"Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка".
статья на тему
Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_khl_doklad_moy.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Влияние художественной литературы на формирование
интегративных качеств ребенка»
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый,
умный, думающий воспитатель находит путь
к сердцу ребенка»
В.А Сухомлинский
Детская книга – это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.
- Чтение художественной литературы дает предпосылки к развитию у ребенка следующих интегративных качества:
- любознательность,
- эмоциональная отзывчивость,
- знакомит со средствами общения со взрослыми и сверстниками,
- учит планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
- способность решать личностные задачи,
- обогащение первичных представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
В возрасте 4-5 лет, активно реализуя образовательную область «Чтение художественной литературы», мы развиваем эти качества у каждого ребенка.
Посредством чтения художественной литературы дети познают мир человеческих отношений, что является важным для первоначального становления личности.
Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем наглядные приемы (кратковременный показ предмета, сказочного героя, рассматривание иллюстраций).
Каждое произведение мы стараемся прочитывать выразительно, акцентируя внимание детей на настроение героев и значимость сюжета. После прочтения детям задаются вопросы: Кто из героев понравился, кто нет и почему? Какой тот или иной герой? Разыгрываем этюды на эмоции героев.
При прослушивании произведений у детей возникают эмоции и переживания. Они учатся переживать свои и чужие эмоции, обогащаются новыми чувствами. Учатся осознавать их значение и смысл.
Работу со знакомым литературным текстом мы проводим с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Дети с удовольствием играют «примеряя» на себя роль персонажей.
В результате театрализованной деятельности у детей вырабатываются навыки произвольности действий и психической саморегуляции. Дети овладевают навыками общения со сверстниками и взрослыми. Происходит развитие коммуникативных качеств.
Для развития у детей воображения и словотворчества мы рассказываем детям начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей, а дети заканчивают начатое высказывание.
Чтение художественной литературы также необходимо для формирования нравственных качеств. На основе литературных произведений дети учатся распознавать различный характер поступков. Обсуждая с детьми поступки героев, мы стараемся привить детям нравственные эталоны поведения.
Воспитывать наших читателей мы стараемся на классических произведениях, которые являются образцами грамотного русского языка:
Сказки К.И. Чуковского «Мой додыр», «Телефон», «Федорино горе», произведения С.Я Маршака, Б. Заходера, С. Михалкова и др. Знакомство с веселыми, интересными и мудрыми произведениями оказывает большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, прививает любовь книге.
В индивидуальной форме мы ведем разговоры «О любимых книжках». Ребенку предлагается взять свою любимую книжку и рассказать о ней, а также изобразить любимых героев произведений.
В организованной продуктивной деятельности развиваются художественно-творческие способности ребенка.
Эффективным методом развития культурно-гигиенических навыков является чтение потешек и коротких стихов, которые мы стремимся включать во все режимные моменты (прием пищи, умывание, одевание и раздевание).
В группе сделаны картотеки на разные режимные моменты. Например «Правила поведения для воспитанных детей», «За столом», «Собираясь на прогулку» и др. В стихотворной форме дети усваивают нормы и правила поведения. Дети становятся более аккуратными. Если ребенок что-то делает не правильно, мы стараемся напомнить ему стихотворение, которое поможет ему сделать все как полагается.
Например:
«За столом»
Скатерть, платье – не марай!
Рот салфеткой вытирай!
Или:
«Поддержание порядка»
Дети весело играли
И игрушки разбросали.
Няню мы просить не станем,
Уберем игрушки сами.
==================
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько и гладко.
Так же чтение художественной литературы интегрирует с другими образовательными областями. Мы подготовили для Вас, небольшие памятки по этому вопросу. (Раздать)
Мы используем различные стихи, направленные на предмет деятельности. Этот прием позволяет сконцентрировать внимание детей, организовать их. Сама деятельность становится более яркой и насыщенной.
В ходе наблюдений за детьми, мы заметили, что дети очень любят играть в подвижные игры и с удовольствием поддерживают диалоги из знакомых сказок «Гуси-гуси», «Коршун» и другие. Слова проговаривают выразительно с интонацией. В подвижных играх у детей формируются такие качества, как быстрота ловкость, выносливость, что необходимо для полноценного физического развития дошкольника.
Чтение художественной литературы является важнейшим условием для формирования экологических представлений у дошкольников. Научить детей любить природу, растения- все живое, видеть красоту, необычность окружающего мира помогает детям книга.
Мы знакомим детей с рассказами В. Бианки, М.Пришвина, Н.Носова,
В.Сухомлинского и др..
Читаем сказки, загадываем загадки, прививая доброе отношение ко всему окружающему.
Также художественная литература воздействует на умственное и эстетическое развитие ребенка. Писатели через свои произведения, используя художественные средства (метафору, олицетворение, сравнение, эпитет...), например: «Носит одуванчик желтый сарафанчик...», « Постучит синичка утром мне в окно...», « птичка-невеличка», «красавица весна»,- прививают детям чувство прекрасного, чувство гордости за родную землю. Так в рассказе В. Сухомлинского «Как синичка меня будит» автор с большой любовью пишет о синичке, прочитав это произведение невозможно остаться равнодушным к этой желтогрудой озорнице. «Младшие наши братья» требуют не только уважения к себе, но и бережного отношения, заботы - об этом говорится в стихотворении О. Григорьевой « Синица»:
Постучит синица
Утром мне в окно:
« Все мои запасы
снегом занесло»
Я кормушку смастерю,
Положу ей сало.
Наблюдаю - пташечка
Веселее стало.
Читая детям о красоте и богатстве родной природы, мы воспитываем чувство доброты, внимание и ответственность перед живой природой и окружающим миром.
Вывод:
Мы, педагоги, уверены, если книга займет первостепенное место в процессе развития ребенка, то он научится не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой.
Интеграция образовательной области
«Чтение художественной литературы»
с другими образовательными областями
Образовательная область | Задачи --------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Физическая культура | 1.Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок. 2.Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей 3.Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. 4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры ----------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Здоровье | 1.На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания 2.Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы 3.Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Социализация | Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения , к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Участвовать в драматизации знакомых произведений |
Безопасность | ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.) ----------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Труд | Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. Знакомство с трудом взрослых (профессии) ----------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Познание | Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра ---------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Коммуникация | Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Художественное творчество | Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность ----------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Музыка | Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. Развитие образности речи. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка
Перспективное планирование для старшей и подготовительной к школе группы....
Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста».
Цель домашнего чтения – не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональны...
«Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Консультация «Влияние художественной литературы на формирование нравственных качеств у дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Консультация на тему: «Влияние художественной литературы на формирование нравственно – патриотических качеств детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка, наиболее чувствительный для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэ...
Консультация для родителей " Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего возраста.
Этот материал будет полезен родителям детей младшего возрпаста...