"Основные принципы работы с незрячими детьми"
статья (младшая группа) по теме
Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотельности были и остается проблема обучения ориентировки и мобильности. Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определить свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов,направление выбранного движения,обнаружить предмет или объект,к которому он направляется.
Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительными патологиями:
1. Формирование потребности к самостоятельной ориентировки.
2. Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
3.Овладение ориентировкой на своем теле.
4. Обучение способам и приемам ориентировки в микро пространстве(за столом,на листе бумаги).
5. Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем.
6.Обучение ориентировки со зрячими сверстниками и взрослыми.
7. Ознакомление с приемама ориентировки при помощи вспомагательных средств(трость,звуковой сигнал).
Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы.
1.Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.
- Развитие мелкой моторики.Формирование захватывающие движения ладонью,манипулировать предметами,необходиыми в быту (полотенце,чашка,тарелка). Развивать умение вкладывать, нанизывать,шнуровать.
- Развитие осязательного восприятия пространства.Формировать способы активного осязания(дети могут передвигаться,ощупывая руками стены,шкафы); умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности,материалу( бумагу,ткань).
- Развитие слухового пространства.Развивать умение локализовать направления по звуку,голосу(неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве; игры со звучащим мячом,колокольчиком).Узнавать предметы по звуку,сопровождающем действие с ними(предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей).
- Развитие обонятельного восприятия.Проводить детей к пониманию того,что предметы имеют разные запахи.Знакомить детей с некоторыми запахами и учить локализовать их ( запах пищи,хлеба,мыла)
- Развитие зрительного восприятия пространства.Формировать умение узнавать предметы знакомого пространства с помощью остаточного зрения, учить выполнять зрительные признаки предметов, наполняющих знакомое пространство(цвет,величина,форма).
2.Ориентировка на своем теле,телах близких людей и в микропространстве.
- Ориентировка на своем теле,телах близких людей.Формировать представления о собственном теле ребенка,умения находить и показывать части тела и лица,определять парные органы.
- Ориентировка в микропространстве. Обучать элементарным навыкам ориентировки за столом во время еды,на листке бумаги.
3.Формирование представлений о предметах, направляющих пространство.
Формировать представление о предметах,наполняющих знакомое пространство(комнату,дом) игрушки,мебель,посуда,одежда.
4. Обучение ориентировки в замкнутом и свободном пространствах.
Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия( расположение групповых помещений; раздевалка,игровая комната,спальня).Формировать навыки все ставить и класть на свои места и навыки безопасного передвижения в пространстве.Формировать временные понятия(ночь-день).
5. Развитие общей моторики.
Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.Развивать умение ходить и бегать,согласуя движения рук и ног,сохранять равновесие на ограниченной площади опоры.Формировать правильную позу в положении стоя,сидя.
6. Совместная ориентировки со зрячими.
Отрабатывать правильное положение незрячего ребенка при ходьбе в паре со взрослыми и сверстниками.Учить совместной ориентировке в игровой деятельности,првилами поведения ребенка в обществе.
Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского и педагогического персонала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои основные принципы работы с детьми
Основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе...
Основные принципы работы с неговорящими детьми
Описаны принципы работы с детьми на логопедическом занятии...
Ваши основные принципы работы с детьми?
Главные принципы, по которым я выстраиваю свою педагогическую траекторию: «творчество и самореализация, ориентация на интересы и потребности воспитанников, взаимодействие и сотрудничество с деть...
Из опыта работы с незрячими детьми
Рассказывается об опыте работы с незрячими детьми и их родителями в условиях ДОУ....
Памятка «Основные принципы построения общения с детьми»
Основные принципы построения общения с детьми/...
Консультация для воспитателей "Основные принципы работы с детьми с задержкой психического развития"
Для каждого ребенка нужно ежедневно создавать ситуацию успеха, отмечать каждое достижение, опираясь на его индивидуальный уровень развития. Полученные знания помогают ребенку чувствовать ...
Методические рекомендации для воспитателей: «Основные принципы работы с детьми с задержкой психического развития»
Воспитатель, работающий в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории....