.

- анализ эффективности проделанной работы по развитию речи в экспериментально-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством применения метода Марте Мео.

В результате включения экспериментально-исследовательской деятельности в период с 2015г. по 2016г.: у воспитанников значительно повысился уровень познавательных способностей, расширился кругозор, усовершенствовалась речь; у меня повысился уровень профессиональной компетенции по данной теме; с родителями укрепились партнерские взаимоотношения, что повысило эффективность непосредственной образовательной деятельности.

Свой педагогический опыт представила на базе МБДОУ «Детский сад № 33» для педагогов по теме «Развитие самостоятельности и инициативности посредством экспериментально-исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте». С родителями был реализован мастер-класс «Организация и проведение экспериментальной деятельности дома».

Данный материал по внедрению экспериментально-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста  может использоваться педагогами детских садов, педагогами дополнительного образования для работы с детьми младшего дошкольного возраста.


Список используемой литературы

1. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.: 2-е изд. испр. ТЦ Сфера, 2010 г.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада». М.: Мозаика - Синтез, 2007 г. (методическое пособие).

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М., 2003 г.

5. Прохоровой Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».  М.: 2004 г.

6. Рыжова Н. В. «Игры с водой и песком». М.: Обруч, №2, 1997 г.

7. Савенков А.И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». Ярославль: Академия развития, 2003 г.

8. Шорыгина Т. А. «Зеленые сказки». М., 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи и окружающему миру для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «Дикие животные»

Продолжить знакомить детей с дикими животными (заяц ,белка, медведь,).Уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных.Закрепить знания о характерных особенностях внешнего вида и по...

Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША», КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Тема...

Методическая разработка «Развитие речи посредством ментальных карт у детей старшего дошкольного возраста»

В данной методической разработке представляю опыт применения метода «Ментальных карт» как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Отличительным свойством мето...

«Перспективный план работы по развитию речи посредством дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста»

Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи на учебный год ....

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи «Почему Медвежонок заболел?» для детей младшего дошкольного возраста.

Ознакомление  детей с компонентами  здорового образа жизни  через игровую и образовательную деятельность.   Знакомить детей с некоторыми составляющими здорового образа жизни (...