Календарно-тематическое планирование в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Календарно-тематический план составлен в соответствии с тематическим планированием ДОУ и программой "От рождения до шлокы" под редакцией Вераксы с детьми 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskiy_plan_starshaya_gruppa.doc | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №78 «АЛЫЕ ПАРУСА»
Календарно-тематическое планирование по образовательным областям в старшей группе
Воспитатели: Гейнц Е.П.
Белан Е.В.
Ставрополь 2016
1 неделя Сентябрь
Тема: «Прощание с летом»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «День Знаний – символ мира» Цель: Уточнять знания детей о стране, столице, городе, где живут дети. Знать свой дом, адрес, телефон, что такое мир и дружба. Способствовать развитию средств интонации, выразительной речи, словотворчеству. Познавательно-исследовательская деятельность «Праздник цветов» Цель: Закрепить знания о садовых и полевых цветах. Находить сходство и различие цветов по цвету, форме, запаху. Объединять цветы в единую композицию. ФЭМП «Свойства предметов» Цель: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. | Аппликация «Закладка в мою книгу». Цель: Закреплять умение вырезать геометрические фигуры, мелкие фигуры для украшения закладки. Использовать приемы резания по прямой, закругления углов у квадратов, прямоугольников. | .Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах с мешочком между колен. Развивать глазомер, меткость, ловкость.(«Пингвины», «Не промахнись», «По мостику», п\и «Ловишки с лентами»). Валеология «Что такое здоровье?». Цель: Формировать у детей понятие о разумном образе жизни для здоровья и Помощники здоровья: зарядка, правильное питание; природные факторы – солнце, воздух, вода; занятия спортом. | Коммуникация «Составление рассказа по картине «Лето». Д/и «Что изменилось». Т. «Развитие речи стр.2 Цель: Развивать навыки составления рассказа по плану и образцу. Использовать в речи простые и сложносочиненные предложения. Упражнять в назывании музыкальных инструментов. Художественная литература Чтение «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Повторение пословиц о лете, дружбе. Цель: Развивать интерес к художественной литературе. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений. |
2 неделя Сентябрь
Тема: «Правила ПДД»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Правила безопасности дорожного движения». Цель: Расширять знания о запрещающих и разрешающих дорожных знаках. Закрепить знание правил перехода улицы. Развивать логическое мышление. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух. Свойства воздуха» Цель: Познакомить детей с понятием воздух, со свойствами воздуха и влиянием чистого воздуха на здоровье человека.(Горькова стр.36-40) ФЭМП «Свойства предметов» Цель: Закрепить представление о свойствах предметов: цвет, форма, материал, назначение и т.д. Уточнить представление о формах геометрических фигур. | Лепка «По замыслу» Цель: Развивать умение самостоятельно определять содержание своей работы, доводить замысел до конца. Закреплять разнообразные приемы лепки. | Цель: Закрепить ходьбу и бег между предметами, врассыпную, с остановкой по сигналу, упражнения в прыжках. Развивать ловкость в беге. ( «Передай мяч», «Не задень», п\и «Мы веселые ребята»). Валеология «Как человек стал человеком?». Цель: Дать детям понятия о том, кого они считают предком современного человека. Сходство и различие в строении и функциях человека и животных, древнего и современного человека. | Коммуникация «Пересказ рассказа «Непослушный дождик» Тайца. Т. «Прописи» стр.5 Цель: Внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию, выразительно передавать текст без пропусков и повторений. Образовывать глаголы с приставками (Убежал, прибежал, забежал и т. Д.) Художественная литература «Чтение «Домовенок Кузька». Пословицы и загадки по ПДД.» Цель: Познакомить с новым литературным произведением. Формировать навык определять характер персонажей. Развивать внимание. |
3 неделя Сентябрь
Тема: «Мой любимый город»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Здравствуй, Ставрополь, родной!» Цель: Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города, названиями улиц, носящих имена известных людей. Узнавать и называть памятные места и памятники на фото. Иметь представление об истории города. Воспитывать интерес к познанию нового о родном городе. Познавательно-исследовательская деятельность «Теплота» Цель: Дать знания о том, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному: быстрее, медленнее (пластмасса, дерево, алюминий, железо, пластилин). Соблюдать меры предосторожности с горячими предметами. ФЭМП «Свойства предметов» Цель: Формировать представление о признаках сходства и различия между предметами. Объединять предметы в группы по общему признаку. | Аппликация «На нашей улице» Цель: Закреплять навык контурного вырезания различных составляющих сюжета. Продумывать замысел и доводить начатое дело до конца. Развивать самостоятельность, творчество. | Цель: Закрепить бег продолжительностью до 1 минуты. Упражнять в прыжках. Развивать ловкость , глазомер, координацию движений. («Не попадись», «Мяч о стенку», п\и «Быстро возьми»). Валеология«Из чего я состою?». Цель: Строение скелета и назначение отдельных его частей. О чем могут рассказать кости? Что нужно делать, чтобы кости были крепкими? Сходство и различие в строении с животными. | Коммуникация «З.К.Р.» Т. «Уроки грамоты» стр.3 Цель: Формировать навык детей различать звуки С-З. Развивать умение отчетливо произносить звуки изолированно и в словах, находить слова с заданным звуком. Художественная литература «Любимые стихи, рассказы и сказки. Заучивание «Поезжай за моря океаны» Исаковского». Цель: Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений. Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране. |
4 неделя Сентябрь
Тема «Хлеб – всему голова»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Как выращивают хлеб» (Гербов астр.48, Скоролупова стр.46) Цель: Уточнять и обобщать знания о труде хлеборобов и используемой ими с\х технике: комбайн, сеялка, трактор, культиватор. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб. Познавательно-исследовательская деятельность «Заплесневелый хлеб» Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. ФЭМП «Свойства предметов» Цель: Закрепить знания о различных свойствах предметов. Уточнить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар. Познакомить с понятием таблицы, строки и столбца таблицы. | Лепка «Колоски» (Скоролупова стр.49) Цель: Развивать умение выполнять рисунок на пластилине с помощью стеки, отпечатывание различных форм. Закреплять навыки работы с пластилином. | Цель: Упражнять в подпрыгивании на двух ногах, подбрасывании мяча вверх и ловле после хлопка. Развивать ловкость, внимание. («Достань до предмета», «Подбрось и поймай», эстафета «Чье звено быстрее», П\и «»Найди свой цвет»). Валеология «Мышцы». Цель: Познакомить детей с мышцами, какую роль играют мышцы в жизни человека. «Богатыри – кто они?» Как стать Геркулесом? | Коммуникация «Составление рассказа «Почемучки».Т. «Развитие речи» стр.4» (Волкова стр.28) Цель: Учить составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами Почему? Отчего? Когда? Что? Где? Отчетливо произносить слова и фразы со звуками С-З. Уметь делать выводы и обобщения. Художественная литература «Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый и масляный» Цель: продолжать развивать навык понимать характер и поступки героев. Придумывать другое окончание сказки. |
Работа с родителями: - Оформление уголка для родителей по теме: 1 сентября, День города, Осень.
-Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения детей 5 лет».
- Акция выходного дня: Посещение казачьих подворий , выступлений казаков с песнями и плясками.
- Поэтический конкурс среди детей д\сада «Мое родное Ставрополье».
- Консультация на тему: «Правила дорожного движения».
1 неделя Октябрь
Тема: «Овощи и фрукты»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Во саду ли в огороде» (Скоролупова стр.36, Гербов астр.53) Цель: Дать представление о труде овощеводов и садоводов в разное время года и его назначении. Познакомить с техникой, облегчающей их труд (дождевальная установка, секатор, насос и т.д.) Закрепить знания об условиях, необходимых для роста и жизни растений (почва, свет, вода). Воспитывать уважение к труду взрослых Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства почвы» Цель: Дать знания о свойствах почвы, ее видах (песчаная, каменистая, чернозем). Развивать познавательные и поисковые способности детей. ФЭМП «Свойства предметов» Цель: Закрепить знания о различных свойствах предметов. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера. | Аппликация «Дары осени» (Комарова стр.92) Цель: Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы, делать ножницами небольшие выемки для передачи характерных особенностей фруктов и овощей. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. | Цель: Упражнять в беге на длинную дистанцию, в прыжках повторить задания с мячом. Развивать ловкость, глазомер. («Поймай мяч», «Будь ловким», «Найди свой цвет»). Валеология «Позвоночник - стержень моего туловища». Цель: Создать у детей представление о строении тела человека: скелет, позвоночник, мускулатура (опорно-двигательная система). Осанка и ее значение. | Коммуникация «Составление рассказа по картине «Ежи» Т. «Развитие речи стр5. Д/и «Подбери нужное слово» (Волчков астр.12,15) Цель: Учить детей составлять рассказ по картине. Включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их поведение, чувства. Развивать диалогическую речь, активизировать словарь. Чтение «Косточка» Толстого. Загадки об овощах и фруктах» Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным героям. |
2 неделя Октябрь
Тема: «Грибы»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Грибы» (Скоролупова стр.41) Цель: Продолжать знакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных . Рассказать о полезных свойствах, несъедобные грибы опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Служат домом для насекомых. Познавательно-исследовательская деятельность «Термометр и температура» Цель: Познакомить детей с термометром и понятием температура. Определить, как температура влияет на жизнь и рост растений, человека. ФЭМП «Свойства предметов» Цель: Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закрепить представлении о порядке увеличения и уменьшения размера. | Лепка «Гриб боровичок» (Комарова стр.84) Цель: Передавать в лепке некоторые характерные признаки: углубления, загнутые (опущенные) края шляпок, утолщающаяся ножка. Использовать при лепке движение всей кисти и пальцев. | Цель: Закрепить ходьбу с высоким подниманием колен. Знакомить с ведением мяча правой и левой рукой (элементы баскетбола). Упражнять в прыжках. ( отбивание и ведение мяча , п\и «Не попадись). Валеология «Практическая работа». Цель: Познакомить и разучить с детьми упражнения, которые способствуют сохранению подвижности позвоночника. Понятие «напряжение» и «расслабление». | Коммуникация «Пересказ «По грибы» Тайца. Игра «Кузовок» Т. «Прописи» стр.2» (Волчков астр.20) Цель: Пересказывать текст самостоятельно. Передавать интонацией характер персонажей, свое отношение к героям. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования. Соотносить действие с его названием. Художественная литература «Чтение «Господин АУ» Х. Мякеля» Цель: Внимательно и заинтересованно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своем восприятии произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову. |
3 неделя Октябрь
Тема: «Золотая осень»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Золотая осень» (Скоролупова стр.26) Цель: Уточнять и расширять знания о сезонных изменениях в природе: признаки осени. Закрепить знание осенних месяцев, умение устанавливать связи между явлениями при роды. Уметь обосновывать свои ответы. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства природных материалов» Цель: В процессе эксперимента дать знания о свойствах природного материала (семена, плоды), назначении. Выполнять поделку из природного материала. ФЭМП «Сравнение групп предметов» Цель: Закрепить понятие равенство-неравенство и умение правильно использовать знаки равно и неравно. Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы. | Аппликация «Осенний ковер» (Комарова стр.90) Цель: Развивать умение составлять изображение из частей: цветы, ягоды, листья. Отрабатывать приемы вырезывания частей круглой и овальной формы. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. | Цель: Познакомить с новыми игровыми упражнениями с мячом. Закрепить упражнения с бегом и прыжками. Упражнять в ходьбе и беге. («Проведи мяч», «Мяч водящему», «Не попадись»). Валеология: «Кто живет в моей голове?». Цель: Дать детям понятие, как сформировался мозг человека, его основные функции. Рассказать о наличии коры головного мозга, о взаимосвязи функционировании головного мозга и здоровья человека. | Коммуникация «З.К.Р. Т. «Уроки грамоты» стр.4» (Гербова стр.44) Цель: Развивать навык дифференцировать звуки С-Ц. Различать их в словах, выделять слова с заданным звуком. Упражнять в правильном и четком произношении звуков изолированно и в словах. Художественная литература «Чтение «Уж небо осенью дышало» Пушкина. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» Толстого». Цель: Формировать умение6 видеть красоту осени в художественных произведениях в сравнении. Понимать образное содержание произведений. |
4 неделя Октябрь
Тема: «Деревья»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Деревья и кустарники» (Скоролупова стр.31) Цель: Познакомить детей с деревьями: дуб, каштан, черемуха в сравнении. Знать в чем сходство и различие деревьев и кустарников, лечебные свойства. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений. Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение листьев. Составление композиций из листьев». Цель: Развивать умение различать и правильно называть листья деревьев и кустов. Отражать в речи их отличительные особенности. Составлять композицию из осенних листьев. ФЭМП «Сравнение групп предметов». Цель: Закрепить представление о равенстве и неравенстве групп предметов. Уметь правильно выбрать знак = или /=. | Лепка «Кисть рябины» (Скоролупова стр.34) Цель: Развивать навыки разминания и размазывания пластилина по картону для создания фона композиции. Закрепить технические навыки лепки для создания ягод, ветки, листьев рябины. Соблюдать относительные пропорции частей. | Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с перешагиванием через препятствия, непрерывном беге продолжительностью до 1 минуты. Закрепить умение перепрыгивать через предметы. ( «Пас друг другу», «Отбей волан», Эстафета «Будь ловким»). Валеология «Самый сладкий». Цель: Дать представление о сне. Познакомить с правилами подготовки ко сну, гигиена сна. Кто такие лунатики? Что такое бессонница? | Коммуникация «Творческое рассказывание «Интервью у дерева». З.к.р. Т. «Уроки грамоты» стр.1» (Волчкова стр.18) Цель: Познакомить с интересной формой работы – интервью. Развивать навыки формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям. Упражнять в произношении звуков С-Ц. Знакомить с гласными звуками. Художественная литература «Заучивание «По дубочку постучишь» Цель: Внимательно слушать и запоминать новое произведение. Побуждать передавать интонацией выразительность стихотворения. Воспитывать любовь к народному творчеству. |
Работа с родителями: - Семейная мультимедийная презентация «Ставропольская осень».
-Консультация для родителей «как воспитывать детей».
- Подготовительный этап проекта «Край казачий»
1 неделя Ноябрь
Тема: «Домашние животные»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Знакомство с трудом животновода» Цель: Дать представление о труде животноводов: пастух, доярка, ветеринар, зоотехник и значимости их труда. Закрепить название домашних животных и их детенышей, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Активизировать словарь детей. Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух вокруг нас» Цель: Дать детям знания о силе воздушного потока и применении ветра для пользы человека. ФЭМП «Сложение» Цель: Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком +. Закрепить свойства предметов. | Аппликация «По замыслу» (Комарова стр.136) Цель: Закреплять умение задумывать содержание своей работы. Упражнять в разнообразных приемах вырезывания, аккуратного наклеивания. Развивать эстетические чувства. | Цель: упражнять в бросании мяча о стену и ловле после отскока о землю, перебрасывании мяча друг другу. Развивать координацию движений, умение сохранять равновесие. («Мяч о стенку», «Поймай мяч», «Не задень»). Валеология «Кинокамера внутри меня». Цель: Дать детям представление о том, что помогает нам видеть мир? (глаза, их строение). Какого цвета глаза? Почему мы плачем? Прекрасный мир цвета. | Коммуникация «Составление рассказа по картине «Дети кормят теленка». Д/и «Наоборот». Т. «Развитие речи» стр.8» Цель: Формировать навыки составления рассказа по картине, опираясь на план. Включать в рассказ описание внешнего вида персонажей, их характеристику. Подбирать слова с противоположным значением. Упражнять в правильном понимании значения глагола. Художественная литература «Чтение «Живая шляпа» Носова. Загадки о домашних животных» Цель: Знакомить с повадками животных посредством художественной литературы. Развивать умение оценивать поступки литературных героев. Понимать юмор ситуации. |
2 неделя Ноябрь
Тема «Дикие животные средней полосы»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Звери в лесу». Цель: Расширять и уточнять знания о диких животных средней полосы России и Ставропольского края: волк, лиса, заяц, медведь. Знать особенности питания, места обитания, как готовятся к зиме. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. Познавательно-исследовательская деятельность «Маскировка диких животных» Цель: Дать знания о маскировки животных для сохранения жизни: изменение окраса шерсти, цвет окраса взависимости от среды обитания. ФЭМП «Пространственные отношения: на, над, под.» Цель: Уточнить знания детьми пространственных отношений: на, под, над. Закрепить знания о сложении, как объединении предметов. | Лепка «Мой любимый мишка» (Комарова стр.93) Цель: Развивать умение лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей тела, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображению. | Цель: Закрепить бег с перешагиванием через предметы. Развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений. («Мяч водящему», «По мостику», п\и «Ловишки с лентами»). Валеология «Нервы, нервная система». Цель: Познакомить детей с работой нервной системы, ее функциями, возможностями. Что такое боль? Как себя вести, если у тебя что-то болит? | Коммуникация «Пересказ «Два товарища» Толстого. Т. «прописи» стр.4» (Волчкова стр.10) Цель: Познакомить с новым литературным жанром – басней, ее особенностями. Развивать умение образовывать слова разными способами: сахар-сахарница, хлеб-хлебница, пересказывать текст. Художественная литература «Заучивание «Осень наступила» Плещеева» Цель: Помочь детям почувствовать красоту осени в стихотворении. Показать напевность языка стихотворения. Воспитывать интонационную выразительность речи. |
3 неделя Ноябрь
Тема «Животный мир жарких стран»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Вот так Африка» (Скоролупова стр.61) Цель: Дать представление о том, что мы понимаем под словом «Жаркие страны»: пустыня, жаркая равнина, тропические леса и джунгли. Обогащать и активизировать словарь. Развивать любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность «Бережливые растения» Цель: Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне: кактус, сансевьера, фикус. ФЭМП «Пространственные отношения: справа, слева». Цель: Развивать пространственные представления детей. Уточнить отношения : справа, слева. Закрепить понимание смысла действия сложения. | Аппликация «Вырежи и наклей что хочешь» (Комарова стр.48) Цель: Развивать умение задумывать содержание своей работы в соответствии с навыками и умениями. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать воображение. | Цель: Закрепить перепрыгивание через шнур боком. Упражнять в беге, перебрасывании мяча в шеренге. («Перебрось и поймай», «Перепрыгни - не задень», «Ловишки парами»). Валеология «Зачем человеку уши?» . Цель: Познакомить со строение уха, его функциональными возможностями Приятные и неприятные звуки. Что такое глухота? У кого самый тонкий слух? | Коммуникация «З.К.Р.Т. «Уроки грамоты» стр.6» Цель: Закреплять навыки дифференцировать звуки Ш-Ж. отчетливо произносить эти звуки изолированно и во фразовой речи, называть слова с заданным звуком. Отрабатывать правильное речевое дыхание. Внимательно слушать задание. Художественная литература «Чтение сказки «Слоненок» Киплинга». Цель: Формировать навыки осмысливания содержания сказки. Прививать интерес к чтению больших произведений. С помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы героев сказки. |
4 неделя Ноябрь
Тема «Животные Севера»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Путешествие на полюс» (Скоролупова стр.66) Цель: Познакомить с северным и южным полюсом, их обитателями, приспособленностью для жизни при низких температурах: подкожный жир, густая шерсть, густые перья и особенностями питания: рыба, морские организмы. Развивать стремление изучать природу.. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства льда» Цель: Познакомить со свойствами льда через актуализацию знаний о свойствах дерева и магнита. ФЭМП «Пространственные отношения: слева, справа». Цель: Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Взаимосвязь целого и частей. Активизировать словарь. | Лепка « Зоопарк» Цель: Учить передавать характерные особенности животных при лепке. Отрабатывать обобщенные способы изображения животных в лепке. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки. | Цель: Закрепить бег с преодолением препятствий. Упражнять в прыжках, беге, упражнениях с мячом. («Мяч о стенку», «Ловишки – перебежки», п\и «Удочка»). Валеология «Природный скафандр - кожа». Цель: Познакомить со свойствами кожи как «природного скафандра» человека. Почему у людей кожа разного цвета? Откуда берутся веснушки? | Коммуникация «Составление рассказа «Наши игрушки» Т. «Прописи» стр.1 Цель: Давать описание внешнего вида игрушки. Рассказывать о том, как с ней играть. Закрепить произношение звуков Ш-Ж в речи. Следить за движением карандаша, не выходить за контур. Художественная литература «Чтение «Пингвиний пляж» Снегирева» Цель: Учить детей воспринимать произведение, сопереживать героям произведения и давать оценку их поступкам. Развивать внимание детей. |
Работа с родителями: - Консультация для родителей «Ставрополье казачий край» - традиции казаков, костюмы.
-Оформление уголка для родителей к Дню Матери, О правах ребенка.
-Проведение праздника «День Матери».
1 неделя Декабрь
Тема «Зима»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Волшебство русской зимы» Цель: Продолжить знакомство с явлениями природы зимой. Находить сходство и различия с другими временами года. Называть сказки и стихи о зиме, выразительно пересказывать, читать их. Познавательно-исследовательская деятельность «Часы и время» Цель: Дать знания о разнообразии часов. Применение часов. Работа с песочными часами. ФЭМП «Вычитание» Цель: Формировать представление о вычитании, как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком «-«. Закрепить пространственные отношения. | Лепка «Девочка в зимней шубке» (Комарова стр.108) Цель: Формировать навык лепить фигуру человека, правильно передавать форму одежды, частей тела, соблюдать пропорции. Сглаживать места скрепления. | Цель: Разучить игровые упражнения с бегом и прыжками. Упражнять в метании на дальность. («Кто дальше бросит», «Не задень», п\и «Мороз Красный нос»). Валеология «Гигиена кожи». Цель: Познакомить с основами гигиенического ухода за кожей, волосами, ногтями Наши прекрасные волосы. Как и почему они растут? Что нужно делать, чтобы волосы были красивыми и здоровыми? | Коммуникация «Пересказ рассказа «Про снежный колобок» Калининой. Т. «Прописи» стр. 3» (Волчкова стр.41) Цель: Учить целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту. Упражнять в правильном употреблении существительных множественного числа в именительном и винительном падеже. Художественная литература «Заучивание «Вот моя деревня» Сурикова». Цель: Закреплять умение внимательно слушать .Высказывать свое отношение к содержанию стихотворения. Закреплять знание потешек, русских народных песенок о природе. Развивать память детей. |
2 неделя Декабрь
Тема «Из чего и для чего»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Знакомство со свойствами стекла, пластмассы в сравнении» (Гербова стр.75,99) Цель: Познакомить детей со свойствами стекла, керамики и пластмассы в сравнении: прозрачность, водонепроницаемость, прочность, толщина, цвет, поверхность. Чем полезны предметы из этих материалов, где их используют и почему. Расширять словарь, умение сравнивать, делать простейшие выводы. Познавательно-исследовательская деятельность «Все увидим. Увеличительное стекло» Цель: Сравнение простого стекла и увеличительного. Применение лупы, микроскопа. ФЭМП «Пространственные отношения: между, посередине». Цель: Продолжать развивать умение ориентироваться в пространстве. Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла вычитания. | Аппликация «Бокальчик» (Комарова стр. 107) Цель: Формировать навык вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать внимание. | Цель: Закрепить ходьбу и бег между предметами. Упражнять в прыжках на двух ногах до цели, бросании в цель. («Метко в цель», «Кто быстрее до цели», «Пройдем по мостику», п\и «Мороз Красный нос»). Валеология «Наш вездесущий нос». Цель: Познакомить с участием носа в дыхании, восприятии и различении запахов. Что такое запах? Почему наш нос болеет? Гимнастика для здоровья носа. | Коммуникация «З.К.Р. Т. «Уроки грамоты» стр. 7» (Гербова стр. 77) Цель: Развивать умение различать звуки С-Ш. Называть слова с определенным звуком. Отрабатывать четкое произношение звуков изолированно и во фразовой речи. Совершенствовать слуховое восприятие звуков, речевое дыхание. Художественная литература «Чтение «Цветик – семицветик» Катаева». Цель: Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Закрепить умение оценивать поступки героев. Давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки. |
3 неделя Декабрь
Тема «Транспорт»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Знакомство с классификацией транспорта» (Алешина стр.30). Цель: Развивать умение сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее по их признакам: место передвижения. Классифицировать транспорт : наземный, водный, воздушный. Уточнить представление о грузовом и пассажирском транспорте. Познавательно-исследовательская деятельность «Заводные машины» Цель: Закрепить знание частей машин. Почему колеса круглые. Моделировать машину из геометрических фигур. ФЭМП «Один – много». Цель: Сформировать представление о понятии: один, много. Активизировать в речи слова один, много. Закрепить представление о сложении и вычитании. | Аппликация «Троллейбус» (Комарова стр. 98) Цель: Передавать характерные формы троллейбуса –закругленные углы вверху. Вырезать колеса из квадратов. Дополнять изображение характерными деталями. | Цель: Закрепить упражнения с бегом и бросанием в цель. Упражнять в прыжках на двух ногах. («Метко в цель», «Смелые воробышки»). Валеология «Зачем мы дышим?» Цель: Значение дыхания для жизнедеятельности человека. Учить правильному дыханию на прогулке, при выполнении физических упражнений. | Коммуникация «Составление рассказа по картине «Улица города». Т. «Развитие речи» стр.3». Цель: Составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план от третьего лица. Подбирать существительные к прилагательным (белый- снег, пушистый- мех). Художественная литература «Чтение «Чук и Гек» Гайдара». Цель: Развивать умение понимать мотивы поступков героев. Выражать свое отношение к ним. Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. |
4 неделя Декабрь
Тема «Народные праздники и фольклор»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Народные праздники на Руси» Цель: Познакомить детей с праздником Рождества, Святками - их происхождением. Знать, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Раскрыть богатство русского языка. Воспитывать интерес к истории России. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства бумаги» Цель: Уточнить знание свойств бумаги. Изготовить из бумаги фигурку ангела. ФЭМП «Число 1. Цифра 1». Цель: Познакомить с числом 1 и цифрой 1.Закрепить представление о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания. | Аппликация «Сказочная птица» (Комарова стр. 127) Цель: Закрепить умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. Передавать образ сказочной птицы. Развивать воображение. | Цель: Развивать координацию движений и устойчивое равновесие при скольжении по ледяной дорожке. («По дорожке», п\и «Мы веселые ребята»). Валеология «Кровообращение». Цель: Раскрыть значение кровообращения в жизнедеятельности организма. Почему кровь красная? Что такое пульс? Как его определить? | Коммуникация «Составление рассказа по серии картинок-иллюстраций детских книг. Д/и «Назови одним словом». Т. «Развитие речи» стр. 14». Цель: Учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям, опираясь на серию иллюстраций из детских сказок. Употреблять в речи обобщающие слова, подбирать существительные. Художественная литература «Новогодний калейдоскоп стихов». Цель: Формировать навык сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Развивать память, дикцию. |
Работа с родителями: - Оформление группы и участка к к новогоднему празднику.
- Конкурс «Талисман Нового года – Огненный Петух».
- Родительское собрание на тему «Растить любознательных».
-Консультация для родителей «Как празднуют Новый год в разных странах», «Родословная Деда Мороза».
1 неделя Январь
Тема «Домашние птицы»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ « Птичий двор» Цель: Расширять знания детей о домашних птицах, их внешнем виде и особенностях поведения. Активизировать словарный запас. Расширять кругозор. Познавательно-исследовательская деятельность «Как устроены перья птиц» (Дыбина) Цель: Дать детям знания о строении пера птиц, способности намокать или не пропускать воду, холод. ФЭМП ««Внутри, снаружи». Цель: Уточнить пространственные отношения : внутри, снаружи. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания. . | Лепка «Индюк». Цель: Самостоятельно выбирать способ лепки (из целого куска или по частям). Закрепить навыки пользования стекой. | Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, беге между предметами. Развивать ловкость, внимание. («Кто быстрее», «Пробеги – не задень», п\и «Найдем зайца»). Валеология «Зачем мы едим?». Цель: Познакомить детей со строением органов пищеварения, со строением зубов, их значением в переработке пищи. Правила «королевы зубной щетки». | Коммуникация «Составление рассказа по серии картинок-иллюстраций детских книг. Д/и «Назови одним словом». Т. «Развитие речи» стр. 14». Цель: Учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерным героям, опираясь на серию иллюстраций из детских сказок. Употреблять в речи обобщающие слова, подбирать существительные. Художественная литература «Чтение «Гадкий утенок» Андерсена». Цель: Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Понимать смысл и основное содержание. |
2 неделя Январь
Тема «Мебель»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Мебель» (Скоролупова стр.35). Цель: Дать знания о труде столяра и инструментах, необходимых ему для работы (рубанок, долото, дрель, молоток, стамеска). Воспитывать интерес к предметам окружающей нас обстановки, оценивать удобство и функциональность вещей. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства дерева, уголь». Цель: Видеть различие в строении, внешнем виде и сходстве назначения дерева и угля в жизни человека. ФЭМП «Число 2. Цифра 2». Цель: Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2.Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания. | Аппликация «Вырежи и наклей что хочешь» (Комарова стр.128). Цель: Закрепить умение создавать изображение в аппликации, используя разнообразные приемы вырезания. Задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца. | Цель: Упражнять в беге между предметами, метании на дальность. Развивать ловкость, внимание. («Пробеги – не задень», «Кто дальше бросит», п\и «Мороз Красный нос»). Валеология «Болезни грязных рук». Цель: Знать, чем опасны грязные руки. «Вредные квартиранты». Что такое аппендицит? От чего болит живот?. | Коммуникация «З. К. Р. Т. «уроки грамоты» стр.8». Цель: Совершенствовать у детей слуховое восприятие посредством различия звуков З-Ж изолированно, в словах, на придумывание слов с заданным звуком.. Художественная литература «Чтение «У кровати» Цветаевой». Цель: Формировать эмоциональное отношение к стихотворению. Вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста. Уметь подбирать рифму. |
3 неделя Январь
Тема «Зимующие птицы»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Зимующие птицы». Цель: Расширять знания о зимующих птицах (галка, дрозд, голубь, снегирь), их образе жизни зимой, питании, помощи человека. Различать птиц по окраске, размеру, характерным особенностям поведения. Познавательно-исследовательская деятельность «Как с гуся вода». Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Почему одни птицы могут хорошо плавать, другие – нет. ФЭМП «Точка. Линия. Прямая и кривая линия». Цель: Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1.2 с количеством предметов. | Лепка «Птицы на кормушке» (Комарова стр. 125) Цель: Учить лепить птицу по частям, передавая форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста. | Цель: Упражнять в лепке и бросании снежков в цель. Развивать ловкость, меткость. (катание на санках, «Сбей кеглю», п\и «Ловишки парами»). Валеология «Язык». Цель: Познакомить с тем, как мы ощущаем вкус. Вкусовые сосочки, как они работают. Что такое аппетит и что нужно делать, чтобы его сохранить. | Коммуникация «Составление рассказа «Наши пернатые друзья». З. к. р. Т. «Развитие речи» стр.1». Цель: Развивать умение составлять небольшие рассказы, используя точные слова для описания внешнего вида и повадок птиц. Упражнять в произношении звуков З-Ж в речи, в построении предложений. Художественная литература Чтение рассказа В. Бианки «Сова» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей; прививаем интерес к чтению произведений; воспитываем любовь к родной природе |
Работа с родителями: - Рождественские колядки, Святки.
- Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать».
- Работа по проекту «Ставрополье край казачий».
1 неделя Февраль
Тема «Что нам стоит дом построить»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Кто построил этот дом» (Скоролупова стр.24 ч.2). Цель: познакомить детей с различными строительными профессиями: архитектор, каменщик, плотник, маляр, плиточник. Знать, в чем состоит работа, какие инструменты им нужны для работы. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к строительным профессиям. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства песка и камня» Цель: Дать знания о свойствах песка и камня в сравнении. Применение этих материалов в строительстве. ФЭМП «Отрезок. Луч». Цель: Сформировать представление об отрезке, луче. Развивать умение составлять рассказы – задачи, в которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2. | Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку» Цель: Развивать умение детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять ранее усвоенные приемы вырезания. Воспитывать аккуратность, самостоятельность в работе. | Цель: Упражнять в перебрасывании друг другу шайбы, умении скользить по ледяной дорожке. (Катание на санках в парах, «Точный пас», «По дорожке», п\и «Мороз Красный нос»). Валеология «Питание – сила, здоровье, красота». Цель: Продолжать знакомить детей с культурой поведения за столом. Понятие о правильном питании. Правильная последовательность приема блюд во время завтрака, обеда, ужина. | Коммуникация «Рассказывание по картинке «Строится город». Упражнение «Кем работает?» Цель: формировать умение составлять небольшой рассказ по картинке. Закреплять знания о строительных профессиях/, обогащать речь существительными, обозначающими профессии (стекольщик, маляр и т.д.) Художественная литература «Чтение «Карлсон, который живет на крыше» Цель: прививать интерес к чтению больших произведений. Развивать умение понимать характер сказочных героев, подбирать образные определения к словам. Развивать чувство юмора. |
2 неделя Февраль
Тема «Вода»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Вода на земле» (Скоролупова стр.50). Цель: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека, что вода – источник жизни. Познакомить детей с различными источниками воды и их обитателями (лужа, ручеек, пруд, река, море, океан). Активизировать и обогащать словарь детей. Воспитывать бережное отношение к воде. Познавательно-исследовательская деятельность «Вода – растворитель». Цель: Дать знания о том, какие вещества может растворить вода, а какие – нет. Использование сиропа. ФЭМП «Число 3. Цифра 3». Цель: Познакомить с образованием и составом числа 3. Закрепить представление о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам. | Лепка «Красивые рыбки» Цель: Закреплять приемы лепки разных по величине рыбок. Упражнять в прищипывании, оттягивании пластилина. Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. | Цель: Упражнять в метании на дальность .Способствовать развитию выносливости, настойчивости, организованности. («Кто дальше», «Кто быстрее», п\и «Найди следы зайца»). Валеология «Натуральные природные продукты ». Цель: Познакомить детей с оздоровляющими свойствами натуральных продуктов: овощи, фрукты, мед, молоко, соки. Раскрыть значение соли и сахара в питании человека. Сахар и здоровье зубов. | Коммуникация «Составление рассказа по картинкам «На морском дне». Д/у «Придумай как можно больше слов». Т. «Развитие речи» стр.6». Цель: Продолжать учить детей составлять небольшой рассказ по картинке из 5-6 предложений. Развивать умение подбирать существительные к прилагательному (весенний – день, гроза, праздник и т.д.). Упражняться в образовании сравнительной формы предмета. Художественная литература Чтение сказки народов Севера «Живая вода» Цель: Продолжать учить детей понимать характеры и поступки героев, осмысливать содержание сказки. Развивать внимание, умение мотивировать свою оценку героев. |
3 неделя Февраль
Тема «Наши защитники»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Защитники Отечества» Цель: Расширять знания детей о современных родах войск: ракетчики, десантники, пограничники, моряки. Вызывать желание быть похожими на сильных российских воинов. Формировать интерес к различным родам войск. Воспитывать патриотические чувства, уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества Познавательно-исследовательская деятельность «Мы – фокусники». Цель: Дать знания о магните и его свойствах. Выявить материалы, которые взаимодействуют с магнитом. ФЭМП «Замкнутые и незамкнутые линии». Цель: Формировать представление о замкнутой и незамкнутой линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством предметов, навыки счета в пределах 3. | Аппликация «Матрос с сигнальными флажками» (Комарова стр. 118). Цель: Развивать умение передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, одна рука вверху и т. д.). Закрепить умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое. | Цель: Продолжать развивать умение метать снежки в цель и на дальность. Развивать меткость, глазомер. («Точно в круг», «Кто дальше», п\и «ловишки»). Валеология «Витамины». Цель: Раскрыть историю витаминов и влияние их на укрепление нашего организма. Где витамины живут и откуда получили свое название. | Коммуникация «З. К. Р. Т. «Уроки грамоты» стр. 9» (Гербова стр. 113). Цель: Развивать умение различать на слух сходные по артикуляции звуки Ч – Щ изолированно, в словах, речи. Придумывать слова на заданный звук. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове. Художественная литература «Чтение стихов и рассказов о РА». Цель: Расширять представление о храбрости, смелости, взаимовыручке, смекалке солдат. Воспитывать желание быть похожими на них. |
4 неделя Февраль
Тема «Волшебные сказки»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Откуда к нам пришла книга» (Алешина стр.175). Цель: Дать представление об этапах изготовления книги: лес , бумага, печатание, магазин). Обогащать словарь новыми словами: типография, печатный станок, печать. Прививать бережное отношение к книге. Познавательно-исследовательская деятельность «Фильтрование воды» Цель: Познакомить с процессом очистки воды разными способами: промокательная бумага, воронка, тряпочка, песок, крахмал, емкости. ФЭМП «Ломаная линия, многоугольник» Цель: Познакомить с понятиями ломаная линия, многоугольник. Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3.
| Лепка «Вылепи свою любимую игрушку». Цель: Учить создавать в лепке образ своей любимой игрушки. Закрепить разнообразные приемы лепки ладошками и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Цель: Упражнять в перепрыгивании через предметы. Развивать координацию движений, дружеские взаимоотношения в игре. («Перепрыгни – не задень», «Пройди – не упади», эстафеты на санках, п\и «Охотники и зайцы»). Валеология «Зеленые помощники здоровья – травы». Цель: Познакомить с особенностями лекарственных трав, правилами их сбора, хранения и приготовления. | Коммуникация «Пересказ сказки «Лиса и рак». Т. «Прописи» стр. 6». Цель: Продолжать учить детей связно и последовательно пересказывать сказку, дополнять пересказ товарища. Развивать умение употреблять прилагательные и наречия в сравнительной степени: высокий - выше, далеко - дальше. Художественная литература «Заучивание «У лукоморья дуб зеленый» Пушкина». Цель: Побуждать запоминать и читать стихотворение , передавая интонации удивления, восхищения. Рассматривать иллюстрации Конашевича, как выразительное средство стихотворения. |
Работа с родителями: - Семейный клуб «Спрашиваем – отвечаем».
-итоговое мероприятие по проекту «Казак без службы – не казак» к 23 февраля.
- Конкурс «Куклы в национальных костюмах».
1 неделя Март
Тема «Любимые мамы и бабушки»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Наши мамы». Цель: Дать представление о матери, как хранительнице семейного очага, семьи. Помочь понять, как много сил и времени отнимает у мамы работа по дому, мамы еще и работают на заводах и фабриках. Указать на необходимость помощи мамам. Познавательно-исследовательская деятельность «Мир ткани» Цель: Различать и называть некоторые ткани: ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж. Сравнивать ткани по свойствам. Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделия. ФЭМП «Число 4. Цифра 4» Цель: Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам. | Аппликация «Ваза с цветами в подарок маме» (Комарова стр. 126). Цель: Закреплять вырезывание симметричных предметов, из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительно – двигательные координации. | Цель: Упражнять в равновесии: ходить с выполнением задания. Прыгать из обруча в обруч на двух ногах. Перебрасывать мяч друг другу. (п\и «Сделай фигуру»). Валеология: «Чай пить - здоровым быть!». Цель: Познакомить с историей появления чая, с особенностями его хранения и приготовления. Культура чаепития. Чай и здоровье человека. | Коммуникация «Составление рассказа по картинкам «Мы для милой мамочки». Д\и «Назови ласково». Т. «Развитие речи» стр. 15».(Гербова стр. 127). Цель: Формировать навык составлять подробные описательные рассказы по отдельным картинкам и по серии картинок. Закреплять умение образовывать ласковые существительные (Аня – Анечка, Анюта, Аннушка). Художественная литература «Рассказывание нанайской сказки «Айога». Цель: Уточнять знание о жанровых особенностях сказки. Умение передавать отдельные эпизоды в лицах. Помогать понять мотивы поступков героев. |
2 неделя Март
Тема «Ранняя весна»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Весна, весна на улице» Цель: Формировать у детей понятие о временной системе; уточнять признаки ранней весны. развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать эстетические чувства. Познавательно-исследовательская деятельность «Дышат ли прорастающие семена» Цель: Значение тепла, света и кислорода для прорастания семян. Различать семена овощей. ФЭМП «Угол» Цель: Сформировать представления о различных видах углов – прямой, острый, тупой. Закрепить знания цифры 1-4, счет до 4, знание состав числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым. | Лепка «Котенок». Цель: Формировать навык детей создавать в лепке образ животного, передавать позу котенка. Закрепить умение лепить по частям, используя разные приемы . Сглаживать места соединения частей. | Цель: Упражнять в ходьбе, беге, упражнениях с мячом. Развивать дисциплинированность, настойчивость в выполнении задания. (Эстафеты с бегом, передачей мяча, прыжками, п\и «Карусель»). Валеология «Волшебные точки». Цель: Раскрыть влияние точечного массажа и правилами выполнения. Для чего он нужен. Где расположены «волшебные точки». Чем они волшебные. | Коммуникация «Пересказ рассказа «Подснежники» Соколова – Никитова. Д\у «Сосчитай до 5». Т. Прописи стр.7». Цель: Развивать умение пересказывать рассказ самостоятельно, без подсказок и напоминаний. Закрепить умение согласовывать существительные с числительными (одна звезда, две звезды, три звезды). Художественная литература «Заучивание «Весенняя гостья» Белоусова. Пословицы и загадки о весне». Цель: Закрепить умение выразительно читать стихотворение. Развивать понимание образной речи, память, внимание детей. |
3 неделя Март
Тема «Перелетные птицы»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Перелетные птицы» Цель: Познакомить детей с перелетными птицами: трясогузки, соловьи, стрижи. Видеть различия и сходства в их внешнем виде, среде обитания, гнездования, заботе о потомстве. Обогащать знания о перелетных птицах. Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт с перышком». Цель: Расширять знания о свойствах перышка: легкое, летает, плавает. ФЭМП «Числовой отрезок» Цель: Сформировать представления о числовом отрезке, прямых приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения. | Аппликация «Птички на ветках». Цель: Учить передавать в аппликации образ птиц, особенности частей тела. Вырезывать по частям, передавать окраску птиц разной породы. Красиво располагать птиц на ветке. | Цель: Упражнять в равновесии и прыжках. Способствовать развитию выносливости, ловкости в эстафете. («Канатоходец», «Удочка», эстафета с мячом «Быстро передай»). Валеология «Природные факторы здоровья». Цель: Познакомить детей с влиянием природных факторов на здоровье. Правила принятия солнечных ванн. Закаливание воздухом. | Коммуникация «З. К. Р. Т. «Уроки грамоты» стр.14» (Гербова стр. 152). Цель: Развивать умение дифференцировать звуки Р - Л: изолированные, в словах и фразовой речи. Выделять слова с заданным звуком. Развивать слуховое внимание. Художественная литература «Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка». Цель: Развивать умение детей понимать и оценивать характер персонажей. Закрепить представление о жанровых особенностях сказки. |
4 неделя Март
Тема «Космос»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Путешествие в космические дали» (Скоролупова стр.57 ч. 2). Цель: ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ВЫГЛЯДИТ НАША ПЛАНЕТА Земля, что у нее есть спутник Луна. Расширять и уточнять знания о космосе, космонавтах, различных моделях ракет и спутниках. Развивать интерес к космическим далям. Познавательно-исследовательская деятельность «На орбите» Цель: Установить, что удерживает спутник на орбите. ФЭМП «Число 5. Цифра 5» Цель: Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знания цифр 1-4, понятия многоугольник, числового отрезка. | Лепка «Гости из космоса». Цель: Формировать умение лепить необычных животных, передавая форму основных частей и деталей. Придумывать дополнительные детали инопланетян. Развивать воображение, творчество детей. | Цель: Разучить упражнение с прокатыванием мяча. Упражнять в беге на скорость. Развивать внимание, быстроту, ловкость. («Прокати – сбей», «Пробеги не сбей», п\и «Удочка»). Валеология«Вода – для хвори беда». Цель: Рассмотреть закаливания водой, купания и принятия солнечных ванн. Кто такие «Моржи». Первая помощь при травмах. | Коммуникация «Пересказ рассказа «Солнце» Була. Д\и «Исправь слово». Т. «Прописи» стр. 11». Цель: Формировать навык внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию и самостоятельно пересказывать. Замечать ошибку в слове и исправлять ее. Художественная литература «Чтение «Первый в космосе» Баразудина. Цель: Продолжать расширять знания детей о космосе и космонавтах посредством художественной литературы. Расширять кругозор и воспитывать интерес к чтению. |
Работа с родителями: - Помощь в подготовке и участие в утреннике 8 Марта.
- Консультация для родителей «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
- Родительское собрание «Валеологическое воспитание детей».
1 неделя Апрель
Тема «Здоровье. Спорт»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Как сберечь свое здоровье» Цель: Уточнить знание детьми правил гигиены. Развивать понимание значения гигиенических процедур. Закрепить знания о роли витаминов в жизни человека. Познавательно-исследовательская деятельность «Помощница водица». Цель: Уточнять и расширять знания о роли воды в оздоровлении человека. Свойства пара. ФЭМП «Впереди, сзади» Цель: Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представление о составе числа 5. | Аппликация «Полезные продукты». Цель: Закрепить умение вырезать предметы круглой и овальной формы. Упражнять в вырезании одинаковых частей из бумаги соложенной гармошкой. Развивать чувство композиции. | Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега, передаче мяча над головой. Развивать выдержку, дисциплинированность в игре. («Ловишки – перебежки», «Передача мяча в колонне», п\и «Мышеловка»). Валеология «Мы - туристы». Цель: Дать знания о том, что такое туризм и чем он полезен для организма человека. Виды туризма. Подготовка и снаряжение. | Коммуникация «Составление рассказа «Веселые загадки». З. к. р. Т. «Прописи» стр.13. (Волчков астр.84). Цель: Дать детям представление о жанровых особенностях загадок. Уметь отличать их от других произведений малой фольклорной формы. Закрепить произношение звуков р-л. Развивать внимание детей. Художественная литература Чтение «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршак. Цель: Помочь детям понять поведение героя произведения, побуждать рассказывать о своем отношении к герою произведения. развивать умение заинтересованно слушать рассказ в стихах |
2 неделя Апрель
Тема «ПДД»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Моя дорожная грамота». Цель: Дать представление о знаках сервиса: Телефон, АЗС, Пункт ТО, Пункт питания, пункт мед. помощи. Закреплять ПДД для пешеходов и водителей. Воспитывать культуру поведения на дороге. Познавательно-исследовательская деятельность «Предметы вокруг нас» Цель: Различать и правильно называть свойства предметов: легкий – тяжелый, тонет – не тонет в сравнении. (Камень, пластмасса, резина). ФЭМП «Столько же. Знаки = и ≠ » Цель: Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5. | Лепка «По замыслу» (Комарова стр. 128). Цель: Развивать умение задумывать содержание своей работы, доводить замысел до конца. Воспитывать стремление выполнить работу как можно лучше. Развивать творчество. | Цель: Закрепить умение прокатывать обруч. Упражнять в ходьбе на носках между кеглями, перебрасывании мяча друг другу. («Пройди – не задень», «Догони обруч», «Подбрось и поймай», Эстафета с прыжками «Кто быстрее до флажка»). Валеология «Город, люди, машины». Цель: Закреплять правила поведения на улице, в транспорте. Правила дорожного движения: нужны ли они людям? | Коммуникация «З. К. Р. Т. «Уроки грамоты» стр. 11» (Гербова стр. 135) . Цель: Продолжать учить отчетливо произносить звуки Ч – Ц изолированно, и в составе слова. Различать эти звуки на слух. Определять место звука в слове. Художественная литература Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» Цель: Развивать у детей знание правил для пешеходов через художественное слово, закрепить знания о дорожных знаках, полученные ранее. |
3 неделя Апрель
Тема «Экология (насекомые)»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Эти удивительные насекомые» (Скоролупова стр.72 ч.2) Цель: Познакомить детей с миром насекомых. Учить сравнивать и обобщать насекомых по существенным признакам (прыгают, летают, ползают, скользят по воде). Расширить представление об особенностях сезонной жизни насекомых, места их обитания. Знать о необходимости борьбы с мухами в помещении. Воспитывать интерес к насекомым. Познавательно-исследовательская деятельность «Как пчелки переносят пыльцу». Цель: Выявить, как происходит процесс опыления у растений. Значение опыления. ФЭМП «Больше, меньше. Знаки > и < » Цель: Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками > и <. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, счетные умения. | Аппликация «Насекомые» Цель: Развивать умение выполнять аппликацию методом симметричного вырезывания для создания красивой, гармоничной работы. Развивать умение подбирать бумагу нужного цвета, размера. | Цель: Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, прокатывании мяча водящему. Развивать внимание, настойчивость. («Кто быстрее», «Мяч в кругу», п\и «Карусель»). Валеология «Я и люди». Цель: Рассмотреть случай, когда ребенок остается дома один, как вести себя и оградить от случаев угрожающих здоровью. Опасные вещи (предметы). | Коммуникация «Эти удивительные насекомые». (Скоролупова стр.72 ч.2). Цель: Познакомить детей с миром насекомых. Учить сравнивать и обобщать насекомых по существенным признакам: прыгают, летают, ползают, скользят по воде. Расширять представление об особенностях сезонной жизни насекомых, местах их обитания. Знать о необходимости борьбы с мухами в помещении. Художественная литература «Заучивание «Черемуха» Есенина». Цель: Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении Есенина. Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров. |
4 неделя Апрель
Тема «ОБЖ. Об огне и пожаре»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Огонь – друг, огонь – враг». Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Дать понятие, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. Формировать умение реально оценивать возможную опасность, быть осторожными с огнем. Познавательно-исследовательская деятельность «Свет и тень» Цель: Знать какие предметы излучают свет, какие особенности имеет свет. Что было , если бы его не было. ФЭМП «Раньше, позже» Цель: Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше – позже. Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов. | Лепка «Разная посуда» Цель: Закрепить навыки лепки из целого куска и по частям. Упражнять в приемах лепки пальцами. | Цель: Развивать меткость, умение бегать между кеглями, прыгать из обруча в обруч. («Сбей кеглю», «Пробеги – не задень», п\и «С кочки на кочку»). Валеология «Уроки маленького принца». Цель: Значение для здоровья положительных эмоций. Улыбка и смех – здоровье для всех. | Коммуникация «Пересказ «Пожарные собаки» Л. Толстой. Т. «Прописи» стр.12». (Волчкова стр. 30). Цель: Формировать навык детей связно, выразительно пересказывать текст без помощи вопросов воспи-тателя. Развивать умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (бежать – беги, лежать - лежи, сидеть - сиди). Художественная литература «Чтение «Рассказ о неизвестном герое» Маршака». Цель: Дать детям понять поведение героя произведения, побуждать рассказывать о своем отношении к герою. Развивать умение заинтересованно слушать рассказ в стихах. |
Работа с родителями: - Участие родителей в Дне Здоровья.
- Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках».
- Практика с родителями «Двигательные игры – разминки с детьми».
- День открытых дверей для родителей.
1 неделя Май
Тема «Цветущая весна»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Весна, весна на улице» ( Скоролупова стр.61 ч.2). Цель: Дать детям представления о различных способах посадки растений: семенами, клубнями, рассадой, луковицами, делением корней, черенками. Уточнить значение тепла, света, влаги и воздуха для роста и развития растений. Воспитывать активную любознательность, желание строить причинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе. Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебные лучики – радуга». Цель: Дать представление о свойстве солнечного луча при прохождении сквозь призму, отражении света. Зеркало. ФЭМП «Повторение» Цель: Закрепить прямой и обратный счет до 5; развивать логическое и математическое мышление. | Аппликация «Одуванчик» Цель: Побуждать создавать красивую цветочную композицию, используя навыки работы ножницами. Красиво располагать изображение на листе бумаги. | Цель: Развивать ловкость и глазомер в упражнениях с мячом и воланом. Упражнять в беге с высоким подниманием бедра. («Проведи мяч», «Пас друг другу», «Отбей волан», п\и «Гуси – лебеди»). Валеология «Физкульт – ура!». Цель: Раскрыть влияние подвижных игр и физических упражнений на слаженность функционирования всех систем организма. Как работают наши органы во время активной двигательной деятельности. | Коммуникация «Составление творческого рассказа о весне. З. к. р. Т. «Прописи» стр.14». Цель: Побуждать детей рассказывать о своих впечатлениях, Закрепить правильное и отчетливое произношение звуков ч-ц. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетическое восприятие весенней природы. Художественная литература «Чтение «Кто больше всех радуется весне». Цель: Развивать умение сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Развивать бережное отношение ко всему живому, желание больше узнать об особенностях природы. |
2 неделя Май
Тема «День Победы»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «День Победы» Цель: Уточнять и расширять знания детей о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды. Побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время ВОВ. Воспитывать патриотические чувства. Познавательно-исследовательская деятельность Смена дня и ночи» Цель: Дать представление о смене дня и ночи на планете. ФЭМП «Повторение» Цель: Продолжать учить составлять задачи; развивать логическое и математическое мышление. | Лепка «Дети пляшут на празднике» Цель: Развивать умение передавать позу, движение человека в лепке, отмечать и оценивать выразительность изображения. Развивать образное представление, воображение. | Цель: Упражнять в прокатывании обручей. Развивать выносливость в непрерывном беге, ловкость и глазомер. («Прокати – не урони», «Кто быстрее», «Забрось в кольцо» п\и «Совушка»). Валеология«Когда я буду большой». Цель: Раскрыть детям опасность вредных привычек. Формировать положительный опыт в отношении к своему организму. | Коммуникация «Пересказ сказки «У страха глаза велики».Т. «Прописи» стр. 15». (Волчкова стр.101). Цель: Развивать умение понимать эмоционально-образное содержание произведения. Пересказывать сказку по частям самостоятельно. Упражнять в образовании однокоренных слов: медведь - медведица, медвежонок, медвежий. Художественная литература «Чтение стихов о войне и Победе». Цель: Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства. Расширять знания о мужестве воинов в годы ВОВ. |
3 неделя Май
Тема «Мой край родной (семья)»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Край мой – Ставрополье». Цель: Дать детям представление о мэре и губернаторе СК. Расширять и уточнять знания о городах края, достопримечательностях: Кавминводы, Теберда, Домбай. Воспитывать любовь к родному краю, гордость. Познавательно-исследовательская деятельность «Какие бывают камни» Цель: Познакомить детей с разными видами камней, их строением, свойствами и применением человеком. ФЭМП «Повторение» Цель: Закрепить обозначение знаков «+», «-», «=», «≠»; развивать логическое и математическое мышление. | Аппликация «Загадки». Цель: Закрепить умение составлять изображение по частям из разных фигур. Упражнять в преобразовании геометрических фигур путем разрезания их по прямой, по диагонали на несколько частей. Развивать творчество. | Цель: Закрепить бег на скорость. Упражнять в прыжках из обруча в обруч, бросании мяча о землю в ходьбе. («Кто быстрее», «Ловкие ребята», упр. С мячом, п\и «Мышеловка»). Валеология «Мир дикой природы». Цель: Познакомить детей с опасностями, подстерегающими их в общении с дикой природой. Неудачные встречи со змеями. Как вести себя, чтобы не было беды. | Коммуникация «З. к. р. Т. «Уроки грамоты» стр.12». (Гербова стр. 166). Цель: Закрепить произношение трудных для детей звуков, различать их в словах, фразовой речи. Определять место звука св слове. Различать твердые и мягкие согласные. Художественная литература «Чтение стихов поэтов Ставрополья». Цель: Прививать детям любовь к родному краю. Отмечать стихи с наиболее яркими и запоминающимися описаниями. Слышать мелодию поэтического текста. |
4 неделя Май
Тема «Москва – столица России»
Образовательные области | Познавательное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие ( на прогулке) | Речевое развитие |
Виды деятельности | ФЦКМ «Государственные символы России». Цель: Познакомить детей с государственными символами России – герб, гимн, флаг. Понимать, что государственные символы призваны обЪединять жителей одной страны. Расширять знания о Москве – столице России, ее достопримечательностях и памятных местах. Воспитывать интерес к изучению истории Москвы, гордость за Россию. Познавательно-исследовательская деятельность «Сахар и соль». Цель: Уметь видеть и называть сходство и различие свойств сахара и соли. Их польза и вред. ФЭМП «Повторение» Цель: Закрепить название геометрических фигур; развивать логическое и математическое мышление. | Лепка «По замыслу». Цель: Закрепить умение задумывать содержание лепки, приемы исполнения и последовательность выполнения работы. Уметь рассказывать о своей работе. | Цель: Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа движения. Развивать внимание, ловкость, быстроту. («Мяч водящему», эстафета «Передача мяча в колонне», п\и «Не оставайся на полу»). Валеология Практическое занятие. Цель: Знакомство с персонажами книги А.К. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья». Игры, тесты, игры-задания по изученным темам. | Коммуникация «Творческое рассказывание «Сочиняем стихи». З . к. р. Т. «Развитие речи» стр. 12». (Волчкова стр. 69). Цель: Развивать интерес к поэтическому литературному жанру. Упражнять в придумывании небольших стихов. Закрепить произношение звуков с помощью чистоговорок, скороговорок. Развивать слуховое внимание. Художественная литература «Заучивание «Мирная считалка» Карема». Цель: Побуждать внимательно слушать стихотворение и запоминать его. Закреплять выразительное чтение, четкое произношение всех слов в предложении. |
Работа с родителями:- Проведение праздника семьи.
- Участие в конкурсе «Самая активная семья ДОУ» к Дню Семьи.
- Консультация «Культура поведения дошкольников» .
- Родительское собрание «Мы и наши дети».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематический план на апрель старшая группа
планирование воспитательно-образовательной работы...
календарно-тематический план на март старшая группа
планирование...
календарно-тематический план на май старшая группа
планирование...
Календарный тематический план работы в старшей группе на первую неделю апреля
Календарный план работы с детьми в старшей группе на тему: "Космос" на неделю...
Календарный тематический план работы в старшей группе на май месяц
Каленарный план работы с детьми в старшей группе на тему: "День победы" и "Растения луга. Насекомые"...
Календарный тематический план работы в старшей группе на тему: "Моя родина - Россия"
Календарно тематическое планирование в старшей группе, первая и третья неделя февраля, по теме: "Моя родина -Россия" (Россия, народные промыслы, защитники отечества)....
Календарно-тематический план, март месяц, старшая группа.
Календарно-тематическое планирование, март месяц, старшая группа....