Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"
статья на тему
Доклад "Система патриотического воспитания в МБОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_patrioticheskogo_vospitaniya_v_mdou.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Богатырева Ирина Евгеньевна,
старший воспитатель филиал «Детский
сад № 2 «Сказка» МБОУ « Средняя школа № 7» г. Няндома»
СИСИТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МДОУ № 2 «СКАЗКА» ГОРОДА НЯНДОМА
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев воспитательной работы.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?
Исходя из своего многолетнего опыта работы нашего педагогического коллектива в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей родине.
Патриотическое воспитание детей в детском саду мы начинаем с регионального компонента-это близко, это рядом, это понятно детям.
Понимая, что воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагогов личной убежденности и вдохновения. В нашем детском саду разработана система планомерной работы по ознакомлению детей с родным краем.
Система и последовательность работы с детьми представлена следующим образом:
Семья-детский сад - родная улица, район-природное окружение-родной город-родной край-страна.
Особые требования в системе работы предъявляются к педагогу:
-Любовь к родному краю;
-Знание достопримечательностей и особенностей Родного края;
-Знание путей реализации национально-регионального компонента: - формирование экологической памяти, формирование культурно-нравственной, эстетической памяти, формирование исторической памяти.
Цель системы работы:
Воспитание чувства патриотизма: любви к родному дому, к малой Родине, родному Северному краю и большой Родине России.
Задачи:
1. Формировать чувство патриотизма, пробуждать в детях любовь к родному городу, к его прошлому и настоящему.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю.
3.Формировать положительную мотивационную установку по отношению к себе, сверстникам, взрослым людям.
4.Воспитываить у детей умение видеть и понимать красоту родной природы, формировать эстетические чувства, побуждать желание охранять ее от разрушений.
Система работы содержит актуальные познавательные темы, направленные на повышение социальной ориентации ребенка в современных условиях жизни.
1.Мой город. Моя Россия.
История, география родного края, города. Национальные культурные традиции, ремесла. Композиторы, поэты, писатели, художники, прославляющие нашу Родину.
Краеведческие сведения о родном городе, о жизни и быте людей в прошлом и настоящем. Профессиональные особенности трудовой деятельности города.
2. Родная природа.
Природные и климатические условия. Растительный мир нашей области. Многообразие животного мира. Взаимодействие человека с природой. Охрана растительного мира Архангельской области.
3.Мое ближайшее окружение.
Основы семейного воспитания: понятие «семья», изучение истории семьи (родословной). Социальная значимость семьи, ее традиции, права и обязанности членов семьи. Развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного окружения.
На основе этого разработано тематическое планирование занятий, перспективное планирование по кварталам и по месяцам в старшей и подготовительной группах.
Занятия проводятся один раз в неделю, но материал предлагаемый детям, можно использовать в различных видах деятельности: игровой, познавательной, творческой, музыкальной, совместной.
Особенностью занятий по патриотическому воспитанию в детском саду является то, что они строятся на краеведческом материале с учетом возрастных особенностей детей. Обязательным компонентом занятий является использование опыта ребенка, одаренного национальными особенностями, обусловленными культурой, природой Родного края, где он развивается.
Принципы построения работы с детьми:
1. Принцип доступности предлагаемого материала;
2.Принцип систематичности и последовательности;
3.Принцип историзма ( сводится к двум понятиям : прошлое(давным-давно) и настоящее
(наши дни);
4.Принцип интеграции
6. Принцип гуманизации (сотрудничество с ребенком, умение встать на позицию ребенка, учитывать точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству).
Сотрудничество ДОУ по патриотическому воспитанию с образовательными учреждениями города.
- Районный комитет по образованию, физкультуре, спорту и молодежной политике
- Дошкольные учреждения города
- Музыкальная школа
- МОУ ДОД «Дом детского и юношеского творчества»
- Районная библиотека
- Краеведческий музей
- МОУ «Няндомская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 3»
Содержание деятельности:
- Развитие музейной педагогики, дающей возможность находить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Существенную помощь в системе патриотического воспитания оказывают созданные в нашем детском саду комната русского быта, интерьер которой представляют прялки, люлька, сундук, вышивки, старинная кухонная утварь - все это используется как наглядное пособие для занятий и мини-музей краеведения. Это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат
В мини-музее краеведении оформлены экспозиции: «Прикладное искусство Севера»( народная роспись Северной Двины, каргопольская игрушка, лоскутное шитье), «Северный традиционный костюм», «Северная народная кукла». «Изделия из бересты».
Экспонаты музея доступны детям. Чем больше органов чувств задействовано в изучении традиционной культуры, тем глубже она усваивается.
Оформлены фотовыставки: «Природа родного края», «Современный город Няндома»,«Чем славен наш Северный край», «Архангельск –столица Севера». «Герб, гимн и флаг Архангельской области, герб города Няндома».
Сгруппирован материал по тематикам: «Прошлое и настоящее нашего района», «Из истории родного города», «История детского сада «Сказка», «В честь их названы улицы города», «Экскурсии к памятным местам», «В памяти останется навечно» ( материалы встреч с ветеранами войны).
Посредством этого решаются следующие воспитательные задачи:
1.Воспитание эмоционально-отзывчивой эстетической личности
2.Создание условий для формирования первоначального опыта приобщения к природе родного края, учить видеть ее красоту, привлекая средства народной культуры.
3.Развивать творческий потенциал нравственности дошкольника, умение осознавать свои поступки, чувства, поведение
4.Совершенствование коммуникативной среды среди, сверстников, взрослых.
- Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Няндоме должны передаваться детям».
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Музейная педагогика помогает заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству родителей с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края.
Родители помогают пополнять материал для комнаты русского быта, мини-музея. Используя личные архивы, находят материал о героях Великой Отечественной войны. Собирают материалы из истории своей семьи,. Участвуют вместе с детьми в районных конкурса «Погода в доме», «Мамочка-мамуля», « Мама, папа, я- спортивная семья», «Северная лыжня».
Многие родители ведут семейные альбомы. Наглядность родственных связей помогает отобразить «Семейное генеалогическое древо». Индивидуальность семьи отражают созданные семейные гербы. На выставках « Семейные увлечения», проводимых в саду раскрываются семейное творчество, таланты, любовь к путешествию и многое другое.
В детском саду проводятся традиционные семейные праздники «Посиделки при лучине», « На завалинке собралась вся семья», «При матушке тепло, при солнышке светло», «Рыцарские турниры» и другое.
Родители принимают участие в работе семейного клуба при детском саде «Северяночка», где знакомятся с обрядовыми праздниками, северным прикладным искусством, играми Архангельской области, известными людьми Северного края, родного города и многим другим.
Привлечение детей, родителей к общегородским праздникам «Широкая Масленица», «День города», «День Победы», «День защитника отечества»», мероприятия календарных памятных дат. Дети непосредственно имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.
Взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, сопереживания, гордость, а у родителей интерес и желание участвовать с детьми в различных мероприятиях.
- Методическое сопровождение образовательного процесса
Разработаны развивающие игры по ознакомлению с родным городом. Подобраны поговорки и пословицы о доме, родном крае, семье. Разработаны праздники, литературные вечера, досуги, цикл занятий по ознакомлению с архитектурой родного края, природным окружением, экскурсии, целевые прогулки.
Имеется аудио-и видеоаппаратура для слушания музыкальных произведений, песен о родном крае, родном городе. Подобран песенный северный фольклор, сборники поэтов и писателей г.Няндомы и района. Разработана диагностика уровня знаний детей по данной теме, ожидаемые результаты работы.
- Создана развивающая среда в группах:
- Оформление групп в соответствии с северными росписями (Пермогорская, Мезенская);
- Название групп: «Горница», «Сударушка», «Светлица» и др.;
- Создание в группах уголков русского быта;
- Уголки патриотического воспитания.
На базе МДОУ проведены: семинар для заведующих Няндомского района по патриотическомк воспитанию - 2008 год. Семинар для старших воспитателей: «Организация работы по национально - региональному компоненту в ДОУ» - 2007 год.
Обобщена система работы МДОУ на Районных Ломоносовских педагогических чтениях по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» - 2009 год
Участие в областном конкурсе « Маленький Россиянин» - 2009 год
Участие в региональном конкурсе «Наследие Поморья» - 2010 год.
Весь наш педагогический коллектив и впредь будет воспитывать детей на высоком чувстве патриотизма, напитывать детский ум и сердце красотой настоящего человека, величием и ни с чем не сравнимой красотой тех мест, где он родился.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
«Солдатам Великой Отечественной посвящается" Экскурсия в школьный историко-патриотический музей "Поиск" МБОУ СОШ №5 г.Урай ХМАО-Югра
Экскурсия в школьный историко-патриотический музей "Поиск" МБОУ СОШ №5 г.Урай ХМАО-Югра...
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию ( региональный компонент ) «Мой край» для детей дошкольного возраста в Детском саду «Улей»-структурное подразделение МБОУ «Верх-Суетская СОШ»
В программе представлен материал для детей дошкольного возраста по формированию у детей дошкольного возраста представлений о малой родине, воспитание патриотических чувств, любви к своей семье, селу ...
Экскурсия в школьный историко-патриотический музей "Поиск" МБОУ СОШ №5 г.Урай ХМАО-Югра
Экскурссия...
Программа саморазвития воспитателя дошкольной группы МБОУ Верховской ООШ воспитателя Ломтевой Т.А. по теме: " Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе ознакомления с малой родиной"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогам...