Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя"
проект (подготовительная группа) по теме
Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательный проект «Россия – Родина моя» для детей подготовительной к школе группы разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва, в соответствии образовательной программы и отвечает современным принципам государственной политики - «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
В соответствии с образовательной программой в проекте «Россия – Родина моя»:
- определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением для взрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов современного ребенка;
- представлено содержание, направленное на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации при сохранении этнической самоценности; компонентами содержания становятся толерантность, гражданственность и этнотолерантность, которые могут формироваться целенаправленно средствами вхождения ребенка в культуру;
- описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации проекта;
- определены планируемые результаты освоения ребенком образовательной программы как целевые ориентиры для взрослых;
- определены подходы к конструированию интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста;
Данный образовательный проект предполагает качественно иной уровень активно - деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирован на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.
Рассмотрение процесса образования детей старшего дошкольного возраста в контексте национальной и социокультурной направленности воспитания позволяет выделить в его структуре следующие компоненты:
- когнитивный. Ребенок овладевает знаниями о природе, обществе, способах деятельности, присущих его народу Это развивает этническую идентичность, формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу;
- аффективный. Ребенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям другой национальности. Это развивает способность быть активным участником межкультурного диалога;
- деятельностный. Ребенок вооружается системой интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших качеств;
- креативный. Ребенок накапливает творческий опыт освоения народной культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности в современном обществе.
Принципы организации образовательного процесса в ходе реализации проекта:
- принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
- принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
- принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
- принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок, наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
Структура проекта «Юные краеведы»:
- Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми.
- Содержательный раздел включает пять направлений развития ребенка (образовательных областей), обозначенным в ФГОС ДО:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержательный раздел включает описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации содержания с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
- Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данному проекту.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
По продолжительности: краткосрочный (3 месяца).
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой, фронтальный.
Участники проекта:
- Педагоги группы
- Дети дошкольного возраста
- Родители
- Специалисты детского сада
- Окружающий социум
Актуальность темы:
Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России, ценностного отношения и любви к Родине.
Задачи проекта
- Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
- Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
- Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», с государственной символикой Российской Федерации.
- Формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране
- Знакомить с различными климатическими зонами и разнообразием природой России
- Приобщать к истокам народной культуры;
- Развивать интерес к изучению родной страны.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Ожидаемый результат:
- Для детей:
1. Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
2. Знают традиции родного народа, символику России, рассказывают о различных климатических зонах и
разнообразии природы России.
3. У детей более глубокие знания о России, Урале.
- Для родителей:
1. Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте - Для педагогов:
1. Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы
- Работа с детьми
- Непосредственно образовательная деятельность
- Экскурсии
- Викторины
- Праздники
- Чтение художественной литературы
- Беседы
- Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
- Художественное творчество
- Наблюдение, прогулки
- Мультимедийные презентации
- Видеоролики
- Работа с родителями
- Консультации
- Совместная работа с детьми
- Участие в конкурсах
- Помощь в подготовке праздников и развлечений
Методы проекта: наблюдения; чтение художественной литературы; просмотр видеофильмов; игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, игры – путешествия, игры - экспериментирования; познавательно-игровая образовательная деятельность; экскурсии, целевые прогулки; культурно-досуговая деятельность; совместные акции.
Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Этапы работы над проектом:
Информационно-накопительный:
- определение целей и задач проекта;
- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- подготовка костюмов для праздника инсценировок;
- создание предметно развивающей среды;
- беседы с родителями и консультация для родителей.
- оформление родительского уголка материалами по теме.
Организационно-практический
- экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно прикладного искусства»;
- чтение художественной литературы разных народов России;
- рассказывание по картинам;
- исследовательская деятельность в развивающем центре;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- проведение цикла тематических занятий и бесед;
- разучивание песен, стихов о Родине, России;
- прослушивание песен разных народов России;
- инсценировка отрывков из сказок;
- подвижные игры народов России;
- творческие работы с семей по теме: «Народы России»;
Презентационно – завершающий
- праздничный концерт «Мы дети твои Россия»;
- выставка продуктов детской деятельности;
- творческие работы, презентации, сделанные семьями детей
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Направления развития | Форма работы | Задачи |
Познавательное | НОД «Наша страна - Россия». |
|
НОД «Народы России». |
| |
НОД «В русской избе». |
| |
НОД « Народная культура и традиции татар». |
| |
НОД «Жители крайнего севера». |
| |
НОД “В гости к жителям гор ”. |
| |
НОД «Удмурты». |
| |
НОД «Жители степей – башкиры». |
| |
НОД «Дружба народов России». |
| |
Беседы «Мы Россияне» «Хороводные игры на Руси» |
| |
Речевое | Чтение художественной литературы Детские энциклопедии «Наша Родина – Россия» «Народы России» «Наша планета «Земля» Русские народные сказки «Самое дорогое», «Легкий хлеб» Татарская сказка «Три сестры» Башкирская сказка «Тюляк, сын Сари - Маркаса» Дагестанская сказка «Шейдула - лейтяй»- Чукотские сказки Удмуртские сказки «Мышь и воробей», «Красавица и береза» Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России А. Барто «Деревья в три обхвата», А.В. Жигулин «О Родине». В. Берестов «Матрешки» П. Воронько «Лучше нет родного края» Составление рассказов по картинам Литературная викторина «Из какой сказки герой?» |
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
|
Социально-коммуникативное | Театрализованные игры Дидактические игры «Назови слова, характеризующие хорошего человека». «Что нужно мастерам?».. «Закончи предложение «Моя страна …». «Моя Родина - Россия». «Чей костюм?». «Что путешественник по России возьмет с собой».. Сюжетно-ролевые игры «Дом моды».
Самостоятельная продуктивная деятельность Экскурсии: русского быта. Краеведческий музей. Выставка «Чугунная мозаика»
народная сказка. народы севера. Иванушка» - русская народная сказка. сказка. сказка. «Если на Россию напали враги» «Если встретились русский, татарин, башкир» Выступление детей «Обычаи и традиции моей страны»
с участием родителей |
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ. Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…). Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов по тематике Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку. Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова. Игровая задача: формировать умение детей правильно подобрать национальный костюм. Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
рассматривание альбомов, иллюстраций по тематике, рассматривание книг, дидактические игры, рассматривание карты России.
|
Физическое | Подвижные игры народов России «Тетерка» «Заря – зарница» «Плетень» Чукотские народные игры: «Оленеводы» «Волк и жеребята» Игры народов Кавказа: «Перетягивание веревки», «Надень папаху». Татарские народные игры: «Угадай и догони» «Скок-перескок» Удмуртские народные игры: «Водяной» «Серый зайка». Башкирские народные игры: «Палка – кидалка» «Юрта». |
|
Художественно – эстетическое | Рисование 2. Рисование «Фартук с татарским орнаментом». 3.Рисование «Северное сияние».
Лепка
Музыка «Моя Россия» «Белый, синий, красный» «Гимн России» Разучивание танцев «Друзья» «Якутяночка» «Русская пляска» «На горе то калина». Прослушивание народных песен и музыки «Лезгинка» Хачатурян симфония «Северное сияние» татарская «Плясовая» башкирская и удмуртская народные песни. «Берёза» «Ходит Ваня» «Венок» «Арина» |
|
Описание продукта проекта
Создание картотек:
«Стихи о России»
«Стихи о народном прикладном искусстве»
«Русские народные игры»
«Пословицы и поговорки»
Фотоальбомы:
«Кремль»
«Боевая техника России»
«Бабочки России»
«Животные и растения черноморского побережья»
«Русский народный костюм»
«Костюмы народов России»
«Города России»
Коллекции:
полезные ископаемые
каслинское литьё
изделия из мрамора
русская матрёшка
города России
Макеты: «Вулкан», «Гора самоцветов».
Выставки детских работ:
«Красная площадь»
«Флаг России»
«Русское народное творчество»
Альбомы рисунков «По сказкам Бажова», «Мое путешествие по России»
Презентация проекта «Я часть России»
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Белая Ю.К. "Моя Родина - Россия. Дидактический материал в сюжетных картинках в 5 частях.
- Энциклопедия «Народы России», «Наша Родина – Россия», «Наша планета Земля»
- Сказки народов России и иллюстрации к ним.
- Глобус и карта России.
- Контурная карта России.
- Альбомы «Моя Россия», «Города России», «Если скажут слово «Родина…»», «Костюмы народов России», «Природа России», «Москва – столица нашей Родины».
- Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
- Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России», «Укрась костюм».
- Настольные игры: «Наша Родина Россия», «Природные чудеса России», «Россия – Родина моя», «Народы России».
- Дидактические картинки: «Государственные символы России», «Животные России», «Растения России», «Национальные костюмы народов России» (2 части),
- Раскраски «Народы России».
- Элементы народных костюмов и музыкальные инструменты.
Обеспечение проектной деятельности:
- Нормативно-правовое:
- Закон об образовании (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)
- Федеральный Государственный образовательный стандарт (приказ № 1155 от 17.10.2013г.)
- СанПин (2.4.1.3049-13 от 15.05.2013)
- Примерный перечень игрового оборудования для обеспечения учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений. (приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151)
- Методическое:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Николаева С.Р., Ермеева М.В. Использование народного календаря.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу.
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.
- Зеленова Н.Г. Мы живем в России (подготовительная группа).
- Шорыгина Т.А. Знакомство с окружающим миром.
- Материально-техническое:
- Видеотека «Гора самоцветов»
1. «Самое дорогое» - русская народная сказка.
2. «Как собака друга искала»- народы севера.
3. «Кит и олень» - чукчи.
4. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
5. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.
6. «Птичья нога» - башкирская сказка.
7. «Гордая мышь» - осетинская сказка.
8. «Заяц слуга» - татарская сказка. - Видеотека «Мы живем в России»
- Народы России
- История России для детей (5 частей)
- Я расскажу вам о России.
- Аудиоэнциклопедия с Чевостиком:
- Как жили на Руси.
- Московский Кремль
- Леса России
- Наша страна Россия.
- Третьяковская галерея
- Эрмитаж.
- Магнитофон Elenberg RCD-3016
- Телевизор TELEFUNKEN TF-LED24S48T2
- Диагностико - дидактическое обеспечение:
- Дидактические игры.
- Карта наблюдений.
Карта наблюдения детского развития (для детей 6-7 лет)
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________________________________
Дата наблюдения___________________________________________________________________________________________
Педагог___________________________________________________________________________________________________
Показатели развития | |||
Родная страна | декабрь | май | |
1 | Знает название своей страны и ее столицы | ||
2 | Знает русских былинных богатырей | ||
3 | Определяет русские народные промыслы: дымковская игрушка, хохлома, гжель, филимоновская игрушка, жостовские подносы. | ||
4 | Знает климатические зоны России | ||
5 | Называет народы, населяющие Россию. | ||
6 | Знает и называет государственные символы России. | ||
7 | Называет достопримечательности Москвы | ||
8 | Называет крупные города России | ||
9 | Называет реки и моря России. | ||
10 | Может на глобусе показать Россию | ||
11 | Показывает Москву на карте. | ||
Родная природа | |||
12 | Называет растения, животных и птиц средней полосы Ро | ||
13 | Называет растения, животных и птиц тундры | ||
14 | Называет растения, животных и птиц юга России | ||
15 | Объясняет назначение заповедников, красной книги РФ | ||
Родная культура | |||
16 | Знает народные традиции людей разных национальностей, населяющих РФ | ||
17 | Определяет предметы декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки, гжель, хохлома, жостовские подносы, палехские шкатулки. | ||
18 | Называет имена знаменитых деятелей искусства РФ: А.Пушкин, Л.Толстой, В.Васнецов, К.Брюлов, П.Чайковский, С.Рахманинов, М.Глинка и т.д. | ||
19 | Знает народные праздники и их назначение: Рождество, Масленица, Пасха и т.д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация образовательного проекта для детей старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука для велосипедиста"
В презентации раскрывается система работы в ДОУ со старшимим дошкольниками по предупреждению ДТП с участием велосипедистов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-743057-1453979566.jpg)
Образовательный проект: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля".
Образовательный проект: " Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей строительства Московского Кремля". Задачи: знать из каких строительных материалов был построен Московский Кремль, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-830102-1476300211.jpg)
Педагогический образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Портрет Дружбы"
Проект "Портрет Дружбы" разработан для сплочения группы, для формирования умений детей анализировать и разрешать конфликкты....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882721-1485240962.jpg)
«Зоркие глазки» Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Содействовать сознательному отношению детей к сбережению и сохранению зрения....
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252385-1367906448.jpg)
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Пера богатырь - герой коми народа"
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Пера богатырь - герой коми народа"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252385-1367906448.jpg)
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Юные защитники природы Воркуты"...