Особенности развития творческого мышления старших дошкольников
материал на тему

Териева Элеонора Ивановна

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, почему инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития творческого мышления старших дошкольников

Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, почему инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой»[25].

Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и

новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию[14]. Без этого качества развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

Творческое мышление выделяет человека из мира животных. Оно является осмыслением действительности, одним из способов активного познания мира. Именно творческое мышление делает возможным прогресс отдельного индивида и человечества в целом. В.Г. Крысько дает такое определение творческого мышления: «Творческое мышление – вид мышления связанный с созданием и открытием чего-либо нового»[14, c.121]

Дж. Гилфорд и Е. Торренс представляют творчество как креативность, как универсальную познавательную творческую способность. В словаре психологических терминов дается такое определение креативности: «Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основные факторы креативности – оригинальность, семантическая гибкость, способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии»[2].

Креативность является способностью ребенка, данная от рождения, поэтому дошкольный возраст признан рядом психологов сенситивным для развития творчества. Доказано, что креативность формируется стихийно в благоприятной среде игры и в ходе детского экспериментирования. Но ребенку трудно самостоятельно реализовать свои творческие способности и развить их без поддержки взрослого. Задача взрослого состоит в том, чтобы сохранить в ребенке творческое начало, помочь ему проявить себя как творческую личность[28].

Особенностью старшего дошкольника является то, что он восприимчив к новому. Его отличает своеобразие воображения и чувств, таким образом он расположен к развитию творчества. Психологами доказано, что с возрастом способность к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. В 5-6 лет для дошкольника наиболее значимы внешняя среда и условия социализации ребенка. В 6- 7 лет происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. В дальнейшем препятствуют развитию творческого мышления конформизм, боязнь показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость в стремлении получить результат немедленно также нередко разрушают творческий процесс[16].

Согласно данным исследователя детской креативности П. Торренса, способность к творчеству проявляется неравномерно. Пики ее наблюдаются в 5, 9, 13, 17 лет. Другой исследователь детства, Ж. Пиаже, отрицал креативность как характеристику детского мышления, считая его эгоцентричным, нерефлексивным, нечувствительным к противоречиям[2;9].

Среди отечественных ученых Л.С. Выготский экспериментально выявил уменьшение развития творческого мышления с возрастом в связи с развитием умения усваивать и формулировать новые понятия[21]. А.А. Венгер связывал увеличение с возрастом способности к творчеству с развитием понимания причинности - способности выявлять связи и отношения между предметами и их свойствами, отражать объективные закономерности[5].

Н.Н. Подьяков называет гибкость детского мышления условием, обеспечивающим усвоение системы знаний, отражающих объект в различных противоречивых аспектах. Он связывает с этой особенностью такую форму детского творчества, как экспериментирование. Детское

экспериментирование, по Н.Н. Подьякову, - это преобразование ребенком незнакомых объектов и самостоятельное выявление в них скрытых свойств и отношений[19].

Особенностью творческого мышления старшего дошкольника является гибкость мышления дошкольника, которая связана с перестройкой и переоценкой ситуации, со способностью увидеть новое в старом, а нестарое в новом. Эта особенность мышления старшего дошкольника зависит от умения выделять им в освоенных средствах мышления новые свойства и отношения, от смелости применять ранее освоенные средства мышления в новых условиях. Для старшего дошкольника характерно умение анализировать образ объекта и включать ранее неиспользованные характеристики для развития гибкости детского мышления.

Исследования А.Е.Мелик-Пашаева показывают, что по мере продвижения дошкольника от средней к подготовительной группе детсада наблюдается рост его способности самостоятельно изменять систему мыслительных средств, успешно применять знания в одной ситуации[20]. Он выделил три уровня развития гибкости мышления старшего дошкольника, которые характеризуются различными внешними проявлениями:

-уровни развития гибкости мышления дошкольников. Их три- для первого уровня характерно осознание ребенком проблемной ситуации, он не выделяет существенные свойства объекта, не выделяет те или иные аспекты мыслительных средств. Второй уровень характеризуется появлением попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных. Анализ мыслительных средств выражен, но не дифференцирован, не развернут. Третий уровень характеризуется тем, что у ребенка выражен анализ свойств объекта, выделяются очевидные и скрытые существенные свойства, четко вынуждена зрительная ориентировка, ребенок ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

С учетом особенностей процесса протекания творческого мышления старших дошкольников к развивающим программам предъявляется целый комплекс требований. Педагог, который реализует систему развития творческого мышления у ребенка 5 - 7 лет, должен придерживается принципов развития творческого мышления[25].

К принципам развития творческого мышления относятся:

-принцип беглости мышления, который предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществлять по методу «мозгового штурма»;

-принцип мягкого соревнования состоит в том, что использование соревнования между командами, с постоянно меняющим свой состав, и нематериальным вознаграждением победы и участия;

-принцип сотрудничества и кооперации заключается в том, чтобы выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе;

-принцип благоприятного климата для педагога ставит задачу поддержания на занятиях благоприятной социально-психологической среды, которая характеризуется психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка;

-принцип неоцениваемой деятельности дает возможность предоставить каждому участнику право делать ошибки;

-принцип положительного подкрепления желаемого поведения заключается в том, чтобы какое-либо действие осознанно запоминалось как ведущее к вероятности повторного совершения такого действия;

-принцип активности обеспечивает развитие творческих способностей ребенка благодаря его собственной деятельности по решению творческой задачи. Исходя из этого можно определить основные направления в развитии творческих способностей старших дошкольников:

-развитие воображения;

-развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным [28, c. 27].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Влияние изобразительного искусства на развитие ребенка и в целом личности человека очень велико. Воспитание творческого восприятия окружающего мира пробуждает у детей способность не только чувствовать и видеть красоту мира, но и создавать свои творческие продукты деятельности. Л.В.Парамонова считает, что искусство является определяющим средством формирования творческого мышления дошкольников так как оно говорит образным языком, оно наглядно, что является близким ребенку дошкольного возраста». [23; 4]

Общеизвестно, что ребенок при познании мира природы с его богатством явлений и красотой, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, совершенствуется как личность. Он может не обладать в полной мере способностью передать впечатления словами, но в рисунке он может полнее и ярче выразить свои мысли, эмоции и ощущения.

Т.М. Бондаренко отмечает, что живопись учит смотреть и видеть окружающий мир. Через живопись дети учатся понимать гармонию природы.[4; 21] Изобразительная деятельность предоставляет ребенку большие возможности в выражении своей индивидуальности. Через рисунок проявляется уровень развития творческого мышления, так как один и тот же предмет, видимый детьми, изображается с индивидуальными особенностями. Через рисунок дошкольник выражает отношение к изображаемому предмету. Как отмечают психологи, в момент изобразительной деятельности у старшего дошкольника включаются в работу и активно развиваются все мыслительные процессы. Изображение окружающего мира, окружающих предметов и есть проявление творческого мышления.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности[13].

Особенностью преподавания изобразительного искусства в дошкольном учреждении является то, что существует два основных подхода к преподаванию. Их можно определить как академический и творческий подход к обучению.

При академическом подходе детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При этой системе обучения дети приобретают некоторые навыки, полезные в дальнейшей жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, слабо приобщаются к искусству. Это обучение с небольшой долей творчества. (Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. HYPERLINK "https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/" HYPERLINK "https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/" Программа и методические рекомендации. HYPERLINK "https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/"HYPERLINK "ht HYPERLINK "https://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/"tps://fictionbook.ru/author/t_s_komarova/izobrazitelnaya_deyatelnost_v_detskom_sa/"Для занятий с детьми 2-7 лет. «МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2006)

Во втором случае, при творческом подходе к обучению, создаются благоприятная среда и условия для творчества. Дошкольники обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т.п. (Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- старшая группа. «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009) Современная педагогика соединила эти два подхода, создала синтез обучения и творчества, что использовано нами при организации изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных художественных техник. [26;29].

Арт -педагогика соединяет творческий и академический подход. Их интеграция даёт результат, который превосходит результаты каждого отдельно направления. Арт-педагогический подход широко использует нетрадиционные художественные техники рисования, интегрируя их с образовательными методиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....

Тренинг по развитию творческого мышления старших дошкольников

Тренинг на развитие творческого мышления старших дошкольников предназначен для детей в возрасте 5 –7 лет.Основная цель тренинга – развитие творческого мышления старших дошкольников в соотв...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников

Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...

Методическое пособие по развитию творческого мышления старших дошкольников

Данное методическое пособие посвящено проблеме развития творческого мышления. Материалы данного пособия могут быть использованы педагогами ДОО в работе с детьми для развития творческого мышления детей...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....