Познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект "Моя малая Родина" поможет детям узнать историю возникновения родного города Березники, основные достопримечательности, флаг и герб города, известных людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» г. Березники Пермского края
Познавательный проект
«Моя малая Родина»
для детей старшего дошкольного возраста
Провела:
Медведева В.В. воспитатель
первой квалификационной категории
г. Березники, 2015г.
Тип проекта: познавательный, кратковременный
Длительность: две недели
Участники: дети старшей группы, воспитатель Медведева В.В., родители детей.
Направления деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому, городу. А это является основой из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок – прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а уже потом – гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, улицы, города. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наш город – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность города, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Березниках, как и в других городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Цель. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, к родному городу.
Задачи.
1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, городу.
2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
3. Сформировать представление о своём городе, как части России, об истории возникновения родного города, основных достопримечательностях, традициях, и др.
4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
I этап. Предварительная работа.
1. Изучение и анализ методической литературы.
2. Подбор стихов, литературного материала, фотографий, иллюстраций об истории города Березники, распечатка альбома «Азбука Березниковца»
2. Обсуждение проекта с родителями детей, об их помощи в реализации проекта: рассказы о любимых местах в городе, создание альбома «Мой город Березники» (семья Максима Попкова), рисование города Березники (семья Насти Пенчук), газета «Мой любимый город» (семья Полуяновой Насти)
3. Подбор художественной литературы о детях и семье для чтения детям.
4. Подборка статей педагогической направленности для родителей познавательной информации об истории города Березники, символах Российского государства.
II этап. Начало проекта.
- Обсуждение с детьми темы проекта.
- НОД «Моя малая Родина» (приложение 1)
- Рассматривание открыток и иллюстраций города, альбома «Азбука Березниковца»
II этап. Развитие проекта.
- Ситуативные разговоры «Выходные в семье»
- Выставка книг и альбомов о родном городе.
- Познавательный вечер «Герб и флаг города Березники» (приложение 2)
- Беседа «Знаменитые березниковцы» (приложение 3)
- Игровое пособие «Путешествие по родному городу» (приложение 4)
- Заучивание стихотворения «Мой город» К. Полежаева (Приложение 5)
- Продуктивная деятельность: рисование «Транспорт в нашем городе», аппликация «Флаг города Березники»
- Чтение рассказов: О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка», Катаев «Цветик - семицветик», альбом «Азбука Березниковца», пословицы и поговорки о семье и Родине, Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», В. Орлов « «Огромный дом», К. Ушинский «Вместе тесно, врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», Р. Газматов «Мой дедушка», Ю. Яковлев «Мама».
- Экскурсии по улице Ломоносова и к памятнику Первостроителей города.
- Экскурсия в музей ОАО «Уралкалий»
III этап. Заключительный.
- Фоторепортаж для родителей «Музей ОАО «Уралкалий»
- Выставка «Любимый город Березники»
- Создание книжки-малышки по стихотворению К. Полежаева «Мой город»
- Создание альбома «Знаменитые люди Пермского края»
Ожидаемые результаты.
От детей:
1. Сформированность понятия «малая родина»
2. Повышение объёма знаний о родном городе.
3. Развитие коммуникативных навыков, стабильного эмоционального состояния в семье, отзывчивости, доброжелательности.
От родителей:
1. Повышение педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье.
2. Повышение интереса родителей к проблемам воспитания детей.
Литература
- Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик «Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в детском саду».
- Т. Гризик «Познаю мир»
- Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников»
- Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества»
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»
Приложение 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
Сценарий образовательной деятельности
«Моя малая Родина»
для детей старшего дошкольного возраста
Провела: Медведева В.В., воспитатель
первой квалификационной категории
2015г.
Цель: Формирование у детей понятия «малая родина»
Задачи:
- Рассказать детям об истории возникновения города Березники.
- Развивать у детей желание рассказывать о своём городе.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, интерес к истории края, уважения к людям труда.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о родном городе, его истории; эмоционально откликается на рассказ воспитателя
Оборудование:
Фото: «Треугольный сквер», «Парк культуры и отдыха», «Памятник Первостроителям», «Памятник поэту А. Решетову», «Кинотеатр «Авангард», «Кинотеатр «Мелодия», «Дворец культуры Металлургов», «Рябиновый сквер», «Мемориал Победы», «Площадь Советская, «Центральный универсальный магазин», «Площадь Фронтовиков», «Железо-дорожный вокзал». Иллюстрации содового и химического заводов, строительства города Березники, набор открыток «Березниковский содовый завод»; Н.Ю. Солдатова, Р.Н. Алиев «И повсюду сердца беспокойные…»
Сценарий образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Это наша страна, где мы живём)
Воспитатель: Правильно, ребята. Родина объединяет всех людей живущих в одной стране: они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, отмечают общие праздники. А что же тогда называют малой родиной? (Предположения детей)
Воспитатель: Малая родина: это маленькая частичка нашей необъятной страны, где живу я, моя семья, мой дом, моя улица, моя школа, мой город.
Я приглашаю вас к разговору о родном городе. Как он называется? (Березники)
Воспитатель: Кто-нибудь знает, почему город называется Березники?
Воспитатель: Было на реке Каме несколько островов, и один из них, поросший берёзами, назывался Березовый. 130 лет назад на одном из островов пермским купцом Иваном Любимовым был построен первый в России содовый завод. Березниковский содовый завод положил начало нашему городу Березники. По заказу И.Любимова рядом с заводом был построен рабочий посёлок с театром, училищем, гостиницей и жилыми домами.
А через 46 лет после строительства содового завода началось большое строительство химического завода (в 1929г.), потому что в земле нашли большое месторождение калийных солей. На его постройку приехали строители со всех концов страны, поэтому вокруг заводов выросли новые рабочие поселения. Вот тогда и решили объединить все поселения в один город, а как назвать не знают. Собрались рабочие и строители в старом амбаре, служившем клубом, и стали решать, какое название дать новому городу. Одни предлагали – Держинск, другие – Химград, третьи – Верхнекамск или Берёзовск. Но большинство решили оставить название острова и дать городу имя – БЕРЕЗНИКИ. (Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций) Вы согласны с таким названием?
Воспитатель: Нашему городу в этом году исполнилось 78 лет. За это время город вырос, изменился, появились парки, памятники. Посмотрите по группе развешаны фотографии города. Я предлагаю вам отправиться в путешествие и назвать, что на них изображено. (Путешествие проходит в форме передвижения по группе и разговора: как называется это место, кто там был, чем нравится).
Воспитатель: Ребята, вы мне правильно назвали все фотографии, а у вас есть любимое место в Березниках, где вы чаще всего бываете? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, вы вырастите, кто-то останется жить и работать в родном городе, может быть кто-то уедет. Но родной город останется для вас маленькой родиной, куда всегда хочется вернуться. Узнайте у родителей, всегда ли ваша семья жила в Березниках или приехали из другого места? Почему переехали?
Закончить наш разговор я хочу строками из стихотворения
Малая Родина – это наш дом.
Это рябина под нашим окном.
Это река, что нам так дорога,
Камой зовётся красиво она.
Это наш город – Березники,
Где родились и живём я и ты.
Приложение 2
Познавательный вечер «Герб и флаг города Березники»
Цель: познакомить детей с флагом и гербом города Березники, развивать внимание и усидчивость, воспитывать чувство гордости за свой город.
Материал: иллюстрации флага и герба города Березники, ордена Трудового Красного Знамени, заготовки флага Березников, голубая и серебристая бумага, трубочки, разрезные гербы Березников (3).
Ход познавательного вечера:
Воспитатель: А знаете ли вы, как выглядят герб и флаг города Березники?
Воспитатель: Герб нашего города был утверждён, когда нашему городу исполнилось 50 лет (1982г.) (Показ герба Березников) На щите серебристого цвета голубая перевязь – символ реки Камы, на берегах которой расположен наш город. На её фоне располагаются три камня – кристаллы калийных солей – главного богатства нашего города. В правом верхнем углу изображён древний герб Пермской губернии – с шагающим медведем и раскрытой книгой. Как вы думаете, почему на гербе Березников есть часть герба Пермского края? (Предположения детей) Потому что город Березники находится на территории Пермского края.
Образ медведя у древних народов Прикамья отражает силу, добродушие, предусмотрительность. Раскрытая книга – это и древняя библия, и культурные традиции края. Щит окружён лентой ордена Трудового красного знамени. (Показ ордена) Наш город был награждён этим орденом за большие достижения в развитии заводов.
Воспитатель: А сейчас посмотрим, кто из вас лучше запомнил, из чего состоит герб города Березники.
Игра «Собери герб города Березники»
Воспитатель: Кто быстрее справился? Что вы собирали?
Воспитатель: У нашего города также есть свой флаг (показ). Он появился позже герба. Флаг города имеет вид полотнища, разделённого на три полосы: в середине – ярко-голубая и по краям белые. Вы уже догадались, что она обозначает? (Река Кама) Что обозначают три кристалла на ярко-голубой полосе? (Калийные соли) Флаг был утверждён в 1998 году, ему всего 16 лет. Мы его сейчас попробуем сделать.
Изготовление флага Березников в технике обрывной аппликации.
Итог.
Приложение 3
Беседа «Знаменитые березниковцы»
Цель: познакомить детей со знаменитыми соотечественниками, формировать уважительное отношение к спортивным достижениям, желание быть похожими на них.
Оборудование: репродукции портретов знаменитых березниковцев, цветные карандаши и листы бумаги.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Дети, посмотрите на портреты этой выставки.
- Кто все эти люди? Знакомы ли они вам?
- Почему же эти портреты оказались рядом друг с другом? Потому что все эти люди березниковцы. Но их объединяет не только это. Самое главное, что этими людьми гордится наш город и страна, потому что своим трудом и талантом они прославили наш город Березники.
Короткие рассказы воспитателя об известных людях Березников:
Поэт Алексей Решетов
Актёр, кинорежиссёр, сценарист Станислав Сергеевич Говорухин
Детский писатель Татьяна Леванова
Чемпионка по лыжным гонкам Любовь Паниных
Чемпион мира по паратхеквондо Владислав Кричфалуший
Воспитатель: Наш город гордится своими людьми! Я думаю, каждый из вас, ребята, мечтает сделать для своей родины что-то очень хорошее. Но для этого надо очень много знать и уметь, много учиться. Тогда город Березники сможет гордиться и вами тоже.
А пока вам надо ещё расти и расти, но уже сегодня многие из вас начинают мечтать о будущей взрослой жизни, о своей профессии. Нарисуйте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите.
Итог
Выставка детских работ и их рассказы о том, кем хотели бы стать.
Воспитатель: О каких знаменитых березниковцах вы сегодня узнали?
Почему наш город гордится ими?
Приложение 4
Игровое пособие «Путешествие по родному городу»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о родном городе, развивать связную речь.
Описание игрового пособия: на листе бумаги приклеены открытки известных мест города Березники. От центральной фотографии города по цветным дорожкам можно попасть в любую часть города.
Правила: участники ведут по цветным дорожкам по очереди; дойдя до фотографии, участники должны назвать достопримечательность города и рассказать о ней.
Приложение 5
Кирилл Полежаев «Мой город»
Люблю я славный город свой
Зелёный и красивый.
Стоит над Камою рекой
Такой неповторимый!
Музей, театры и кино,
Школы и аптеки.
Люблю я славный город свой –
Ведь он такой родной!
Когда закончу институт,
Вернусь сюда домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»
Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...
Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя!"
В игре дети закрепляют свои знания о государственных символах России, обобщают элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и об...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Россия - Родина моя"
Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой ...
Познавательно - творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Наша Родина-Россия"
Данный материал содержит подробный план работы по познавательно-творческому проекту "Наша Родина-Россия"...
Долгосрочный проект для детей старшего возраста "Моя малая Родина"
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, крае стране, особенностях русских традиций.Основное направление проекта : формирование глубоких чувств к родному краю,...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Москва»
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, России. ...
Познавательное развлечение для детей старшего дошкольного возраста. «Россия - Родина моя»
Цель: закрепление знаний детей о России, ее обычаях, ее символах.Задачи:Образовательные: закрепить знания детей о государственных символах России: флаг, гимн, герб; обобщить элементарные представ...