Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
консультация на тему
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_i_roditeley.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга
Консультация для воспитателей
Тема: « Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников.»
Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни»
Санкт – Петербург
2018
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.
Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Вместе с тем по прежнему «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирование тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств ( усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), от есть тех показателей которые тесно связаны с самовоспитание.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-тельную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.
Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних ( природных и социальных) и внутренних ( наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2.Физическое развитие – уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое развитие – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе..
От чего же зависит здоровье ребенка?
Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того, образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его ( родителей, воспитателей, врачей, учителей и до.) с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурные досуги и праздники, походы.
Для совместной деятельности педагогов детского сада и родителей воспитанников предлагаются следующие направления.
1 направление. «Я познаю себя»
Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о себе и других детях..
Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела.
Воспитывающий компонент . Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.
2 направление. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.
Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
3 направление. «Азбука движений».
Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.
Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.
4 направление. «Школа моего питания».
Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминах.
Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.
Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, для работы со старшими детьми по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.
1 направление «Самопознание».
Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.
Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.
2 направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.»
Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы.
Взаимодействие человека с микробами.
Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.
3 направление. «Питание и здоровье.»
Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.
Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.
4 направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».
Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.
Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.
5 направление. «Культура потребления медицинских услуг».
Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.
Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей..
Формы и методы работы с семьей:
Интерактивная
* анкетирование;
* интервьюирование;
* дискуссия;
* круглые столы;
* консультации специалистов
Традиционная
* родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей».
* семейные спортивные соревнования;
* акция «Здоровый образ жизни»;
* вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
Просветительная
* использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ
у детей;
* организация клуба «Здоровая семья»;
* выпуск бюллетеней, информационных листков;
* стенд «Здоровье с детства»;
* уголок в группах.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания, которые дошкольники должны выполнять дома ( но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома.
В семье
В ДОУ
1.По мере материальной возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей.
1.В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.
2.Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр ( учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.
2.Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.
3.Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.
3.Пропогандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления характера ребенка.
4.Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.
4.Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях \к взаимообучению сверстников.
5.Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 *22
градуса С.
6.Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.
6.Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.
7.Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.
8.Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.
9.Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:
- домашними условиями
- условиями образовательного учреждения.
10.Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
10.Пропагандировать среди родителей детскую литературу, являющуюся педагогически ценной.
11.личный пример взрослых, родителей и педагогов – мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и.т.д.
12.По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.
Одним из основных приоритетов для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
консультация для родителей...
Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""
В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....
Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни, проводимая в ДОУ
Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни, проводимая в ДОУ...
Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...
Основные элементы формирования здорового образа жизни дошкольника.
Здоровье(в широком смысле) — это состояние всех живых организмов, при котором они в целом и все их органы способны полностью выполнять свои функции.Здоровый образ жизни(ЗОЖ) — стиль ...
Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...