«Использование советских мультфильмов в педагогическом процессе»
консультация по художественной литературе

«Использование советских мультфильмов в педагогическом процессе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_pedagogi_otmechayut.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование советских мультфильмов в педагогическом процессе»

Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. 

Мультфильм – это продукт не только медиасреды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом:

1) Развитие речи. Именно в дошкольный период речь развивается наиболее интенсивно.  Ребёнку  важно слышать правильную, красивую, родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Герои советских мультиков говорят хорошим русским языком, они поют замечательные песни, которые легко запоминаются детьми. Мультфильм "Чебурашка и крокодил Гена" учит детей быть смелее, добрее, из него малыши узнают, что нужно защищать слабых, вспомните какая речь в этом всеми любимом мультфильме, Крокодил Гена по слогам проговаривает свои действия: «МО-ЛО-ДОЙ КРО-КО-ДИЛ, хочет найти друзей».

2) Умственное развитие:             

а) развитие мышления: главное – показывать ребёнку только те мультики, в которых есть какая-либо поучительная ситуация. По окончании просмотра желательно обсудить с ребёнком мультик. Вместе разобрать ситуацию, поступки героев, почему они так или иначе поступили, т.е. проанализировать мультфильм, что даёт возможность потренировать мышление ребёнка, решая различные ситуации. Большинство «советских» мультиков содержат такие ситуации.       

б) развитие внимания: внимание ребёнка сконцентрировано на протяжении всего мультфильма. Они внимательно следят за поступками героев, за их внешним видом (какая на них одежда в разные времена года, внимательно вслушиваются в слова героев, что и как они говорят друг другу) Главное учитывать то, что в процессе  просмотра  нужно удерживать интерес и  внимание   ребёнка, обсуждая с ним ход сюжета, главных героев, но при этом не утомлять малыша и подбирать вопросы правильно.             

в) развитие воображения, фантазии: просмотр  мультфильмов обычно оставляет у ребёнка очень яркие впечатления. Когда малыш смотрит мультфильм, то всё, что он видит и слышит, а это слова героев, их поступки и отношение к другим, питает его бурное  воображение. После просмотра мультфильма полезно будет немного пофантазировать с детьми, например: заняться рисованием, лепкой, аппликацией интересных моментов мультфильма, детям 5 – 6 лет можно предложить  вместе обыграть мультфильм, немного изменив сюжет или попробовать сочинить небольшие рассказы или загадки о главных героях.

г) развитие памяти: большинство советских  мультиков не яркие, часто используются 3 – 4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона. Это позволяет развивать внимание и память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее ребёнок подключает эти функции. Также дети очень быстро запоминают отдельные фразы героев мультфильма и песни, которые они поют. На развитие памяти влияет также «логическая цепочка» мультика – с чего началось и чем закончилось. Ребёнок старается запомнить сюжет и после рассказать, что за чем происходило: кто пришёл первым, что же случилось дальше, почему же теремок развалился и т.п.

3)  Нравственное воспитание. Через мультики ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего. Лучшими отечественными  мультфильмами  являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причём многие  мультфильмы  непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро. («Волшебный мешочек», «Можно и нельзя», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Добро и зло», «Про всех на свете», «Птичка Тари»)

4)  Эстетическое воспитание. Просмотр мультфильмов даёт возможность ребёнку увидеть красоту природы, герои мультика учат любить и беречь её, ведь она – это «организм в котором также протекает жизнь». Также показывается то, что нужно помогать природе: ухаживать за растениями, животными. Дети видят то, что если герои мультика хорошо относятся к природе, то и она не забывает о них: угощает вкусными овощами и фруктами, защищает от дождя. («На лесной тропе», «А что ты умеешь?» «На природе», «Крошка енот», чешский мультик «Крот и цветы» рассказывает о необходимости поливать растения и цветы.)

5) Трудовое воспитание. Некоторые мультфильмы учат ребёнка любить труд, помогать друзьям, родителям. Герои «советских» мультфильмов всегда содержат в чистоте свой дом, они работают на огороде, а тот, кто ленится – всегда высмеивается другими и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело. («Самый главный», «Так сойдет», «Разные колеса», «Пирожок», «Пустомеля», «Маша больше не лентяйка»)

Большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.

Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ овосвоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.

Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных материалов.

При работе с мультфильмами используются такие методы, как:

– метод рассуждения о содержании мультфильма, поступках героев, позволяющий ребёнку отразить личностный смысл содержания мультфильма;

– метод сопереживания, предполагающий через обращение к собственному жизненному опыту и опыту других людей понимание детьми поступков героев мультфильма;

– метод сравнения и обобщения, позволяющий сравнивать ребёнку собственные эмоции, пережитые им в процессе просмотра, с эмоциями героев.

- закрепление полученных впечатлений и знаний в игровой форме.

- рисунок, аппликация сказочных персонажей.

Бурухина А.Ф., Гаваза Е.А., Лалетина А.Ф. отмечают, что советские мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование советских мультфильмов на занятиях и в режимных моментах очень положительно влияют на развитие дошкольников. События, происходящие в мультфильмах, позволяют воспитывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. В статье представлены принципы, формы, виды здоровьесберегающих те...

Использование театрализованных игр в педагогическом процессе

Из опыта работы по театрализованной деятельности. может кому пригодится....

Выступление на МО инструкторов по физической культуре "Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе"

Презентация направлена на объединение усилий педагогов и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы( опыт работы по методике В.Ф.Базарного)....

«Актуальность использования сказки в современном педагогическом процессе»

              В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития...

«Возможность использования художественного слова в педагогическом процессе подготовительной группы.

Произведения литературы обогащают словарный запас ребенка, его речь развивается на лучших образцах родного языка....