Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников.
консультация на тему

Деккер Оксана Владимировна

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении  личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерные особенности творческого мышления у дошкольников.

Дошкольный возраст является важнейшим  в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается  в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

Дошкольное детство играет решающую роль в становлении  личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Условия современного общества требуют от выпускника дошкольного учреждения, овладения основами культуры творческого мышления, знания доступных механизмов решения возникших перед ним проблем, практических умений, реализуемых как в индивидуальной, так и коллективной творческой деятельности и способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные его возрасту.

Предполагается, что ребёнок сможет применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Ребёнок сможет предположить собственный замысел и воплотить его в рисунке, аппликации, изготовлении поделок.

Наша педагогическая деятельность направлена на создание необходимой среды для развития личности детей, их способности к творчеству. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество даёт возможность удовлетворять человеческую потребность – потребность в самореализации.

Направленная систематическая работа с детьми создаёт благоприятные условия для развития творческих способностей. В образовательной деятельности по лепке, рисованию, аппликации, мы ставим цель как можно чаще давать ребёнку свободу выбора, материалов способов изображения. Благодаря этому, творческий процесс окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает привлекательным для ребёнка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового.

Креативность формируется  стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. Но ребёнку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача педагога состоит в том, чтобы сохранить в ребёнке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность.

Развитие творческих способностей  у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. В процессе работы  с детьми, мы замечаем, что гендерные особенности развития творческого мышления у детей разные. Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек – более детальное и конкретное.

Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, девочки – на результат, они предпочитают типовые и шаблонные задания, которые требуют тщательности исполнения.  У девочек более правильная  связная речь, неречевые  задачи они лучше решают речевым способом. Внимание мальчиков более рассеянное, менее устойчивое, девочки более внимательны, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. В отличие от  девочек у мальчиков  быстрее утомляется левое полушарие, отвечающее за речевое мышление, логические операции.

Анализируя детские работы, можно отметить, что рисунки девочек ярче и с большим количеством мелких деталей. В рисунках девочек больше лёгкости, нежности, изящества. Девочки рисуют людей, в том числе и себя.  Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше улиц, домов, чем девочки. В рисунках мальчиков больше символов свободы и путешествий (догори, машины, самолёты), символов врага (роботы, монстры). Мальчики чаще рисуют технику, их рисунки наполнены действием, движением, всё движется. Мальчики используют тёмные цвета коричневый, черный, синий.

В повседневной жизни мы постоянно наблюдаем различия в развитии воображения и креативности мальчиков и девочек. Мальчики более успешны в выдвижении оригинальных идей, у них шире границы пространственного представления. Девочки имеют преимущество в развитии способности к более детальной разработке реализации идеи.

Важно не забывать, чтобы ребёнок развивался как творческая личность, нужно обязательно предоставлять ему свободу выбора.

Литература:

Дошкольное воспитание №5 2007 «Развиваем способности ребёнка»

Семёнова Л.Э. «Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста» вопросы психологии.№6 2002

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество психологов и педагогов. Современные требования к воспитанию мальчиков и девочек подразумевают  изучение потенциала партнёрских вз...

Консультация для воспитателей «Гендерные особенности изобразительной деятельности младших дошкольников»

Рисуя, ребенок развивает определенные способности, специальные умения и навыки: координацию глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создавая поло...

Особенности развития творческого мышления старших дошкольников

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не о...

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....

Семенар-практикум «Гендерные особенности творческих способностей детей на занятиях по развитию музыкально-ритмичесаих движений»

Семенар-практикум для педагогов на тему «гендерные особенности творческих способностей детей на занятиях по развитию музыкально-ритмичесаих движений»....