Методический материал "Психолого-педагогические основы построения предметно-пространственной среды"
методическая разработка по психологии
Выступление на педагогическом Совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_osnovy_postroeniya_predmetno-prostranstvennoy_sredy.docx | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические основы построения предметно-пространственной среды
Окружающая предметная среда – это один из факторов, влияющих на развитие детей. Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность. Если школьник может уже самостоятельно заниматься самообразованием, используя книги и учебники, то у ребенка дошкольного возраста такой возможности нет. Его деятельность целиком зависит от обустройства предметного пространства вокруг него, окружающих его игрушек и предметов.
Однако не всякую среду, даже достаточно насыщенную различным материалом, можно назвать развивающей. В групповом помещении, может быть, множество разнообразных предметов и игрового оборудования, однако их влияние на развитие детей будет минимально. Все зависит от того, на какой возрастной ступеньке оказывают свое воздействие на ребенка предметы обстановки. Не все в окружении ребенка является источником его психического развития, а только то, что обуславливает особое сочетание внутренних процессов психического развития и внешних окружающих условий.
Пространственно-предметная среда строится с учетом возрастных особенностей ребенка. Акцент делается на развитии трех основных сфер: моторной, познавательной и социально-личностной.
В младшем дошкольном возрасте это развитие крупной и мелкой моторики, сенсорное развитие и развитие представлений о мире, стимулирование творческой активности.
В соответствии с этим происходит наполнение игровых центров. Для стимулирования моторного развития используются игрушки-качалки, резиновые мячи, «пальчиковые куклы» и различное физкультурное оборудование. Для познавательного развития – крупный строительный материал, дидактические игры на развитие сенсорных эталонов, различные дидактические игры и тематические альбомы. Для социально-личностного развития – настольный театр, уголок ряжения, игрушки для сюжетно-ролевых игр, различные музыкальные инструменты.
При этом важно учитывать особенности организации пространства.
Так, в ясельной группе основной задачей игрового пространства является стимулирование игровой активности. Именно поэтому важны доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка), эмоциогенность –(среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции) и разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности).
В младшей группе основная задача – стимулировать самостоятельность в выборе деятельности. Пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр.) части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их не должно быть очень много. Также важно обратить внимание, что двигательная активность ребенка обусловливает необходимость размещения оборудования по периметру игровой комнаты.
В средней группе основная задача – стимулировать сюжетно-ролевую игру. Именно поэтому рекомендовано разбивать пространство игровой комнаты на небольшие полузамкнутые микропространства, что способствует играм небольшими подгруппами. Большая часть атрибутов хранится в специальных коробках, пластиковых цветных контейнерах, оформление и надпись на которых оказывают ребенку помощь в узнавании игры.
В старшем дошкольном возрасте акцент смещается на развитие мелкой моторики, стимулирование конструктивной деятельности, а также развитие внимания, памяти, мышления и графомоторных навыков.
В соответствии с этим происходит наполнение игровых центров. Для стимулирования моторного развития используются конструкторы и тетради с заданиями. Для познавательного развития – настольно-печатные и дидактические игры. Для социально-личностного развития – тематические наборы и сюжетно-образные игрушки.
При организации пространства учитывается основная задача – стимулирование сюжетно-ролевой игры и игры по правилам.
Основные задачи воспитателя:
- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
- развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
- формировать умения согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- формировать умения коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, зелёный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры.
Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.
В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Отдельно хотелось бы отметить важность наличия в группе уголков уединения.
«Уголок уединения» в группе — это зона, благодаря которой у детей есть возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищёнными. «Уголок уединения» — это место, где ребенок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, и или просто помечтать. «Уголок уединения» необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.
Его основная задача – облегчение процесса адаптации и снижение психоэмоционального напряжения. Он может быть представлен в виде шатра, или ширмы.
В ясельной и младшей группах обязательно наличие в уголке уединения мягких модулей, игрушек и подушек. В среднем и старшем дошкольном возрасте могут быть добавлены такие элементы, как «коврик злости», ведерки для страхов, подушки-плакушки, мешочки настроений и различные дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в детском саду" (на материале ГДОУ № 23 Пушкинского района)
Статья опубликована в сборнике "Процессы модернизации и ценности культуры" : Материалы XVIII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры»...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Презентация к выступлению на районном семинаре по теме "Построение предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО", 07 ноября 2014 года
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданно...
Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики
Построение предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: ориентиры и сущностные характеристики...
Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды группы.
Концепция построения предметно-пространственной развивающей среды....
Аналитическая записка «Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС»
Аналитическая записка "Построение предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе с учетом ФГОС"...
Построение предметно-пространственной развивающей среды
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит...