Создание предметно-развивающей среды для эффективного использования детской субкультуры в педагогическом процессе.
консультация по теме

Боякова Светлана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon subkultura.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

        В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

        В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

        В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка.

        Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.

        В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения.

        Выделяют следующие содержательные компоненты детской субкультуры:

-  детский правовой кодекс. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);

-  детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки и др.). В основе детского фольклора лежат произведения, авторство которых принадлежит взрослым и которые передавались из поколения в поколение, и которые максимально адаптированы для детского восприятия. Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре и представляющий собой своеобразную прелюдию к игре, ее необходимый атрибут – считалки. Благодаря им устраняются конфликты в детской среде по поводу игры. Еще один жанр детского фольклора – дразнилки. Дразнилка – расширенная кличка или развернутое прозвище (Ленка-пенка). Дразнилки высмеивают также детские недостатки: ябедничество, плаксивость, хвастовство, жадность, глупость («Рева-корова, дай молока», «Ябеда-корябеда», «Жадина-говядина…»). Такие дразнилки не связаны с именем и применяются в конкретной ситуации. Используются обычно детьми 4-5 лет. Дразнилки-прозвища, связанные с именем ребенка обидны и распространены в 5-6 лет. Дети 6-7 лет не так остро реагируют на них, т.к. у них уже появляются ответные дразнилки («Кто обзывается, тот так и называется»).

-  детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки);

-  своеобразные детские увлечения: собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;

-   способы и формы свободного времяпрепровождения (походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещаемые взрослыми (свалка, мусорка, стройка), рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.);

-  детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетиков, «секреты»);

-  проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;

-  детская картина мира.

        Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой. Ее компоненты позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

        Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы (табл.1)

Таблица 1

Компоненты детской субкультуры


Постоянные

Временные  (присутствующие в группе периодически)

Полученные в результате реализации проектов

Предметы-накопители: коробочки, сундучки, сумочки, ларцы и т.д.

Модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Ладошки» и др.

Выставки. Коллекции.

Продукты детской деятельности: журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм (сюжетно-ролевым, драматизациям и т.д.)

Компоненты детской субкультуры,

 присутствующие в группе постоянно

Предметы- накопители

Это емкости для сбора и хранения, значимых и незначимых для детей вещей.

СУНДУЧОК

Цель: удовлетворить детскую потребность в собирательстве. Основой может стать коробка с крышкой. У сундучка может быть название «Короб незаменимых вещей», «Ларец» и т.д. Он должен быть доступен детям. Все, что находится в сундучке, должно быть безопасно!!!

СОКРОВИЩНИЦЫ

Цель: помочь ребенку осознать предпочтения других детей. Сокровищница – это хранилище личных, неприкосновенных вещей. Это закрытая емкость, недоступная другим детям, где хранятся мелкие предметы, найденные, полученные в подарок или выменянные. Воспитатель должен сформировать у детей уверенность, что содержимое сокровищниц неприкосновенно. Посмотреть или поиграть тем или иным предметом можно только с разрешения хозяина.

Модели возрастных периодов

Цель: помощь ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах.

ПАРОВОЗИК ВРЕМЕНИ

Паровозик может иметь объемный или плоскостной вид. В вагончиках находятся альбомы с фотографиями детей в разных видах деятельности и в разные моменты. Фотоальбомы оформляются в соответствии с возрастом (первая младшая группа, вторая младшая, средняя и т.д.), постепенно, при непосредственном участии детей.

Компоненты детской субкультуры, присутствующие

 в группе периодически (временно)

Выставки

При классификации выставок руководствуются следующими признаками:

- целевое назначение;

- масштаб;

- место расположения;

- тематическая направленность;

- виды представленных объектов, предметов;

- продолжительность функционирования;

- взаимодействие с другими формами работы.

Разновидности выставок:

- тематические (коллекционные, творческие)

- авторские (семейные, персональные)

Коллекции

Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями и т.д. Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. Коллекции могут быть индивидуальными и коллективными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ

С момента перехода на ФГОС образование претерпело множество изменений. Использование новых технологий дает множество плюсов в развитии ребенка, мотивации к познанию и усвоению материала. Одной из важн...

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»

Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:«Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»...