Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
В материале представлены основные требования к деятельности и компетентности учителей-логопедов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Также перечислены функции педагогического общения с воспитанниками. Описаны необходимые для коррекционной работы личные и профессиональные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sostavlyayushchie_professionalnoy_kompetentnosti_uchitelya.docx | 15.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные составляющие профессиональной компетентности учителя- логопеда в работе с детьми, имеющими нарушения речи».
Методическое объединение
Учитель-логопед МАДОУ №202
Елисеева Людмила Викторовна.
В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования к специальным (коррекционным) общеразвивающимся учреждениям, в частности, к учителям-логопедам.
Основными компонентами профессиональной компетентности учителя-логопеда являются:
А/. Осуществление всех видов учебно-воспитательной и коррекционной работы в образовательных учреждениях для детей с речевой патологией.
Б/. использование логопедических технологий.
В/. Владение педагогической техникой и мастерством, включая овладение коммуникативной культурой, определяющей характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы
гуманистических ценностей и смыслов диалогической речи.
Коммуникативная культура определяет характер взаимодействия субъектов на основе осознания ими системы гуманистических ценностей и смыслов диалектического общения.
Критериями же коммуникативной культуры являются:
1. Ценностное отношение к общению.
2. Сформированность коммуникативно-значимых качеств личности.
3. Оценивание себя, как субъекта взаимодействия.
4.Готовность к сотрудничеству.
При общении с детьми с нарушением речи, профессионально грамотный логопед должен применять определенный стиль общения, учитывая индивидуально-типологическую особенность каждого ребенка.
В основу компетентной деятельности учителя-логопеда включают управление педагогическим общением, а это значит: поддержание целостности взаимодействия: логопед-ребенок- равноправные участники общения; направление общения в «русло»,определенное темой, задачами; реализация необходимости «дойти» до каждого в общении.
Одним из основных компонентов педагогического общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких критериях, как запоминание и воспроизведение, а также:
- Гуманизм
-Уважение достоинства каждого ребенка
- Осознание его личностей уникальности и самооценки
- Оптимистический подход к его воспитанию
- Соблюдение педагогического такта
В работе с детьми с нарушением речи, продуктивности общения и положительная динамика в достижении результатов зависит от того, как учитель-логопед и дети воспринимают друг друга, какие при этом они испытывают чувства, как они взаимодействуют.
При организации взаимодействия в системе: учитель-логопед-ребенок, выделяют следующие функции педагогического общения:
1. Стимулирующие
2. Организующие ( т.е. направляющие внимание ребенка с недоразвитием речи на восприятие, запоминание и воспроизведение).
3. Контролирующие
4. Реагирующие (т.е. А/,Оценочные, Б/. Корригирующие)
( По методике с. л. Ромашина)
Педагогическую технику учителя- логопеда мы рассматриваем, прежде всего, как форму организации его коммуникативного поведения, опираясь на структуру педагогической техники, как совокупности умений педагога управлять своим поведением; и умений взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (И.А.Зазюн).
В группу умений педагогической техники учителя-логопеда правомерно можно отнести организаторские умения: умение организовать диалогическое общение и стимулировать коммуникативно-речевую и познавательную активность детей с нарушением речи.
В процессе логопедического обследования учитель-логопед должен учитывать:
- Особенности интеллектуальной деятельности детей с общим недоразвитием речи
- Динамику мыслительных процессов
- Особенности произвольной регуляции деятельности
- Сформированность основных операций в структуре речевого мышления
- Устойчивость и концентрацию внимания
- Особенности долговременной памяти.
За основу профессионализма учителя-логопеда авторы Коломенский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластенин и др., рекомендуют взять такие черты личности человека, как:
- Ответственность
- Гибкость
- Творческий подход
- Адекватная самооценка
Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными «плоскостями» выступают:
- Личность
- Деятельность
- Общение
- Компетентность
К личным качествам относим:
1. Гуманистическая направленность и человеколюбие
2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность
3. Увлеченность профессией, терпение
4. целеустремленность, выдержка и самообладание
5. Социальная активность решительность, настойчивость
6. Развитое самосознание и адекватная самооценка.
К профессиональным качествам личности относятся:
1. Профессиональное призвание
2. Профессиональное мышление
3. Этика, такт, вежливость, общая культура
4. Потребность в самосовершенствовании.
К общению относятся:
1. Доброжелательность
2. Овладение нормами и культурой педагогического общения
3. Устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение
4. Гибкость мышления и речи
5. Стремление к мастерству
6. Преобладание эмоционально-положительного настроя
7. Профессиональная непрерывная обучаемость
8. Стремление к совершенствованию своей профессиональной компетентности.
К компетентности относятся:
1. Понимание теоретических основ профессии
2. Умение сочетать теорию и практику логопедии
3. Умение осуществлять компетентное и продуктивное общение.
Ведь общение с детьми с нарушением речи всегда творчество и овладеть им сложно. овладеть же основами профессионально-педагогического общения можно следующим образом:
Формировать умения и навыки данного общения и развивать коммуникативный опыт своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"
Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Рекомендации учителю - логопеду по работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Общие рекомендации и создание условий для лучшего зрительного восприятия детей с нарушениями зрения....
Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.
Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных п...