Система патриотического воспитания в ДОО
статья ( группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_patrioticheskogo_vospitaniya_v_dou.doc | 57 КБ |
sistema_patrioticheskogo_vospitaniya_v_dou.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Введение. Значение патриотического воспитания
в современных условиях
Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей:
- как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В нашем детском саду мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы-прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на НОД. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.
Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
Анкетирование воспитателей на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Тематическая проверка: «Эффективность организации работы воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Раздел 2. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Задачи.
-использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Башкортостана) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности; - привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды;
-выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников;
-привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Нефтекамске.
Для решения поставленных задач были проведены следующие мероприятия:
Педсовет «Гражданско патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», (октябрь)
Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольника в современных условиях», «Сказка как средство патриотического воспитания», «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой», «Сюжетно ролевая игра как средство патриотического воспитания», «Родина начинается с семьи».
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания был проведен семинар-практикум «Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (сентябрь)
Ежемесячно проходят педагогические мастерские, где один целый блок посвящен на «Создание условий для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям» посвящен патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Здесь запланирован семинар -практикум, консультации, презентации, мастер - классы.
В октябре месяце в ДОУ был проведен смотр конкурс младшие группы «Уголок социально нравственного
воспитания», в старших и подготовительных группах «Лучший уголок по патриотическому воспитанию», (сентябрь).
Раздел 3. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи.
Нравственное воспитание. Самое существенное в воспитании нравственных чувств это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Нефтекамск», «Республика Башкортостан край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина Россия», «Духовные ценности русского народа», «Изучение государственной символики Башкортостана, России».
Используемые методы работы
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. Беседы о родном городе.
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному
ТРУДУ-
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Воспитатели проводят экскурсии в историко-краеведческий музеи, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры, спортивные сооружения, школы, аэропорт и др.); на темы «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).
Воспитатели детей старшего дошкольного возраста проводят НОД по изучению культурного наследия страны, знакомят детей с государственной символикой России, республики, родного города с народными праздниками и обычаями, рассказывают легенду о происхождении народа, о других народах, населяющих Республику. Проводят беседы: «О значении лошадей в жизни башкирского человека, об обычаях почитания лошади», «О роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях поклонения огню». Воспитатели провели НОД по народному декоративно-прикладному искусству: национальный башкирский костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта, национальной посуды.
Дети разучивают игры, танцы, стихи поэтов разных народов, познакомились с народными сказками, пословицами и поговорками.
Ежемесячно в подготовительных к школе группах проводятся заседания «Клуба Почемучек», викторины «Край мой родной Республика Башкортостан», «Люби и знай свой край родной». Ежегодно среди детей старших и подготовительных к школе групп проводится конкурс чтецов (стихи о республике, о родном городе и России).
В нашем детском саду ежегодно проводятся традиционные обрядовые праздники «Сабантуй», «Воронья каша». В 2007 г. былпроведен праздник в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России. В саду проводился конкурс детских рисунков, посвященный этой дате на тему: «В мире нет прекрасней края, чем моя Башкирия». К этой дате был разработан план мероприятий, которые успешно проводились в ДОУ. С детьми подготовительных к школе групп проведён досуг к 450-летию вхождения Башкирии в состав Российского государства «Вместе и навсегда».
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с башкирскими, татарскими народными творчествами, с историей этих народов, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором. Педагоги поставили задачу показать детям красоту языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.
Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Воронья каша», «Праздник Науруз», «Нардуган», «Праздник Курая». Музыкальные руководители детского сада творчески подходят к созданию сценариев, развлечений и подбору музыки. Они добиваются полной гармонии действия и музыки в кукольных спектаклях по мотивам народных сказок «Кто всех сильней», «Колючее платье».
Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.
По теме «Наша Родина Россия» педагоги старших и подготовительных к школе групп провели цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».
В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания.
Педагоги ДОУ стремятся показать, что Нефтекасмк -- красивый современный город, что это город-труженик, поэтому знакомят детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями).
Мы уверены, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну. Достижения детей.
Раздел 4. Работа с семьей
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежеквартально выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).
Проходил фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
Была организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем моя Башкирия». Одна из форм работы с родителями это беседы, консультации на темы: «Первые чувства гражданственности».
В октябре месяце были проведены родительские собрания на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников»
Ежегодно в мае месяце проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагается очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:
Обращать внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки беседовать, что находится на вашей улице. Поговорить о назначении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений. Понаблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их труда.
Вместе с ребенком принимать участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
Расширять собственный кругозор.
Учить ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читать книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
Поощрять ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.
Система
патриотического воспитания
в ДОУ
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Введение. Значение патриотического воспитания
в современных условиях
Патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей:
- как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
В нашем детском саду мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы-прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на НОД. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ.
Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.
Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
Анкетирование воспитателей на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры. Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Тематическая проверка: «Эффективность организации работы воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Раздел 2. Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Задачи.
-использовать комплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукотворный мир народов Башкортостана) в целях формирования личностного отношения к родному городу, к современной действительности; - привлекать воспитателей к проведению краеведческой работы, изучению состояния окружающей среды;
-выявить инновационные формы и методы по экологическому воспитанию дошкольников;
-привлекать детей и педагогов к охране памятников исторического и культурного наследия народа в городе Нефтекамске.
Для решения поставленных задач были проведены следующие мероприятия:
Педсовет «Гражданско патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», (октябрь)
Консультации: «Патриотическое воспитание дошкольника в современных условиях», «Сказка как средство патриотического воспитания», «Воспитание патриотических чувств дошкольников через ознакомление с родным краем, природой», «Сюжетно ролевая игра как средство патриотического воспитания», «Родина начинается с семьи».
Для повышения профессиональной компетентности педагогов в области современных методов и форм патриотического воспитания был проведен семинар-практикум «Теоретические основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» (сентябрь)
Ежемесячно проходят педагогические мастерские, где один целый блок посвящен на «Создание условий для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, людям» посвящен патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Здесь запланирован семинар -практикум, консультации, презентации, мастер - классы.
В октябре месяце в ДОУ был проведен смотр конкурс младшие группы «Уголок социально нравственного
воспитания», в старших и подготовительных группах «Лучший уголок по патриотическому воспитанию», (сентябрь).
Раздел 3. Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Основные цели. Формирование духовно-нравственного отношения к семье, городу, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи.
Нравственное воспитание. Самое существенное в воспитании нравственных чувств это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Физическое воспитание. Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием). Трудовое воспитание. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на участке, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству (озеленение и уборка участков). Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Нефтекамск», «Республика Башкортостан край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина Россия», «Духовные ценности русского народа», «Изучение государственной символики Башкортостана, России».
Используемые методы работы
Целевые прогулки и экскурсии.
Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. Беседы о родном городе.
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение детей к посильному общественно-полезному
ТРУДУ-
Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
Воспитатели проводят экскурсии в историко-краеведческий музеи, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (больница, библиотека, почта, дома культуры, спортивные сооружения, школы, аэропорт и др.); на темы «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).
Воспитатели детей старшего дошкольного возраста проводят НОД по изучению культурного наследия страны, знакомят детей с государственной символикой России, республики, родного города с народными праздниками и обычаями, рассказывают легенду о происхождении народа, о других народах, населяющих Республику. Проводят беседы: «О значении лошадей в жизни башкирского человека, об обычаях почитания лошади», «О роли огня, о жизни древнего человека, об обычаях поклонения огню». Воспитатели провели НОД по народному декоративно-прикладному искусству: национальный башкирский костюм, техника украшения национальной одежды, орнаменты, предметы быта, национальной посуды.
Дети разучивают игры, танцы, стихи поэтов разных народов, познакомились с народными сказками, пословицами и поговорками.
Ежемесячно в подготовительных к школе группах проводятся заседания «Клуба Почемучек», викторины «Край мой родной Республика Башкортостан», «Люби и знай свой край родной». Ежегодно среди детей старших и подготовительных к школе групп проводится конкурс чтецов (стихи о республике, о родном городе и России).
В нашем детском саду ежегодно проводятся традиционные обрядовые праздники «Сабантуй», «Воронья каша». В 2007 г. былпроведен праздник в честь 450-летия вхождения Башкирии в состав России. В саду проводился конкурс детских рисунков, посвященный этой дате на тему: «В мире нет прекрасней края, чем моя Башкирия». К этой дате был разработан план мероприятий, которые успешно проводились в ДОУ. С детьми подготовительных к школе групп проведён досуг к 450-летию вхождения Башкирии в состав Российского государства «Вместе и навсегда».
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с башкирскими, татарскими народными творчествами, с историей этих народов, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором. Педагоги поставили задачу показать детям красоту языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.
Наиболее высокая степень интегрирования разного художественного материала осуществляется в ходе организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составили традиционно-обрядовые праздники: «Воронья каша», «Праздник Науруз», «Нардуган», «Праздник Курая». Музыкальные руководители детского сада творчески подходят к созданию сценариев, развлечений и подбору музыки. Они добиваются полной гармонии действия и музыки в кукольных спектаклях по мотивам народных сказок «Кто всех сильней», «Колючее платье».
Педагоги ДОУ знакомят детей с народными праздниками и обрядами. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.
По теме «Наша Родина Россия» педагоги старших и подготовительных к школе групп провели цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения их знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Москва златоглавая», «Русь защитница», «Полководцы и герои», «Русские богатыри».
В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие игры «Прошлое и настоящее города», «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны): «Старинные и современные здания» (палатки, балки, рубленые дома и современные, благоустроенные здания.
Педагоги ДОУ стремятся показать, что Нефтекасмк -- красивый современный город, что это город-труженик, поэтому знакомят детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями).
Мы уверены, что эти знания способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну. Достижения детей.
Раздел 4. Работа с семьей
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежеквартально выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).
Проходил фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
Была организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем моя Башкирия». Одна из форм работы с родителями это беседы, консультации на темы: «Первые чувства гражданственности».
В октябре месяце были проведены родительские собрания на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников»
Ежегодно в мае месяце проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагается очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:
Обращать внимание ребенка на красоту родного города. Во время прогулки беседовать, что находится на вашей улице. Поговорить о назначении каждого объекта. Дать представление о работе общественных учреждений. Понаблюдать за работой сотрудников этих учреждений, отметить ценность их труда.
Вместе с ребенком принимать участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
Расширять собственный кругозор.
Учить ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читать книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
Поощрять ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Воспитать чувство гордости за свою страну, республику, город.
Система
патриотического воспитания
в ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система патриотического воспитания
В статье представлены: концепция патриотического воспитания детей дошкольного возраста, условия реализации основных принцыпов работы, отношения, складывающиеся между субъектами воспитательной системы,...
"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание пат...
"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание пат...
«Роль занятий физической культурой и спортом в системе патриотического воспитания детей»
" Роль занятий физической культурой и спортом в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...
Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"
Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"...
Консультация для воспитателей "Система патриотического воспитания в ДОУ"
«Знакомство дошкольников с российской историей. Направления работы. ...
система патриотического воспитания дошкольников на современном этапе
В данном материале представлена система работы педагогического коллектива по формированию патриотических чувст дошкольников....