«Весна в лесу.»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Басова Алла Юрьевна

Конспект НОД  по познанию (окружающий мир), средняя группа

                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_lesu.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познанию (окружающий мир)

средняя группа

                                                 «Весна в лесу.»

Программное  содержание:

-  Расширить  представления  детей  о  весенних  изменениях  в  природе;

- Учить  устанавливать  простые  причинно - следственные  связи  между  изменениями  в  живой  и  не  живой  природе  в  весенний  период;

-  Уточнить  представления  детей  о  лесе  и  его  обитателях  (растениях  и  животных);

-  Формировать  интерес  и  желание  бережного  отношения  к  лесу  и  его  обитателям;

-  Углублять  представления  детей  о  жизни  птиц  и  диких  животных  с  приходом  весны;

-  Уточнить  значение  леса  в  жизни  человека  и  правилах  поведения  в  лесу.

Предварительная  работа:дидактические  игры  «Животные  и  их  детеныши»,  «Узнай  дерево»,  «Угадай зверя  по  описанию»;рассматриваниеиллюстраций  весеннего  леса,  изображений  диких  животных;чтение  сказок  о  весне  Н.  Сладкова,  стихотворений  о  перелетных  птицах  и  диких  животных;загадывание  загадок  о  животных,  явлениях  природы;  наблюдения  за  сезонными  изменениями  на  участке,  наблюдение  в  группе  за  срезанными  ветками  тополя  и  березы;беседы  о  том,  чего  нельзя  делать  в  лесу,  о  животных,  о  деревьях  (лиственных  и  хвойных).

Последующая  работа:совместная  аппликация «Весеннее  дерево»

Оборудование  и  материалы:  мягкая  игрушка  «Белый  медведь», карточки  с  изображением диких  животных,  иллюстрации  «Времена  года»,  «Дикие  животные», «Первоцветы»,  «Лес»,  еловые  шишки,  ветки  березы  с  распустившимися  листьями.

Воспитатель:Ребята,  сегодня  мы  совершим  с  вами  волшебное  путешествие,как  вы  думаете  куда - в  лес! А  волшебное  потому,  что  в  нем  сокрыто  столько  загадок  и  тайн,  что  познакомившись  хотя бы  с  частью  из  них,  мы  откроем  настоящие  чудеса!

Лес  -  это  большой  дом,  стволы  деревьев – это  его  стены,  кроны  деревьев – это  крыша,  а  пол- это  земля.  В  этом  доме  живут  самые  разные  растения- деревья,  кусты,  травы  и  животные – насекомые, звери  и   птицы.  Все  в  лесу  друг  другу  нужны  и  никто  не  бывает  лишним.А  теперь - занимаем  свои  места  и  отправляемся  в  путешествие.

Воспитатель  предлагает  детям  сесть  на  стулья.

Воспитатель: А  какое  время  года  сейчас  наступило?

Дети:Весна.

Воспитатель: Вот  послушайте  строчки  о  весне:

Отшумела  злая  вьюга

Стала  ночь  короче  дня,                                                                                                                                                                                                                 Теплый  ветер  дует  с  юга,                                                                                                  Капли  падают  звеня.

Солнце,  землю  нагревая,

Гонит  с  нашей  горки  лед,

Тает  баба  снеговая

И  ручьями  слезы  льет.  (Г. Ладонщиков)                  

- Посмотрите,  кто  пришел  к  нам  в  гости!   Воспитатель  показывает  игрушечного белого медвежонка.- Это белый медведь, дальний  родственник  нашего  знакомого  бурого  медведя,  которого  мы  можем  повстречать  в  нашем  лесу!  Он  живет  на  далеком  севере,  где  никогда  не  бывает  весны,  и  никогда  не  тает  снег.  Он  отправится  в  путешествие  вместе  с  нами,  а  мы  будем  рассказывать  ему  о  весне!  

Какое  время  года  было  перед  весной? Воспитатель  демонстрирует  опорные  картинки  с  изображением  времен года?  

Дети:Зима.Воспитатель:А  какое  время  года  наступит  потом?

Дети:Лето.

Воспитатель: А следом придет…?

Дети:Осень.

Воспитатель: И вновь  наступает  зима  и  год  заканчивается.Скажите,  какой  месяц  у  нас  за  окошком?

Дети: Март.

Воспитатель:Март -  это  первый  весенний  месяц. Какие еще  весенние месяцы  вы знаете?

Дети:Это апрель  и  май.

Воспитатель: Есть  народная  пословица,  которая  может  нам рассказать  о  каждомиз  них -  Март  с  водой,  апрель  с  травой,  май  с  цветами.  Как  вы  думаете,  почему  так  говориться?  Дети  рассуждают.

Воспитатель:Дети,  а  как  вы  догадались,  что  к  нампришла  весна?  Что  происходит  в  природе?Дети  называют,  а  воспитатель  показывает  им  опорные  картинки.

Дети: День  становиться  длиннее,  а  ночь  короче,  солнце  светит  ярче  и  согревает  землю,  тает  снег,  бегут  ручьи,  появляются  первые  проталины,  звенит  капель.

Воспитатель:Дети,  а  что  это  такое?Ночью  растет,  а  днем  плачет.

Дети: Сосулька.

Воспитатель:Давайте вспомним, что еще бывает весной? Отгадайте загадку.

С  тучи,  как  из  решета,

Быстро  капает  вода.

Рады  ей  деревья,  птицы!  

Что  же  это  за  водица?

Дети:  Дождик.  

Воспитатель: Весной начинают идти  дождики. Вот  еще  одна  загадка:Что  за  ключ – не  лежит,

А  журчит  да  бежит?

Дети: Ручей.  

Воспитатель: А  почему  весной появляются  ручьи?  

Дети:Тает  снег.

Воспитатель: Дети,  теперь  мы  превратимся  в  веселые  ручейки,  возьмемся  все  за  руки  и  побежим  по  земле,  согретые  лучиками  весеннего  горячего  солнышка.Физкультминутка.

Ура,  весенние  деньки!

Бегут  повсюду  ручейки.

Журчат,  струятся  и  поют,

И  всех  детей  гулять  зовут!  

Воспитатель:А  теперь  давайте  вернемся  в  наш  лес.  Что  же  изменилось  с  приходом  весны  там?   Деревья  и  кусты  по-своему  приготовились  к  приходу  весны!  На  их  веточках  стали  набухать… почки.  Дети  подсказывают, а воспитатель демонстрирует ветки березы с почками. А  кое-где  уже  из  почек  появились маленькие  зеленые…  листочки. Вот  посмотрите,  на  наших  веточках  тоже  распустились  листочки.Скажите, почему листья так важны для нас?  

Дети:Они  дают  кислород,  которым  дышат  люди  и  все  животные.

Воспитатель:Поэтому  очень  важно  беречь  деревья,  деревья - наши  самые  большие  друзья,  без  них  не  смог бы  существовать человек и все живые существа.  Недаром  говорят:  Леса – наше  богатство.

Воспитатель:А  для  чего  еще  деревья  нужны  человеку?  Что  делают  из  дерева?

Дети:Из  дерева  строят  дома,  делают  мебель,  игрушки,  посуду,  бумагу,  книги,  карандаши  и  т.д.

Воспитатель: Дети,  давайте  не  обижать  наших  друзей,  беречь их, не ломать понапрасну  их  веточки,  не срывать  листочки!  

А  все  ли  деревья  меняют  свой  внешний  вид  с  приходом  весны?Воспитатель  показывает  иллюстрации  с  различными  деревьями?                                                                   Какие  деревья  остаются  зимой  и  летом  одним  цветом?  

Дети:Ель,  сосна.

Воспитатель:Правильно, это  хвойные  деревья.  У  них  на  веточках вместо  листочков  растут…иголки. А  теперь  назовите  лиственные  деревья?

Дети:Дуб,  береза,  клен,тополь.

Воспитатель: Ну  что же,  продолжим  прогулку  по   нашему  лесу. Вот  мы  вышли  на  лесную  полянку  и  увидели,  что  снег  еще  не растаял,  но  кое-где уже  появились  проталины. А  на  проталинах,  куда  добрались  солнечные  лучи,  можно  встретить  первые  весенние  цветы,  которые  появляются  из-под  снега. Воспитатель показывает картинки с первоцветами.Вот загадка про них.

Первый  вылез  из  землицы

На  проталинке.    

Он  мороза  не  боится,

Хоть  и  маленький.

Из-под  снега  расцветает,  

Раньше  всех  весну  встречает!

Дети:Подснежник.

Воспитатель: А  какие  первоцветы  вы  знаете  еще?    

Дети: Мать-и-мачеха.  

Воспитатель: Какие  красивые  цветы,  правда,  дети! Давайте  расскажем  нашему мишке, можно рвать цветы  на  лесной  полянке и уносить букеты  домой?

Дети: Нет,  рвать  цветы  нельзя!

Воспитатель:Правильно!  Они  погибнут,  и  другие  путешественники  не  смогут  полюбоваться  их  красотой.

    А  теперь  давайте  пойдем  по  лесной  тропинке  дальше,  и  встретим  других  обитателей  леса. Из  берлоги  после  зимней  спячки  вылезает…  бурый  медведь,  из  своей  норки  тоже  после  зимней  спячки  появляетсямаленький колючий… ежик.

Давайте  и  мы  вместе  с  нашими  животными  выйдем  на  лесную  полянку  и  разомнемся.Физкультминутка.

Раз:  мы  встали,  потянулись,

Два:  согнулись,  разогнулись,  

И  в  ладоши  три  хлопка,  

Головою  три  кивка,    

Руки  ставим  широко,      

И  вздохнули  глубоко.

А  теперь  еще  присядем,

И  на  стульчик  тихо  сядем.

Воспитатель:А  вот,  что  я  нашла  под  елкой, смотрите,  сколько  здесь  разбросано  шишек,  но  не  целых,  а  кем-то  погрызенных,  и  скорлупки  рядом  валяются.  Кто  здесь  поработал?Воспитатель  показывает  детям  шишки.Вот  загадка  про  нее.

Хожу  в  пушистой  шубке,  

Живу  в  густом  лесу,

В  дупле  на  старом  дубе

Орешки  я  грызу!

Дети: Белка.

Воспитатель: Правильно!Как  называется  домик  у  белки?

Дети: Дупло.  

Воспитатель: А вы помните, как меняется цвет ее шубки с приходом  весны!

Дети:Серую  меняет  на  рыжую.

Воспитатель:А  какой  зверь  в  лесу  тоже  меняет  цвет  своей  шерсти?  

Вот  про него  загадка.

Что  за  зверь  лесной

Встал  как  столбик  под  сосной.    

И  стоит  среди  травы,  

Уши  больше  головы?

Дети: Заяц.

Воспитатель:Дети,  ответьте  мне,  зачем  заяц  и  белка  вновь меняют  цвет  своей  шубки с наступлением  весны?   Белого  зайца  на  зеленой  траве  легко  заметить?    

Дети:Чтобы быть  незаметным.

Воспитатель:Кого  еще  мы  можем  встретить  в  лесу?

Хвост  пушистый,

Мех  золотистый.

В  лесу  краса.  

Кто  же  это?

Дети: Лиса.Воспитатель:А  вот,  посмотрите,  кто  к  нам  выходит из  чащи?

Разбойник  он  серый,

Воет  без  меры.

Клыками - щелк!

Кто  же  это?

Дети: Волк.      

Воспитатель: А  теперь  скажите,  волк  и  лиса  меняют  цвет  своей  шкуры,  с  приходом  весны?    

Дети: Нет.  Им  не  от  кого  прятаться.    

Воспитатель: Ответьте, а мы  сможем  встретить  в  нашем  лесу  корову  или  козу? И  почему?

Дети:Нет. Это домашние  животные,  они  живут  рядом  с  человеком.

Воспитатель:А  как  называются  животные,  которых  мы  повстречали  в  лесу?  

Дети:Дикие.  

Воспитатель:Недаром  говорят весна – зарождение  жизни.  У  всех  лесных  жителей   весной  появляются  детеныши. Детеныши  рождаются  слабые  и  беспомощные,  а  мама  долгое  время  прячет  их  в  норке,  кормит  их  молоком  и  защищает  от  врагов. Поэтому  особенно  весной  в  лесу  нельзя  шуметь  и  громко  кричать,  чтобы  не  испугать  малышей.                                                                        -  А  теперь  поиграем  в  игру,  каждый  из  вас  получает  карточку  и  должен  называть  взрослое  животное  и  как  зовут  его  детеныша.  Дети  берут  по  одной  карточке, называют  зверя и его  детеныша.    

Воспитатель:Давайте  посмотрим,  какие  еще  чудеса  происходят  с  приходом  весны? Весной возвращаются из теплых  стран птицы. Как они называются?

Дети:Перелетные.  

Воспитатель:По  весне  птицы  начинают  вить  гнезда  и высиживать  птенцов.И  если  вам  посчастливиться  встретить  в  лесу  гнездо  с  яйцами  или  птенцами,  ни  в  коем  случае  не  трогайте  их  потому, что  тогда  родители  бросят  свое  гнездо  и  птенцы  погибнут.  – Но  вы  знаете,  что  не  все  птицы -  хорошие  родители.  Одна  птица  не  вьет  гнезда,  а  откладывает  свои  яйца  в  чужие  гнезда. Кто  эта  птица?

Дети: Кукушка.

Воспитатель:Вот  наше  путешествие  и  подошло  к  концу. Вам  понравилось? Теперь  давайте  спросим  нашего  гостя - белого  медвежонка,  ему  понравилось  у  нас  в  лесу?  Он  говорит,  что  понравилось,  но  ему  пора  отправляться  к  себе  домой  на  Север.  Давайте  напомним  ему,  что  интересного  мы   повстречали  в  весеннем  лесу.  Дети  рассказывают.  Воспитатель: Теперь  попрощаемся  с  ним - до  свиданья  мишка! Давайте  скажем  спасибо  весне,  за  то,  что  она  подарила  нам  длинные  дни,  за  то, что  нас  согревает  теплое  солнышко,   деревья  скоро оденутся  молодой  листвой,  зацветут  цветы  и  вокруг  станет  очень  красиво.                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весна в лесу"

Для достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности  дошкольника (в свете реализации ФГТ) большое внимание я уделяю интеграции образовательн...

Занятие "Весна в лесу"

Занятие в подготовительной группе по лексической теме "Весна" в занятие включена дыхательная гимнастика, общеразвивающие упражнения и подвижные игры...

логопедическое занятие "Весна в лесу"

Открытое логопедическое занятие  по автоматизации звуков Р-Рь. Занятие проводилось на родительском собрании с целью -  показать, чему научились дети на занятиях....

Комплексное занятие "Весна в лесу"

Комплексное занятие , направленное на развитие творческих способностей детей....

Конспект открытого занятия "Весна в лесу"

Конспект открытого занятия "Весна в лесу" Цель - расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, о растительном и животном мире весной....

Весна в лесу.

Данный материал поможет систематизировать и закрепить понятия "больше", "меньше", "столько же", "поровну"; различать домашних и диких животных по их основным признакам; отрабатывать умение отгадывать ...