Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников
методическая разработка по теме
В данной программе отражены цели, задачи, формы работы по формированию коммуникативной компетентности дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Существование человечества немыслимо
вне коммуникативной деятельности.
Независимо от возраста, образования,
территориальной и национальной
принадлежности и многих других данных,
характеризующих человеческую личность,
мы постоянно запрашиваем, передаем и
храним информацию, то есть активно
занимаемся коммуникативной деятельностью.
Кухаренко В.А
МИНИ-ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАЧИ:
ЦЕЛЬ:
ЦЕЛЬ:
ЦЕЛЬ:
Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
- воспитывать доверительное отношение друг к другу;
- учить использовать прием активного слушания;
- развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности;
- развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
ЦЕЛЬ:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
ЦЕЛЬ:
- Подгрупповые занятия;
- беседы;
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование
выхода из них.
БЛОК №1
« Я и мои эмоции»
Цель: формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им.
Название занятия | Цель | Игры и упражнения |
Занятие №1 «Мое настроение» | Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения | Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении»; |
Занятие №2 «Хорошо ли быть злым?» | Знакомство с понятием «добро» и «зло»; закрепление умения определять эмоциональное состояние близких, побуждать к оказанию помощи. | Упражнение «Придумывание историй» Игра «Кляксы», Психогимнастика «Гневная гиена», «Разъяренная медведица» |
Занятие №3 «Учимся справляться со злостью» | Упражнять детей в регуляции своего эмоционального состояния, учить различать добрые и злые поступки; закреплять способы регуляции поведения. | Игра «Жужа», Упражнение - тренинг «Злюка» |
БЛОК №2
Блок № 2
« Я и мои чувства»
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения, обучение конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитие способности сопереживать, сочувствовать.
Название занятия | Цель | Игры и упражнения |
Занятие №4 «Поговорим о доброте» | Обобщить представления детей о доброте, вызвать стремление совершать добрые поступки; формирование позитивного образа своего «Я» | Игра «Угадай настроение» Упражнение «Помоги волшебнику», «Выручи из беды» |
Занятие №5 «Ссора» | Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; знакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. | Тренинг эмоций, Упражнение «Дружба начинается с улыбки»; Проблемные ситуации. |
Занятие №6 «Как справиться с упрямством» | Знакомство детей с правилами доброжелательного поведения. | Тренинг эмоций «Упрямые козы»; Игра «Сказка наоборот» |
Занятие № 7 БЛОК №3 «Чувства одинокого человека» | Закрепление знаний правил доброжелательного поведения; формирование внимательного отношения к другим людям. | Упражнение-диагностика «Дерево радости», Игра «Тень», «Закончи предложение». |
Блок №3
«Я и мои друзья»
Цель: формирование осознанного отношения детей к социальным нормам.
Название занятия | Цель | Игры и упражнения |
Занятие №8 « Знакомство с понятиями «физическая» и «эмоциональная» боль | Знакомство с понятием физическая и эмоциональная боль, учить управлять эмоциями сопровождающими боль | Тренинг эмоций «Лягушонок ушиб ногу» Беседа, тренинг эмоций «Ой, ой, живот болит» |
Занятие №9 «Учимся понимать чувства других» | Учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулирует желание оказать помощь, утешить, развивать чувство доброты, формировать навыки социального поведения. | Поведенческий тренинг (обыгрывние ситуаций), Упражнение «Негаданная радость» |
Занятие №10 «Учимся доброжелательности» | Развитие стремления к дружелюбию по отношению к другим. | Беседа, тренинг эмоций, Сочинение детьми историй. |
Занятие № 11 «Животные – наши друзья» | Развитие чувства доброты, сопереживания, стремление поддерживать других. | Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок» |
Занятие №12 «Учимся оценивать поведение в конфликтной ситуации» | Учить анализировать конфликтные ситуации; формирование адекватных форм поведения и коммуникативных навыков. | Тренинг эмоций «Старуха Шапокляк», анализ конфликтных ситуаций «Как бы ты поступил?», игра «Угадай настроение?» |
Занятие № 13 «Учимся управлять собой в конфликтных ситуациях» | Учить управлять эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формирование осознанного понимания нравственного смысла худ. произведений. | Чтение рассказа В.Осеевой «Отомстила», поведенческий тренинг, игра «Падающая башня». |
Занятие №14 « Добрые и злые поступки» | Продолжать учить управлять эмоциями в конфликтных ситуаций; формирование осознанного отношения к социальным нормам, закрепление навыков доброжелательного поведения» | Чтение стихотворения «Доброта», Тренинг эмоций, упражнение «Добрый -злой» |
Занятие №15 «Мои поступки и поступки других» | Учить анализировать собственное поведение и поступки других. | Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра « Хорошо –плохо» |
Занятие №16 «Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых» | Закрепление навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развитие эмпатии. | Тренинг, чтение рассказа В.Осеевой «Кто наказал его?», упражнение «Какой я?» |
Занятие №17 «Вежливость» | Формирование адекватных форм поведения, осознание детьми своего поведения. | Коммуникативное упражнение «Принц-на-цыпочках», психогимнастика «Поссорились и помирились», упражнение «Фея вежливости» |
Занятие №18 «Дружба» | Закрепление знаний правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками. | Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетентности дошкольника
Рекомендации по работе с дошкольниками...
Опыт работы по теме: "Развитие коммуникативной компетентности дошкольников логопатов".
Главной задачей ДОУ становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Эт...

Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников.
Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду явлется формирование коммуникативной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками.Мной была подг...

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативной компетентности дошкольников через разные виды и формы музыкальной деятельности»
Консультация для воспитателей...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников...

Игры на развитие коммуникативной компетентности дошкольников
Подборка игр для развития коммуникативных способностей детей...

Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника
Диагностическая направленность: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику....