"Влияние художественной литературы на формирование социального опыта дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме
«Влияние художественной литературы
на формирование социального опыта
дошкольников»
Проблема осознания своего «Я» в окружающем мире привлекает меня давно. Дошкольный возраст – период становления у ребенка действий, которые возможны в умственном плане. Но нельзя при этом оставить без внимания и развитие личности с точки зрения нравственных норм поведения.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие. Литературные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение детей, обогащая их эмоции. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни.
Ведущей идеей опыта для меня стало закрепление знаний о себе и окружающем мире через образы литературных произведений и совершенствование морально-этических представлений через игровое моделирование.
Моя концепция:
- Формирование направленности на передачу связного содержания произведений художественной литературы.
- Знание ребенком основ нравственного поведения в среде сверстников и взрослых.
- Соблюдение ребенком самостоятельно или при небольшом контроле взрослого основных нравственных норм.
- Проявление ребенком по отношению к другим детям сочувствия, терпимости, желания помочь.
- Нахождение ребенком в предлагаемой ситуации свое решение и предложение разыграть этот сюжет.
- Активное использование ребенком речи как средства общения и регуляции поведения.
Для развития морально-этических представлений применяла различные технологии:
- Комплексные и блочные занятия по ознакомлению с окружающим миром и произведениями художественной литературы.
- Индивидуальные занятия с малой группой людей.
- Тематические праздники, посвященные событиям государственного и народного календаря праздников совместно с музыкальным руководителем.
- Выставки творческих работ.
- Использование технических средств (мультфильмы, грамзаписи, фонограммы).
- Игровое моделирование проблемных ситуаций.
При этом, взяв за основу деятельности литературное произведение, мной решались следующие задачи:
- Учить детей адекватному поведению в социуме.
- Учить принимать собственное решение, опираясь на нравственную оценку и обосновывать свой выбор.
- Развивать культуру поведения.
- Развивать культуру речи и навыки речевого общения.
- воспитывать внутреннюю установку правильного поведения.
Поставленные задачи решала придерживаясь следующих принципов:
- здоровьесберегающего;
- постепенного усложнения материала;
-максимального использования наглядных средств образования;
- систематичности;
- индивидуального подхода;
- взаимодействия в работе педагогов и родителей.
Чтение художественной литературы и ознакомление с окружающим миром до 2009 года происходило на разных занятиях, что сдерживало вхождение ребенка в мир человеческих отношений, тормозило накопление им социального опыта. Теперь с введением ФГОС ДО, на мой взгляд, данная проблема может решаться еще успешнее. В 2014-2015 уч году мной на основе комплексно-тематического плана была проведена работа по интеграции в рамках образовательных областей: «Познавательное развитие» (ребенок и окружающий мир), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Составлен перспективный план и реализован проект «Формирование социального опыта ребенка на основе литературных произведений через игровое моделирование».
Если придерживаться единства содержания, задач, форм и методов работы, то можно поставить детей в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, принимая позицию партнера, тем самым побуждая к созданию игровых ситуаций, в которых они будут моделировать свое поведение в соответствии с необходимыми моральными и этическими нормами поведения. Исходя из этого разработала систему воздействия, которая позволила через образы художественной литературы развивать игровую деятельность детей, все стороны личности, в частности:
- формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров;
- развитие связной речи в процессе чтения и анализа литературных текстов, составление рассказов из личного опыта, заучивание стихов, загадок;
- развитие психологической базы (внимания, памяти, мышления, воображения;
- формирование волевой сферы личности ребенка.
Такой подход, основанный на эмоционально-познавательном интересе, способствует более глубокому пониманию смысла произведений и себя в окружающем мире. Об этом свидетельствуют и данные диагностических исследований: начало В – 45%, С – 30%, Н – 25%; конец В – 70%, С – 18%, Н – 12%.
Правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, либо способствует, либо не способствует развитию его способностей. В окружении ребенка должны находиться не только стимулирующие материалы, используемые в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и материалы, предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Оптимальным путем для организации предметной среды в нашей группе мы посчитали такой, при котором материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей и игровой деятельности, расположены в разных местах. Нами были созданы: центр активности Для формирования навыка слушания, расширения представлений об окружающем, а также развития творчества детей на основе литературных произведений, создан уголок «Речецветик», где висит стеллаж для книг, стоят столик и два стульчика, ковролиновое наборное полотно и картинки по изучаемым лексическим темам к нему. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки- игрушки, предметные и сюжетные картинки по одной - двум лексическим темам на месяц, различные виды театра (плоскостной, настольный, кукольный). Различные атрибуты для ряженья (шляпы, очки, шали, длинные юбки) находятся в центре активности «Драматизация», для развития подражательности и творческих способностей, а также для стимуляции сюжетно-ролевой игры, формирования коммуникативных навыков и ролевых действий игре. Далее представлена таблица Материал, используемый в НОД.
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15—20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.
Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка".
Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка....
Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»
ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...
Влияние художественной литературы на формирование творческого воображения, мыслительной активности на занятиях по изобразительной деятельности.
Обмен опытом работы...
Проект. "Влияние художественной литературы на формирование речи и личности дошкольника".
Проект по развитию речи в подготовительной к школе группе....
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка
Перспективное планирование для старшей и подготовительной к школе группы....
Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста
Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...
Консультация «Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств у дошкольников»
Консультация для воспитателей...