«Основные принципы гештальттерапии и их актуальность в работе с детьми»
методическая разработка на тему

Асташкина Ирина Сергеевна

В данной статье описываются основные и эффективные методы и подходы гештальттерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx14 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные принципы гештальттерапии и их актуальность

                                            в работе с детьми»

Контакт между я и ты

Контакт терапевта и клиента на каждой встрече уникален, неповторим – как мы отличаемся друг от друга. Главное, что требуется от терапевта – умение быть вместе во всей полноте своего существования. Это искусство целостного (в отличие от частного), многомерного (в отличие от одно-, двух-, или даже трехмерного) присутствия. Совместное пребывание с клиентом помогает ему осознать, а иногда и «достроить», восстановить из забвения, избегания, вытеснения собственную ценность.

Гештальттерапевт не склонен задавать вопрос «Почему?» даже взрослому клиенту. Еще менее эффективны попытки услышать объяснения причин психологических трудностей от детей. С позиции гештальтпсихологии  человеческое поведение это феномен целостного поля, в котором действует комплекс причин и системных закономерностей.

Здесь и теперь

Психолог по данному направлению работает с настоящим. Даже если проблема клиента коренится в его прошлом, ее проявления беспокоят человека сегодня. Проблемы наблюдаются на феноменологическом уровне в дыхании, позе, цвете лица, тембре голоса и темпе речи, в способах вербального и невербального проявления чувств, в двигательной активности и др. Важно не то, что говорит клиент, в том числе ребенок, сколько то,  как он проявляет себя в контакте, который происходит здесь и теперь, в кабинете терапевта. Этот способ коррекции эффективен в работе с детьми.

Осознавание  

Согласно парадоксальной теории изменений, изменение может произойти в результате осознания наличной ситуации, актуального состояния, реально существующего на сегодняшний день конфликта, проблемы, истоки которого могут находиться глубоко в прошлом, но так или иначе проявляются в настоящем. Только признав то, что есть,  можно сделать шаг к золотому будущему.  Понимать и осознавать реальность дел очень сложно и не просто. Не всегда хочется видеть, слышать, чувствовать и понимать правду. Иногда кажется, что лучше спрятаться, избежать, уклониться, стерпеть…. И тогда на помощь приходит симптом и это единственной средство излечения выбор защиты от неприятностей. И если терапия направлена на излечение симптома, ее успех поможет проложить дорогу появлению новому симптому.  

     В практической работе часто приходится сталкиваться с неготовностью родителей к переменам, происходящими с их детьми в процессе психотерапии. Действительно, иногда бывает нелегко согласиться с точкой зрения подростка, которая может привлечь за собой снижение интереса к учебе (например, если футбол или компьютерные игры кажутся ему самым важным на свете), даже если и признать чувства ребенка и права самостоятельности и права выбора собственного жизненного пути. В этом случае усилия терапевта направлены на жизненный рост.  Каждый из этих видов психологической помощи может существовать во взаимодействии с индивидуальной (и групповой) психотерапией детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основные принципы работы с незрячими детьми"

Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...

Мои основные принципы работы с детьми

Основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе...

Методическая разработка. Основные направления развивающих и дидактических игр в работе с детьми

Основные направления развивающих и дидактических игр содержат следующие этапы работы :-Дать знания о внешнем строении живых организмов-Приспособление-Рост ,развитие и размножение- Обобщить представлен...

Основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности

В работе петечисляются основные принципы и подходы к планированию коррекционной работы в рамках театрализованной деятельности, приводятся примеры....

Основные принципы оздоровительной работы с детьми

Известно, что игровая деятельность - главная составляющая двигательной активности дошкольника. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитацио...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни

Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитан...