Педагогический проект «Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
проект на тему
«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развивающая предметно - пространственная среда группы и участка. | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Дружба»
Педагогический проект
«Развивающая предметно – пространственная среда группы и участка»
Срок реализации 4 года
(2013 – 2016 учебный год)
Разработчики:
Хробостова О.М
Воспитатель первой
Квалификационной
категории
Качканарский городской округ
Пояснительная записка
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие все участников образовательного процесса в ДОУ.
Маленькие дети - деятели; следовательно, их пребывание в дошкольном учреждении должно быть организовано так, чтобы каждый получил возможность участвовать в обследовании свойств и качеств предметов.
ФГОС ДО определяет требования к развивающей предметно – пространственной среде.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть в нашей группе предметно – пространственную среду, включающую в себя всё, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Цель: Анализ предметно – пространственной среды группы и приведение её в соответствие с требованиями ФГОС ДО
Влияние предметно – пространственной среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно.
При организации среды мы учли соответствие её санитарно – гигиеническим нормам, как условию обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, то есть учли требования к зданию, участкам, функциональным помещениям детского сада, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям.
В основе проекта лежит основная образовательная программа (ООП) ДОУ «Дружба»
Давая ребёнку определённые знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребёнка.
С целью развивающей направленности предметной среды мы учли особенности предметно-пространственной среды
Предметно - пространственная среда видоизменяется нами в связи с возрастными особенностями каждой группы.
Показатели оценки качества созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды:
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребёнок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
- Низкий уровень шума в группе ( так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
- Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
- Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создаётся детьми в течение дня.
- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети.
Срок реализации проекта: 4 года
Этапы реализации:
- 1 блок – подготовительный: сбор информации, изучение нормативно правовой базы, анализ РППС группы
- 2 блок - основной: мероприятия по приведению в соответствии с ФГОС РППС, работа с родителями.
- 3 блок – заключительный: презентация проекта, анализ результатов, корректировка.
Список литературы
- Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство- пресс»,2011г
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в ДОУ»
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды на участке дошкольного образовательного учреждения, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей. С последующим ее фор...
Проект"Развивающая предметно-пространственная среда на участках ДОУ"
Проект по облагораживанию территории детского сада. Совместная работа педагогов, родителей и детей....
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы №8
Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей.Созда...
ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке - как условие для всестороннего развития личности дошкольника».
Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее подходящее место для во...
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...
Методический проект "Развивающая предметно-пространственная среда группы"
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий о...