Психолого - педагогическое обследование состояния предметно - пространственной среды групп ДОО.
учебно-методический материал на тему
Согласно п.3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно - пространственная среда должна быть:
1. Содержательно насыщенной.
2.Трансформируемой.
3. Полифункциональной.
4. Вариативной.
5. Доступной.
6. Безопасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda.pptx | 333.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно п. 3.3.4 ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть: Содержательно насыщенной; Трансформируемой; Полифункциональной; Вариативной; Доступной; Безопасной.
Первым и важнейшим требованием к развивающей предметно – пространственной среде является её содержательная насыщенность, которая предполагает наличие необходимых достаточных материалов для разных видов детской деятельности: игры, продуктивной, п ознавательной деятельности и физической активности. Эти материалы должны быть хорошего к ачества и соответствовать возрастным возможностям детей. Однако проведенный анализ показал, что качество игрушек и оборудования не всегда соответствует необходимым психолого – педагогическим требованиям. Также следует подчеркнуть, что далеко не всегда игровое оборудование соответствует потребностям и гровой деятельности. Важную роль в игровой деятельности ребенка играют так называемые предметы – заменители, Способствующие развитию воображения, знаково -символической функции мышления. К с ожалению, в большей части дошкольных групп предметы – заместители отсутствуют, что существенно обедняет предметно – пространственную среду. К негативным явлениям следует отнести также использование старых, изношенных игрушек, неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости. В большинстве ДОО отсутствуют динамические игрушки, которые полезны для развития тонкой моторики, познавательной активности, детского экспериментирования.
Важным требованием к развивающей предметно – развивающей среде является её т рансформируемость , которая подразумевает возможность изменений пространства в зависимости от характера игры, сюжета, меняющихся интересов и возможностей детей. Наличие в группе специальных предметов (перегородок, ширм, модулей, скамеек, больших лоскутов ткани и пр.) и их передвижение с целью создания новых зон позволяет оптимально использовать площадь помещения и трансформировать её под конкретную игру. К сожалению, эти предметы имеются далеко не во всех ДОО. Большинство групп оснащено т радиционными игровыми уголками для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами, такие игровые модули провоцируют стереотипные действия. Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Во многих ДОО практикуется негибкое использование помещений, зачастую провоцирующее у чебно – дисциплинарные формы работы с воспитанниками. Это отрицательно сказывается на их осанке, физическом и психическом самочувствии, и в целом препятствует реализации их индивидуальных творческих способностей. Гибкое зонирование помещения, позволит решить э ти проблемы.
Следующее требование – полифункциональность материалов предлагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно – пространственной среды. Так, в ходе обследования групп более развернутые формы сюжетной игры наблюдались там, где педагоги разрешают воспитанникам включать в игру стулья и столы. Запрет на перемещение столов и стульев, а также использование их вне специально организованной образовательной деятельности существенно обедняет возможности свободной игры. Очень редко встречались в группах и полифункциональные предметы (не обладающие жестко закрепленным способом употребления), которые можно использовать в качестве предметов – заместителей в детской игре вместо традиционных игрушек (например, природные, бросовый материалы).
Вариативность предметно – пространственной среды предполагает наличие различных игровых пространств, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей. Практически во всех обследованных ДОО соблюдается принцип зонирования пространства: в группах имеются зоны для режиссерских игр, транспортных игрушек, художественной деятельности и пр. Однако отсутствуют уголки уединения, где ребенок может побыть в одиночестве. Это делает его пребывание в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает его право на отдых. Особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке малыши. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков в пространстве группы, предоставление возможности уединяться в смежных комнатах помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы. Вариативность игровой среды включает также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых игрушек и предметов, вызывающих у детей эмоциональный отклик и стимулирующих у них игровую активность и развитие игровой деятельности. Однако в ходе обследования было выявлено, что в большинстве групп комплект игрушек и игр остается стабильным в течение всего учебного года. Дети достаточно быстро осваивают предметную среду и испытывают скуку и потерю интереса даже к самым хорошим игрушкам.
Среди требований к предметно – пространственной среде также выделяется ее доступность, которая предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, игровым материалам. Нередко новые красивые игрушки экспонируются на верхних полках вне досягаемости воспитанников с ориентацией на проверяющего. Такое хранение игрушек бессмысленно. Размещение игр и игрушек, орудий для рисования, лепки, конструирования должно обеспечивать каждому ребенку свободный к ним доступ, а также удобство их использования. Доступность предметно – пространственной среды также предполагает исправность и сохранность игрушек, от которых часто зависит возможность играть с ними. Как показало обследование, неисправных игрушек и неполноценных комплектов в детских садах, к сожалению, достаточно много. Безопасность предметно – пространственной среды предполагает соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Несмотря на отмеченные недостатки, в ходе проведенного обследования были выявлены и определенные позитивные тенденции. Среди них стремление приблизить условия ДОО к домашним – использование мягкой мебели, создание зон для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Часто педагоги создают «выставки» из лучших, с их точки зрения р абот, ущемляя тем самым достоинство других детей, работы которых не выставляются. Особое внимание уделяется эстетике интерьера, которую с полным правом можно отнести к лучшим традициям российского дошкольного воспитания. В ряде ДОО музыкальное сопровождение используется не только на специальных занятиях, но и в разных режимных моментах, как в помещении, так и на участке, что создает музыкальную среду развития ребенка. Таким образом, проведенное обследование выявило как позитивные, так и негативные тенденции в организации предметно – пространственной среды ДОО. При этом оно показало, что требования ФГОС ДО реализуются в детских садах недостаточно. Однако реализация требований ФГОС ДО к предметно – пространственной среде в настоящее время является обязательным для ДОО независимо от реализуемой образовательной программы дошкольного образования и приоритетных направлений деятельности.
Спасибо за внимание Удачи в Вашем не легком труде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»...
Оценка психолого-педагогических условий реализации ООП ДО и развивающей предметно-пространственной среды группы как составляющие качества образования в ДОУ
Мониторинг качества реализации Программы в группе основывается, прежде всего, на оценке качества психолого-педагогических условий и качества предметно-развивающей сре...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Протокол обследования предметно –пространственной среды группы
предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста...
Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.
Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....
Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников, предусматривающие научно-методическое, психолого-педагогическое обеспечивание, организацию предметно пространственной среды.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.Насыщая групповое пространство, надо учитывать в п...
Методический материал "Психолого-педагогические основы построения предметно-пространственной среды"
Выступление на педагогическом Совете...