Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша».
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»,
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.
Тема носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша». Эта тема актуальна в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Развитие логического мышления – длительный и сложный процесс. Начинать этот процесс следует уже в дошкольном детстве. Формирование мышления теснейшим образом связано с развитием речи. Речь служит орудием интеллектуальной деятельности и выполняет познавательную функцию. В познавательной деятельности дошкольника особая роль принадлежит восприятию. Развитое восприятие, в свою очередь, является фундаментом мышления. Таким образом, три понятия: восприятие, мышление и речь, тесно связаны между собой и должны развиваться одновременно.
Считаю, что наиболее эффективным дидактическим материалом, дающим возможность формировать в комплексе восприятие, мышление и речь дошкольника, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.
В процессе игр решаются задачи по развитию речи детей. Расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, и на этой основе развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов и активизируется их использование в речи.
У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным, с именем прилагательным. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Проводимые игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. Таким образом реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи; и все это в соответствии с эталоном звукопроизношения в зависимости от этапа звукопостановки.
В результате этого у детей наблюдается увеличение объема памяти, уровня восприятия, уровня речевого развития: расширяется словарный запас; дети учатся правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова; связно, последовательно объяснять свои действия простыми законченными предложениями. У детей наблюдается высокий уровень мыслительных способностей, они меньше уделяют времени на выполнение игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.konspekt_po_denesha.docx | 372.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по теме «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактического материала
«Логические блоки Дьенеша».
Задачи:
Коррекционно – образовательные: Обогащать лексический запас, развивая навыки активной речи. Пример лексического материала (по сказке «Теремок»): звукоподражания ква-ква, пи-пи, прыг-прыг, тяф-тяф,у-у, э-э. Активизировать глагольный словарь: стоит, бежит, идет.
Коррекционно – развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление. Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие. Развивать навык порядкового счёта в пределах 5.
Коррекционно – воспитательные: Воспитание сенсорной культуры.
Материалы: блоки Дьенеша, карточки с изображением геометрических фигур, деревянные модели персонажей и декорации к сказке «Теремок».
Ход занятия.
1. Здравствуй!
- Посмотри сколько зверей к нам сегодня пришло в гости.
(на столе выставлены: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.)
- Давай вместе с тобой вспомним как эти звери звуки произносят.
- Как мышка пищит? (пи-пи)
- Как лягушка квакает? (ква-ква)
- Как зайчик прыгает? (прыг-прыг)
- Как лисичка кричит? (тяф-тяф)
- Как волк воет? (у-у-у)
- Как медведь ревет? (э-э-э)
2. Рассказывание сказки «Теремок» логопедом с помощью деревянных моделей персонажей и декорации.
-Сейчас я тебе расскажу сказку, в которой все звери жили дружно в одном домике. Сказка называется «Теремок».
3. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка.
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
4. Беседа по сказке.
- Как называется сказка? («Теремок»)
- Какие звери поселились в теремке? (ответы ребенка)
- Как они просились в теремок с какими словами? (Терем-теремок! Кто в тереме живет)
- В сказке у каждого зверя есть прозвище, давай их вспомним. (беру зверей в руки по одному, в соответсвии с последовательностью в сказке)
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка,
волчок- серый бочок, медведь косолапый.
- А кто же сломал теремок? (медведь)
- Не помочь ли героям построить новый терем?
5. Игра «Узнай фигуру на ощупь». В мешочек помещаются части квадрата или круга. На ощупь определить часть какой фигуры находится в мешочке.
- Чтобы помочь построить теремок, нам нужно найти подходящие фигуры.
Игра «Я работаю волшебником» (конструирование из фигур). Накладываем соответствующие части фигур на изображение домика.
Игра – «Теремок» с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» ребенок выкладывает героев, называет их.
- Давай сосчитаем, сколько в тереме этажей. («Заселяем» первый этаж. Аналогично заселяем второй этаж).
- Сколько «жильцов» на первом этаже? Сколько на втором?
Игра «Кто ушёл гулять». Ребенок поворачивается спиной к логопеду. Убираем одно из изображений животных. Ребенок должен отгадать, кого нет.
6. Итог.
- В какую сказку мы с тобой сегодня играли? Как она называется? (Теремок)
- Какие звери жили в теремке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития художественно-творческих и речевых особенностей детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи
Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста логопедической группы через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основ...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Пратичесий материал для воспитателей...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...
Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...
Развитие связной речи, закрепление лексических понятий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий.
Авторские ИКТ технологии. Развитие речи....
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи авторских ИКТ технологий
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....