Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Гладченко Ольга Ивановна

Перспективное планирование для старшей и подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_perspektivnoe_planir.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на развитие нравственных качеств и творческих способностей старших дошкольников.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование, лепка. Естественно, они имеют большое своеобразие, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого , в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Уже на этом этапе происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в действительности, в умении комбинировать свои знания и впечатления, в большей искренности при выражении чувств и мыслей.

Своеобразие детского творчества заключается так же в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игры, возникающей по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он ещё не устойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно-ролевой творческой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, но и творческого изображения в их осуществлении. «Пусть поезд, – писала Н.К. Крупская,- на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребёнок учится преодолевать трудности, познаёт окружающее, ищет выходы из положения».

Творческое воображение детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Задача взрослого помочь выбрать ребенку важное и значимое для него литературное произведение и копировать только положительный опыт литературных героев в игре.

Так же как в игре, творчество детей проявляется в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребёнок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средство претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребёнок остаётся таким же искренним, как и в игре: он не просто копирует увиденное, а передаёт своё отношение к нему.

Знакомясь с народной сказкой, с произведениями Л. Толстого, В. Куприна, Е. Серова дети начинают приобщаться к красоте и богатству художественного слова. Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса.

Данная работа предполагает обращение к литературным произведениям и многократные упражнения, обеспечивающие создание у детей практического опыта положительного общественного поведения. Во всех случаях выделяется цель, которая может быть достигнута детьми.

Перспективное планирование

Литература

Вопросы к беседе

Сентябрь

Формирование представлений о скромности, хвастовстве, добре и зле, об общественной значимости труда взрослых.

1.«Заяц-хвастун», русская народная сказка

- За что ворона потрепала зайца?

- Как помог заяц вороне?

- Понял ли заяц, что хвастать нехорошо?

2. «Каждый свое получил», эстонская народная сказка

- Почему старик вознаградил бедную женщину?

- Пожалела ли по- настоящему богатая хозяйка старика?

- Почему богатой хозяйке он не пожелал богатства?

3.В. Куприн «Отцовское поле»

- Знал ли Ваня, где работал его отец?

- Почему отец именно Ваню попросил сбегать в мастерские?

- Был ли горд Ваня, что его отец работает в поле на комбайне?

4. Б. Житков «Что я видел» (главы: «Как меня назвали», «Про что мама с папой говорили», «Как мама на меня рассердилась»

- Почему мальчика Алешку звали родные Почемучкой?

- Почему мама рассердилась на Почемучку?

- Как отец объяснил, почему подслушивать нехорошо?

Читать эту книгу нужно по 1-2 главы за раз. Рассматривать иллюстрации и изучать рисунки

Продуктивная деятельность

Сюжетное рисование на тему: «Человек трудом славится»

Задачи: продолжать знакомить с жанровой живописью; учить рисовать несложный сюжетный рисунок о профессиях, из особенностях; дать представление о женских и мужских профессиях; учить передавать в рисунке образ человека труда.

Октябрь

Воспитание дружбы, товарищества, взаимовыручки

1. «Крылатый, мохнатый да масляный», народная сказка в обработке И. Карнауховой

- Дружно ли жили воробей, мышь да блин масляный?

- Почему воробей обиделся на друзей?

- Что предложил друзьям воробей? Что из этого получилось?

- Прав ли воробей, обвинив друзей?

2. Л. Толстой «Пожарные собаки»

- О чем этот рассказ?

- Как собаки помогают пожарным?

- Почему Боб вернулся в горящий дом?

- Любят ли пожарные Боба?

3. Е. Серова «Нехорошая история»

- Почему Рая нос повесила,

У нее игрушек воз, а играть  невесело?

- Как нужно играть в группе со всеми ребятами? Нужно ли делиться игрушками?

4. «Лиса и рак», русская народная сказка

- Кто главные герои сказки?

- Что сделал рак?

- По-дружески ли рак поступил с лисой?

- Понравилась ли вам сказка?

Продуктивная деятельность.

Лепка на тему: «Лепим сказку»

Задачи: учить детей лепить по мотивам русских народных сказок, самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет; формировать умение передавать персонажам сказочные черты; воспитывать художественный вкус и самостоятельность.

Ноябрь

Воспитание уважения к труду взрослых, заботливого отношения к старым людям, желания делать для старших добро.

1.Л. Воронкова «Ссоры с бабушкой» ( из книги «Солнечный денек»)

- Когда Таня прибежала с улицы, как она попросила обеда у своей бабушки? Правильно ли это?

- Бабушка обиделась на Таню, потому что та не сказала «спасибо»?

- Как помирились бабушка и Таня?

2.Ш. Перо «Фея»

- Как начинается сказка?

- Какая сказка начинается так же?

- Происходят ли в этой сказке чудеса? Какие?

- Какой была младшая дочь? Как она относилась к людям?

- Почему королевский сын женился на ней?

- Как автор описывает старшую дочь?

- Почему старшую дочь не выдержала даже мать?

3.Е. Пермяк «Для чего нужны руки»

- Вам понравился рассказ?

- Кто главные герои рассказа?

- О чем спросил дедушка внука?

-  Как Петя ответил на вопрос дедушки? (Можно пользоваться иллюстрацией)

- Почему так отвечал Петя?

- Как можно сказать по-другому: «Обо всех других судил»?  (Говорил, рассуждал.) «По рукам, которым вся жизнь , весь белый свет держится»? (Все, что нас окружает ,- парты, книги, тетради, дома, посуда, одежда- сделано руками человека, создано его трудом.)

4.С.Капутикян «Моя бабушка»

- Вам понравилось стихотворение?

- Кто главные герои стихотворения?

- Почему мальчик говорит о бабушкиных руках:

Проворные- смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой?

- Как мальчик рассказывает о своей бабушке?

Продуктивная деятельность.

Сюжетное рисование: «Что может быть семьи дороже?»

Задачи: продолжать знакомить детей с жанровой живописью; учить изображать сюжетную композицию своей семьи; закреплять умение передавать характерные особенности строения человека; учить строить композиционные отношения; формировать умение передавать в сюжетном рисунке соотношения по величине; воспитывать любовь к членам своей семьи.

Декабрь

Формирование представлений о скромности, трудолюбии, справедливости, любви к Родине, правильного восприятия роли мальчиков как будущих защитников своего отечества.

1.«Айога», нанайская народная сказка в обработке Д. Нагишкина.

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто главный герой этой сказки?

- Хорошая ли была Айога? Как она разговаривала с мамой?

- Почему мама отдала лепешку соседской девочке?

- Почему Айога обернулась в гуся?

2.А.Митяев «Почему армия всем родная»

- Почему Коля считает, что армия родная?

- Как тетя Маша ответила Лене на вопрос, почему армия родная?

- А ваши папы, братья, дедушки, дяди служили в армии?

3.А. Барто «На заставе»

- Как вы поняли, что такое застава?

- Кто служит на заставе?

- Правильно ли сделал мальчик, что обратился к начальнику заставы?

- Кто помог пограничникам обнаружить врагов?

- Почему начальник заставы поздравил мальчика?

Продуктивная деятельность.

Рисование в технике «набрызг» на тему: «На далеком севере»

Задачи: закреплять знания детей о животных Севера; знакомить с рисованием в технике «набрызг»; развивать наблюдательность, память и творческое воображение; воспитывать любовь и уважение к животным.

Январь

Формирование представлений о честности; воспитание правдивости, чувства справедливости, доброжелательности, сочувствия и желания прийти на помощь тем, кто попал в беду.

1.В. Осеева «Почему?»

- Кто главные герои рассказа?

- Что произошло с главными героями?

- Почему мама прогнала Бума?

- Правильно ли поступил мальчик?

- Почему мама не поддавалась на уговоры сына и не хотела запустить Бума домой?

- Почему мальчик переживал за Бума?

- Как закончился рассказ?

- Можно ли перекладывать вину на другого и обманывать близких людей?

2.К. Чуковский «Айболит»

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Как оно называется? Кто его автор?

- Кем был Айболит? Что он делал?

- Какие звери приходили к Айболиту?

- Почему плакала зайчиха?

- Что случилось в Африке?

- Как лечит Айболит зверей в Африке?

- Каким был доктор Айболит? Какими еще словами можно о нем сказать?

- Любите ли вы животных? Есть ли у вас свои питомцы?

3.Н.Артюхова «Трудный вечер»

- Почему рассказ называется «Трудный вечер»?

- Кто главный герой рассказа?

- Каким был Алешка?

- Какое задание дал папа Алешке на перроне?

- Алешка не знал, что значит заботиться о маме? А знаете ли вы, что это означает?

4.П. Ершов «Конек-Горбунок»

- Кто главный герой сказки «Конек-Горбунок?

- Какой Иван в сказке? Опишите его.

- За что Иван получит двух чудесных коней и Горбунка?

-Честно ли несет Иван трудную службу у царя? Сколько пришлось приложить труда, проявить смелости и настойчивости, чтобы выполнить все царские поручения?

- Опишите царя, какой он?

- Какая волшебная сила постоянно помогала Ивану?

- Почему Горбунок помогал Ивану?

- Поплатился ли царь за свою хитрость и жадность?

- Какой момент в сказке вам понравился больше всего?

Продуктивная деятельность.

Сюжетное рисование на тему: «Конек-Горбунок»

Задачи: воспитывать у детей интерес к литературному произведению; учить при помощи изобразительных материалов создать эпизоды из сказки; закреплять знания о цвете и его оттенках; формировать умение изображать образы крупно, на всей плоскости листа, дополнять изображение деталями; развивать творческое воображение.

Февраль

Воспитание доброты.

1.П.Бажов «Серебряное копытце»

- Понравилась ли вам сказка?

- Назовите главных героев сказки.

- Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Даренку?

- Как зажили втроем Кокованя, Даренка и Муренка?

- Каким был старик? (Добрый, трудолюбивый.) В чем проявлялась его доброта? А Даренка, в чем ее доброта?

- Бывает ли в жизни такой козел, который выбивает золотые монеты?

- Какой можно назвать эту сказку?

2. Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок»

- Кто главный герой сказки?

- Почему утенка назвали гадким?

- Почему утенок убежал с птичьего двора?

- Как отнеслись к утенку дикие утки, которые жили на болоте? Почему?

- Что чувствовал утенок?

- Каким был утенок? ( Великодушным, мог прощать своих обидчиков.)

- Верил ли утенок в победу красоты, добра и справедливости?

Продуктивная деятельность

Ручной труд на тему: «Гадкий утенок»

Задачи: воспитывать у детей интерес к литературному произведению; побуждать кратко рассказывать содержание сказки, развивать связную речь и чувство ритма; учить при помощи изобразительных материалов создавать эпизоды из сказки; в технике мятой бумаги вылепить тело утенка, дополнить его деталями; развивать творческое воображение.

Март

Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери; формирование представлений о том, что жесткость людей справедливо наказывается

1.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка в обработке М. Булатова

- Кто главные герои?

- Ребята, помните, что сделала ведьма в сказке?

- Получилось ли у ведьмы погубить Аленушку и Иванушку?

- Смогли ли ребята справиться с ведьмой? Что им в этом помогло?

- Расскажите, какой момент сказки вам понравился больше всего?

2.«Кукушка», немецкая народная сказка

- Почему мать превратилась в кукушку?

- Какими были дети? (Беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными, легкомысленными, безжалостными).

- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? (Выслушать ответы и прочитать отрывок)

- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- В народе говорят: «Сказка- ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок». Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей).

Продуктивная деятельность

Рисование в нетрадиционной технике на тему: «Красивая полянка»

Задачи: закрепить знания детей о многообразии мира насекомых и среде их обитания; продолжать рисовать бабочек в нетрадиционной технике при помощи печаток из картофеля; формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму; воспитывать любовь и уважение к природе.

Апрель

Воспитание уважения, чувства гордости по отношению к людям, совершающим героические поступки; формирование представлений о смелости, скромности

1.С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Почему автор назвал свое произведение «Рассказ о неизвестном герое»?

- Какой поступок сделал герой стихотворения и можно ли этот поступок назвать подвигом?

- Что мы узнаем из рассказа о внешнем виде героя, его настроении?

- Опишите, как характеризуют незнакомца такие слова: «Даром минуты одной не теряя, бросился парень с подножки трамвая…»

- Прав ли парень, решив взобраться на многоэтажный дом по водосточной трубе?

- Как начинается и как заканчивается рассказ?

- Какие слова повторяются чаще всего? Какой смысл вкладывает автор в такие слова: «многие парни», «много в столице», «многие носят», «каждый к труду-обороне готов», «к славному подвигу каждый готов»?

2.Б.Житков «На льдине»

- Почему произведение называется «На льдине»?

- О ком вы узнали из рассказа?

- Кем был Володин папа? Каким он показан в рассказе?

- Как они оказались на льдине?

- Как спасли рыбаков? Кто им помог?

- Как бы вы повели себя на месте этого мальчика?

- Ребята вы хорошо отвечали, а сейчас посмотрим , как вы умеете дружно играть.

3.Д.Харрис «Смоляное чучело»

- Кто в сказке главный герой?

- Почему медведь задал трепку Братцу Лису?

- Хорошо ли поступил Братец Кролик, когда встретил Чучелко? Как бы поступили вы?

4.«Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса» (из книги «Сказки Дядюшки Римуса», в обработке М. Гершензона)

- Кто в сказке главные герои?

- Почему медведь задал трепку Братцу Лису?

- Расскажите, как автор характеризует Братца Кролика и Братца Лиса?

- В чем была хитрость Братца Кролика?

- Что случилось бы с Братцем Кроликом, не перехитри он Братца Лиса?

- Какой момент в сказке вам понравился больше всего?

- Можно ли дружить, обманывая друг друга?

Продуктивная деятельность

Лепка на тему: «Братец Лис или Братец Кролик»

Задачи: учить детей лепить по мотивам сказки, самостоятельно выбирать отдельного героя; формировать умение придавать персонажам сказочные черты; воспитывать художественный вкус, самостоятельность, интерес к театральным постановкам.

Май

Воспитание чуткости, заботливого отношения к матери.

1.К.Паустовский «Квакша»

- Почему рассказ называется «Квакша»?

- Почему Квакша оказалась в погребе?

- За что дядя Глеб хотел наказать лягушку?

- Кому стало жалко Квакшу и кто его спас?

- Как лягушка отблагодарила девочку?

- Как ты бы поступил на месте Тани?

- А вам удавалось кого-то спасти?

2.«Два жадных медвежонка», венгерская народная сказка в обработке А. Красновой

- Кто в сказке главные герои?

- Что наказывала медведица своим медвежатам?

- Как лиса проучила медвежат?

- Что нужно было сделать медвежатам, когда они нашли головку сыра?

- Умеете ли вы делится со своим другом? Расскажите.

3.С. Михалков «Дядя Степа»

- Каким вы представляете себе дядю Степу?

- Ребята, вы сказали, что дядя Степа добрый. Почему вы так считаете?

- Действительно, дядя Степа совершал только добрые и хорошие поступки. Вы хотели быть похожими на дядю Степу?

4.Н.Носов «На горке»

- Кого из героев рассказа можно назвать добрым?

- Кого вы хотите похвалить и за что?

- А еще кого можно похвалить?

- Почему ребята рассердились на Котьку?

- Каким был Котька в начале рассказа? А каким вы увидели его в конце рассказа?

5.«Крошечка-Хаврошечка», русская народная сказка

- Дети, вам жалко коровушку?

- Давайте изменим сказку так, чтобы коровушка осталась жива.

- Ребята, мы говорим, что сердце бывает горячее, холодное. А какое еще?

Продуктивная деятельность.

Создаем иллюстрации к русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка»

Задачи: продолжать знакомить детей с книжной графикой; уточнять и обогащать знания о книгах; учить изображать содержание сказки с помощью разных графических материалов; совершенствовать изобразительные умения в художественной деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и особенности восприятия детьми литературных произведений.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Дошкольное детство – период первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуально­сти ребенка, а также период активного познания окружающего ми...

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональны...