историко-патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста "Славься, моя Родина"
проект (старшая группа) на тему
Цель. Формирование исторических знаний о своей стране и формирования интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Познакомить детей с фактами и экспонатами исторической памяти о Великой Отечественной войне. Обеспечить знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны в городе Бийске.
2. Приобщать дошкольников к истории своей страны, города.
3. Развивать у детей познавательную активность, интерес к малой Родине, желание узнавать новое.
4. Воспитывать у детей уважение к защитникам Отечества, гордость за русских солдат и детей, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны, за свою Родину, свой город.
5. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_70-letie_pobedy.doc | 608.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Управление образования администрации города Бийска»
Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад № 79»
Автор-составитель:
Александрова Ю.А., воспитатель
Координатор проекта:
Шнайдер Е.И., старший воспитатель
Бийск-2015
Краткая аннотация
Проект «Славься, моя Родина!» – это социально-образовательный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Согласно классификации проектов по Е.С. Евдокимовой данный проект по характеру предметной области относится к информационно-практико-ориентированным: дети собирают информацию или получают информацию через разные предметные области в детском саду и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, празднование национального праздника – 70-летие Победы над фашизмом, изготовление подарков и поздравления дедушек и бабушек в День Победы и др.); по составу участников: комплексный; по срокам реализации: среднесрочный.
Реализация проекта предполагает работу воспитателей, музыкального руководителя и родителей с детьми старшего дошкольного возраста и сроки реализации – 4 недели.
Актуальность
Приобщение детей к культуре родного края, страны, воспитание у них патриотического чувства одна из важнейших задач политики нашего правительства.
В связи с принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года №795, возникла необходимость более пристально взглянуть на задачи патриотического воспитания в детском саду, расширить работу по организации формирования у дошкольников представлений об истории Алтайского края и города Бийска, патриотического сознания, чувства верности своей малой Родине, в воспитании личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны. Патриота Родины можно воспитать только в том случае, если человек знает и ценит свою малую Родину.
В дошкольном возрасте реализация этой программы будет протекать более эффективно и даст качественные результаты, если это ребенку будет близко и понятно, А понятным это станет тогда, когда он сам станет частью события и проживет в этом какой-то период времени.
Цель. Формирование исторических знаний о своей стране и формирования интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
1. Познакомить детей с фактами и экспонатами исторической памяти о Великой Отечественной войне. Обеспечить знакомство детей с событиями Великой Отечественной войны в городе Бийске.
2. Приобщать дошкольников к истории своей страны, города.
3. Развивать у детей познавательную активность, интерес к малой Родине, желание узнавать новое.
4. Воспитывать у детей уважение к защитникам Отечества, гордость за русских солдат и детей, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны, за свою Родину, свой город.
5. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей.
Основные виды детской деятельности при реализации проекта: интеллектуально-познавательная, игровая, практическая.
Формы организации:
- Беседы.
- Экскурсия в Музей им. В. Бианки (исторический отдел).
- Чтение произведений художественной литературы.
- Занятия по познавательному развитию, изо.
- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
- Совместная деятельность по подгруппам.
Методы работы:
- Наглядный: иллюстрации, демонстрации, показ.
- Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа.
- Объяснительно-иллюстративный.
Результативность. Предполагается в ходе специально организованной работы сформировать у детей старшего дошкольного возраста исторические представления и интерес к малой Родине, сформировать качества гражданина – патриота малой Родины.
Результаты предполагается оценить через беседу-опрос и оценку активности участия детей в проекте.
Литература для чтения с детьми.
- Алексеев, С. А. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 годы). – М.: Просвещение, 1991. – 206с.: ил. Цикл рассказов из истории Великой Отечественной войны.
- Драгунский В. Арбузный переулок. Рассказы для детей. – М.: Просвещение, 1990. – 72 с.
Тематическое занятие о жизни города Бийске в дни войны (источники для занятия):
- Бийск. Составитель Длуговской М.Ф. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. – 152 с. (С.31-33, с. 50-56).
- Летопись города Бийска. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1971. – 64с. (С. 40-45).
- Шмойлов, Э.П., Бийск (очерки истории города) / Э.П. Шмойлов. – Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 350с. (С211 – 237).
Содержание проекта
- Чтение литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне (апрель), в соответствии с возрастом детей.
- Тематическое занятие, посвященное дням войны в городе Бийске (апрель).
- Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны (май).
- Экскурсия в парк Победы и к памятнику «Вечный огонь» (май).
- Занятия «Победа будет за нами!» (апрель)
- Комплексное занятие (музыка+изо), посвященное «9 мая», «Славный салют Победе!» (май).
Таблица 1
Этапы реализации проекта
Фаза | Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Проектирования | 1. Изучение материала, в рамках которого будет реализован проект. 2. Разработка проекта. 3. Подготовка учебно-методической базы для реализации проекта. 4. Определение способов оценки эффективности проекта. | ||
Технологическая | 1 этап Целеполагание. Игровая мотивация. Выявление проблемы. | 1.Формулируется проблема –формирование у детей дошкольного возраста исторических знаний о своей стране и формирование интереса к малой Родине. 2.Введение в познавательную деятельность. 3.Определение задачи: приобщение дошкольников к истории своей страны, города Бийска. | 1. Вхождение в проблему. 2. Включение в познавательную деятельность. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап Организация работы над проектом | 1.Помогает в решении задачи. 2.Помогает спланировать деятельность. 3.Организует деятельность. | 1.Объединение детей в рабочие группы. 2.Распределение амплуа. 3.Систематизируют информацию. | |
3 этап Выполнение проекта | 1.Практическая помощь (по необходимости). 2.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 1.Участие в совместной и занятийной деятельности. 2.Формирование специфических ЗУНов. | |
4 этап Презентация продукта проекта | 9.Подготовка к презентации. Презентация. Оформление и дизайн группы, празднование национального праздника – 70-летие Победы над фашизмом, оформление экспонатов для музеев, изготовление подарков и поздравления дедушек и бабушек в День Победы и др. | 1.Готовят продукт деятельности к презентации. 2.Представляют продукт деятельности. | |
5 этап Подведение итогов. Обсуждение нового проекта решения другой проблемы. | 1.Помогает детям сформулировать выводы о решении проблемы. 2.Постановка новой проблемы. | 1.Делают выводы о решении проблемы. 2.Определяют цель нового проекта. | |
Рефлексивная | 1.Оценка эффективности проекта. 2.Обобщение материалов проекта. 3.Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы. |
Таблица 2
План мероприятий по реализации проекта
Дата | Название темы | Место проведения | Ответственные |
Апрель | Чтение литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, в соответствии с возрастом детей. Выпуск боевого листка ко Дню Защитника Отечества. Подготовка танцевального номера «Мы военная семья» | групповая комната холл учреждения музыкальный зал | воспитатель руководитель изостудии хореограф |
Апрель | Тематическое занятие, посвященное дням войны в городе Бийске Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны «Победа для мира» (выставка детских работ) | групповая комната холл учреждения | воспитатель руководитель изостудии |
май | Экскурсия в парк Победы и к памятнику «Вечный огонь» Занятия «Победа будет за нами!» | групповая комната | воспитатель |
май | Комплексное занятие (музыка+изо), посвященное «9 мая» «Славный салют Победе!» Уголок памяти «Вечный огонь» Линейка Памяти, посвященная Дню Победы, у Стелы Боевой Славы. Концерт для ветеранов Войны и тыла. Выступление детей детского сада, обучающихся в детской музыкальной школе | лестничный пролет Стела Боевой Славы музыкальный зал | воспитатель воспитатель старший воспитатель музыкальный руководитель |
Список литературы
- Бийск [Текст] / Длуговской М. Ф., составитель. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. - 152 с. (С. 31-33, с.50-56).
- Зимина, А. Н. Государственные праздники для дошкольников [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Зимина. – М.: Педагогическое общество России, 2005 – 80с.
- Летопись города Бийска. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1971. 64с. С.40-45.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Российская Академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
- Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 240с.
- Рылькова, А.Н. Музыкальные утренники в детском саду / А.Н. Рылькова, Серия «Мир вашего ребенка». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288с.
- Черединова, Т. Детям своим расскажите о них… // Дошкольное воспитание, - 2008. - №4. - С.72-75.
- Шмойлов, Э.П. Бийск [Текст] / Э.П. Шмойлов. – Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 1993. – 350с. (С. 211 – 237).
Приложение 1
Словарь новых слов в рамках темы проекта
Боевая линия – место, где воюют две враждующие стороны.
Буденовка – форменной головной убор военнослужащих Красной Армии.
Гитлер – фамилия человека, возглавлявшего армию фашисткой Германии.
Госпиталь – больница для солдат; место, где лечат раненных солдат.
Добровольцы – люди, по своему желанию поступившие на фронт.
Красная Армия – вооруженные силы
Митинг – собрание большого количества людей для обсуждения каких-либо вопросов.
Партизаны – вооруженные отряды людей, воевавшие в тылу врага.
Планшет – плоская сумка для ношения карт с прозрачной пластиной.
Сын полка – ребенок, потерявший на войне родителей и живущий вместе с солдатами.
Тыл – территория за боевой линией.
Фашисты – люди, воевавшие с российским народом в годы Великой Отечественной войны.
Фляшка – походная плоская бутыль, для ношения на поясе или через плечо на ремне.
Фронт – территория, где ведутся боевые действия.
Эвакуация – вывоз людей, имущества, учреждений из военной, опасной зоны в безопасную зону.
Эшелон – поезд для перевозки большого количества людей.
Приложение 2
Конспекты занятий
Тема: «Город Бийск в годы войны»
Цель: Формирование знаний детей об истории родного города, развитию патриотизма и любви к родному краю.
Задачи:1. Познакомить детей с историей города Бийска в годы Великой Отечественной войны.
2. Развивать чувство патриотизма, приобщение детей к культуре родного края.
3. Воспитывать интерес к родному городу, чувство гордости за людей, живших и живущих в городе Бийске, совершивших подвиги в годы войны.
Оборудование: карта с линией боев России с фашисткой Германией и указанием на ней местонахождения города Бийска, фотографии города Бийска, фотографии героев города Бийска.
Ход занятия.
- Ребята, празднование какого события приближается в мае? (день Победы).
- Как вы думаете, в городе Бийске будут отмечать День Победы? (Да).
- Почему? Может кто-то сказать?
- Верно. Наш город находится далеко от линии боев, но его тоже коснулась война. Люди не остались в стороне. На митинге 22 июня 1941 года, в день начала войны, бийчане говорили «Мы, люди города Бийска, заявляем, что фашистские разбойники, нарушившие границы нашей Родины, будут уничтожены». И все горожане начали борьбу с фашистской Германией. Как они могли это сделать?
- Верно. Когда началась Великая Отечественная война, срочно стали перестраивать заводы и фабрики города на военный лад. Что это значит?
- Да.. Швейные фабрики стали шить армейское обмундирование, обувь, снаряжение. Завод «Молмаш» выпускал бомбы для самолетов, начал выпуск гранат и противотанковых мин.
В город из той части страны, где шли бои были эвакуированы и начали работать такие заводы как «Электропечь», «Котельный завод», «Прдмаш» и другие. В городе был открыт госпиталь для раненных солдат.
- Но только ли работой в городе могли помочь бийчане?
- Чем еще они могли помочь стране в борьбе с фашистами?
- Конечно, своим участием в боях, в военных действиях.
Сыны Отечества родного,
Страшны сибиряки врагу.
Крепки в плечах, в бою суровы,
Не знают слова «не могу».
Они идут железной лавой,
Их каждый шаг овеян славой,
Чудесной славой боевой.
- В первый же день войны более 500 добровольцев ушли на фронт.
Пожалуй, не было такого фронта, где бы не сражались с фашистскими захватчиками воины-бийчане. В битвах под Москвой и Ленинградом, сейчас этот город называют Санкт-Петербург, в великой Сталинградской битве, на севере, на юге – всюду воевали бийчане.
Вот имена нескольких героев этой войны из нашего города:
Полковник И.М. Некрасов,
Полковник Н. И. Васильев,
Старший сержант А. Н. Калинин,
Н. И. Трофимов, Н. П. Красильников и многие, многие другие.
- Вы где-нибудь слышали эти фамилии?
- В их честь названы главные улицы нашего города.
Хвала и честь сибирякам,
Бойцам Отчизны за свободу.
Их подвиг перейдет в века
И будет памятен народу.
Тематическое занятие «Славный салют Победы!»
Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исторических знаний о своей стране и формирования интереса к малой Родине.
Задачи.
1. Познакомить детей с фактами и экспонатами исторической памяти о Великой Отечественной войне. Обеспечить знакомство детей с ВОВ.
2. Приобщать дошкольников к истории своей страны, города.
3. Развивать у детей познавательную активность, интерес к малой родине желание узнавать новое.
4. Воспитание у детей уважения к защитникам Отечества, гордость за русских солдат, за свою Родину.
5. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей.
Ход занятия. Занятие проводится в музыкальном зале.
Дети входят в зал под звучание песни День Победы.
Воспитатель. Давно закончилась Великая Отечественная война, но мы помним о тех, кто не жалел своей жизни ради нас, делал все, чтобы не было войны, чтобы над нашими головами светило солнце и всегда было чистое небо. 9 Мая все жители нашей страны отмечают радостный праздник «День Победы в Великой Отечественной войне»! В этот день все радуются, в городах и селах нашей Родины, нашего города возлагают венки к мемориалу «Вечный огонь» в память о тех страшных годах войны, в память погибшим воинам.
1-й ребенок: Не забыть, как что было…
Всколыхнулась вся страна,
И до Бийска долетело
Слово грозное «война».
2-й ребенок: Били русские фашистов,
Кто в пехоте, кто танкистом,
Кто лихим кавалеристом,
Кто громил врага в лесах,
Кто-то прямо в небесах.
3-й ребенок: Много враг принес нам горя,
Натворил немало бед…
Тыл и фронт в одном напоре
Шли дорогами побед!
В день Победы люди стремятся поздравить тех, кто участвовал в этой страшной войне, ветеранов; и в их честь и в честь всех погибших в этой войне, вечером, когда стемнеет над городами нашей Родины небо озаряется разноцветными искрами праздничного салюта. В нашем городе тоже звучит залп.
Песня «Искорки салюта!» Музыка Т. Потапенко, стихи З. Александровой.
Ребята, предлагаю пройти вам к столам и самим изобразить на рисунке праздничный салют и в день празднования Победы подарить его ветерану войны, выразите им благодарность за их подвиги.
Работа детей за столами в технике рисование на мокрой бумаге.
Выставка работ.
Война закончилась, и люди вернулись к мирному труду, но каждый раз 9 Мая мы вспоминаем те страшные годы, говорим слова благодарности ветеранам и поздравляем друг друга с Днем Победы.
4-ребенок: Мы не напрасно беспокоимся,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как силы нам нужна!
Приложение 3
Концерт «Славный салют Победы!»
Уголок памяти «Вечный огонь»
Уголок памяти «Вечный огонь»
Музей «Мы помним, мы гордимся»
Музей «Мы помним, мы гордимся»
Музей «Мы помним, мы гордимся»
Музей «Мы помним, мы гордимся»
Музей «Мы помним, мы гордимся»
Выставка рисунков «Победа для мира»
Аппликация из ткани «Салют над городом»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".
АннотацияДолгосрочный проект ( 1 год) «С чего начинается Родина» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (духовно – нравст...
Кратковременный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя маленькая Родина»
Формирование знаний детей о родном посёлке....
Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина"
Проект "Моя малая Родина" поможет детям узнать историю возникновения родного города Березники, основные достопримечательности, флаг и герб города, известных людей....
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя"
Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой ...
Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"
Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту "Наша Родина-Россия"...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Москва»
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, России. ...
Проект для детей старшего дошкольного возраста " Сердце Родиной тревожь"
данная разработкм была сделана в рамках работы по проекту "Разговоры о важном"...