консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022
консультация (подготовительная группа)
Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_kreativnosti.docx | 84.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.
Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте
Творческий потенциал личности рассматривается как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества, которые определяют успешность выполнения человеком творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д. В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления.
Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления:
ассоциативность;
диалектичность;
системность.
Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.
Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность, т. е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Мышление считается тем более творческим, чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, они должны в свою очередь отвечать требованиям задачи и характеризоваться полезностью.
Таким образом, одной из основных психолого-педагогических задач по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы, несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полеты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления.
Необходимым качеством творческого мышления является диалектичность мышления, задачами формирования которого в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.
3. Формирование умения разрешать противоречия.
Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Обозначим задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
В последние годы в психологии и педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность изучения данного феномена определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность, начиная с самого раннего возраста
Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте
Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать именно в дошкольном возрасте. Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка. Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.
Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.
На бытовом уровне воображение – это все нереальное, несуществующее и поэтому не имеющее абсолютно никакой фактической пользы. А вот с точки зрения науки воображение – это умение представить объект, которого нет рядом или не бывает в принципе, удерживать его в сознании и совершать с ним какие-либо действия.
Различают четыре степени активности воображения:
самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;
более активная степень проявляется в приятных грезах;
еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;
наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.
Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:
Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, кентавр — конь с головой мужчины, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.
Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино). Если акцентирование переносится на целый образ и увеличивает его – это гипербола (огромная репка, которую с трудом вытянули из земли все герои сказки «Репка»), а если уменьшает – это литота (миниатюрная девочка Дюймовочка).
Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры. Манипулируя реальными предметами, ребенок выдумывает фантазийную ситуацию. Так ребенок, оседлав палочку, воображает себя всадником на лошади. При этом ребенок не в состоянии представить лошадь, если нет подходящего предмета, на котором можно «скакать».
Для детей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает. Например, играя в фею, девочка берет в руки веточку в качестве волшебной палочки. У детей постарше воображение может отталкиваться от объекта, который имеет мало общего с замещаемым (ребенок играет с флаконом из-под шампуня, представляя, что это лодочка).
Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.
Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.
Основными методами и приемами обучения дошкольников являются:
— практические методы (упражнения и экспериментирование);
— наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
— словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
— игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры), игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.). Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра — ведущая деятельность дошкольников, главное содержание детской жизни. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.
Как показывает практика, развитие творческого воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение.
Для развития воображения применяются:
Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.).
Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» — придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» — представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.).
Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» — придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.).
Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я — кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка»), а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.
Творческое воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой — способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.
Для развития в наиболее оптимальной форме фантазии детей в своей работе педагоги могут применять нижеперечисленные рекомендации и методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения.
Методики исследования:
1. «Дорисовывание фигур»
Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.
Проведение: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник), карандаш. Всего — 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
2. «Составь предложение»
Цель: оценка словесно-образной креативности.
Проведение: Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.
3. «Перестановка спички»
Цель: Оценка способности к поиску и использованию формообразующего (целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое).
Проведение: В основе теста — один из многочисленных видов игр-головоломок со спичками, в большинстве своем имеющих «фольклорное» происхождение.
Необходимы — сложенные из спичек изображения дома, коровы, стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок — ягодка (в стакане). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички:
а) повернуть дом другой стороной;
б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек — сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
4. «Несуществующее животное»
Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.
Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.
При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотама). При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост).
Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение дошкольников. Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап — коллективное творчество — не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт. Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей. Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.
Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.
Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
«Собери фигурки»
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
«Нелепицы»
Рисуется картинка по любому сюжету — лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
«Что на что похоже»
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на …» и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8», которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
«Волшебные кляксы»
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«Словоассоциации»
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
с хлебобулочными изделиями.
с созвучными словами: барон, бекон.
с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло. Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если … «… дождь будет идти, не переставая.» «… люди научатся летать, как птицы.» «… собаки начнут разговаривать человеческим голосом.» «… оживут все сказочные герои.» «… из водопроводного крана польется апельсиновый сок.» Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз. Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.
Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
«Облака-загадки».
Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Мастер-класс"ТРИЗ-технология в ДОУ, как средство развития творческого мышления старших дошкольников"
В конспекте представлены материалы мастер-класса по использованию ТРИЗ-технологии в детском саду....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Особенности развития творческого мышления старших дошкольников
Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не о...
Тренинг по развитию творческого мышления старших дошкольников
Тренинг на развитие творческого мышления старших дошкольников предназначен для детей в возрасте 5 –7 лет.Основная цель тренинга – развитие творческого мышления старших дошкольников в соотв...
Стимулирование творческой активности и развитие творческого мышления старших дошкольников
Как стимулировать творческую активность у старших дошкольников? Какое лучше развивать творческое мышление: дивергентное или конвергентное? Что важнее и почему? И главное как это делать, чтоб было поле...
Программа профессионального развития педагога "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников" на 2021-2022 учебный год
Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах...