Создание предметно-развивающей среды для эффективного использования детской субкультуры в педагогическом процессе.
консультация по теме
Предварительный просмотр:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка.
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения.
Выделяют следующие содержательные компоненты детской субкультуры:
- детский правовой кодекс. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
- детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки и др.). В основе детского фольклора лежат произведения, авторство которых принадлежит взрослым и которые передавались из поколения в поколение, и которые максимально адаптированы для детского восприятия. Уникальный жанр детского фольклора, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре и представляющий собой своеобразную прелюдию к игре, ее необходимый атрибут – считалки. Благодаря им устраняются конфликты в детской среде по поводу игры. Еще один жанр детского фольклора – дразнилки. Дразнилка – расширенная кличка или развернутое прозвище (Ленка-пенка). Дразнилки высмеивают также детские недостатки: ябедничество, плаксивость, хвастовство, жадность, глупость («Рева-корова, дай молока», «Ябеда-корябеда», «Жадина-говядина…»). Такие дразнилки не связаны с именем и применяются в конкретной ситуации. Используются обычно детьми 4-5 лет. Дразнилки-прозвища, связанные с именем ребенка обидны и распространены в 5-6 лет. Дети 6-7 лет не так остро реагируют на них, т.к. у них уже появляются ответные дразнилки («Кто обзывается, тот так и называется»).
- детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки);
- своеобразные детские увлечения: собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;
- способы и формы свободного времяпрепровождения (походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещаемые взрослыми (свалка, мусорка, стройка), рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.);
- детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетиков, «секреты»);
- проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;
- детская картина мира.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой. Ее компоненты позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы (табл.1)
Таблица 1
Компоненты детской субкультуры
Постоянные | Временные (присутствующие в группе периодически) | Полученные в результате реализации проектов |
Предметы-накопители: коробочки, сундучки, сумочки, ларцы и т.д. Модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Ладошки» и др. | Выставки. Коллекции. | Продукты детской деятельности: журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм (сюжетно-ролевым, драматизациям и т.д.) |
Компоненты детской субкультуры,
присутствующие в группе постоянно
Предметы- накопители
Это емкости для сбора и хранения, значимых и незначимых для детей вещей.
СУНДУЧОК
Цель: удовлетворить детскую потребность в собирательстве. Основой может стать коробка с крышкой. У сундучка может быть название «Короб незаменимых вещей», «Ларец» и т.д. Он должен быть доступен детям. Все, что находится в сундучке, должно быть безопасно!!!
СОКРОВИЩНИЦЫ
Цель: помочь ребенку осознать предпочтения других детей. Сокровищница – это хранилище личных, неприкосновенных вещей. Это закрытая емкость, недоступная другим детям, где хранятся мелкие предметы, найденные, полученные в подарок или выменянные. Воспитатель должен сформировать у детей уверенность, что содержимое сокровищниц неприкосновенно. Посмотреть или поиграть тем или иным предметом можно только с разрешения хозяина.
Модели возрастных периодов
Цель: помощь ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах.
ПАРОВОЗИК ВРЕМЕНИ
Паровозик может иметь объемный или плоскостной вид. В вагончиках находятся альбомы с фотографиями детей в разных видах деятельности и в разные моменты. Фотоальбомы оформляются в соответствии с возрастом (первая младшая группа, вторая младшая, средняя и т.д.), постепенно, при непосредственном участии детей.
Компоненты детской субкультуры, присутствующие
в группе периодически (временно)
Выставки
При классификации выставок руководствуются следующими признаками:
- целевое назначение;
- масштаб;
- место расположения;
- тематическая направленность;
- виды представленных объектов, предметов;
- продолжительность функционирования;
- взаимодействие с другими формами работы.
Разновидности выставок:
- тематические (коллекционные, творческие)
- авторские (семейные, персональные)
Коллекции
Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями и т.д. Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. Коллекции могут быть индивидуальными и коллективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в создании предметно-развивающей среды в ДОУ
С момента перехода на ФГОС образование претерпело множество изменений. Использование новых технологий дает множество плюсов в развитии ребенка, мотивации к познанию и усвоению материала. Одной из важн...
Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что...
Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен учителю - логопеду для оснащения как группового речевого уголка ,а также в виде консультации для родителей массовых групп....
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему: «Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»
Аналитическая справка по результатам тематического контроля на тему:«Создание предметно-развивающей среды для организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду»...