"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
проект по теме
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
Программа вариативна, она не устанавливает жестких рамок образовательного содержания и форм ее реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskogo_vospitaniya_v_dou.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
Кудря Галина Петровна, воспитатель
Пояснительная записка:
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, развитие их познавательных и творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Данная программа органически вписывается в базовую программу воспитания и обучения в детском саду и реализуется в процессе организации педагогической работы с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
Программа вариативна, она не устанавливает жестких рамок образовательного содержания и форм ее реализации. Программный материал легко интегрируется в занятия по экологическому воспитанию, изодеятельности, развитию речи и др.
Актуальность проекта:
Существенные изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей дошкольников, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. В современном обществе патриотическое воспитание приобретает особое значение, возникает необходимость осуществления его на качественно новом уровне.
Согласно общепринятому мнению, процесс воспитания, в том числе и патриотического, необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Ознакомление с государственными символами – существенный потенциал для воспитания у детей не только патриотизма, но и коллективизма, гуманистических ценностей, а также формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того, в процессе этой работы у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать изображения-символы, повышается интерес к творчеству, формируется эстетический вкус.
Цель проекта:
Формирование патриотических чувств, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональной символикой, и геральдикой.
Задачи:
- Формирование начальных представлений о символическом значении цветов и изображений гербов и флагов.
- Знакомство с элементарными сведениями об истории происхождения флагов и гербов.
- Формирование представлений о функциональном назначении государственных символов (герба, флага, гимна)
- Расширение представлений о своей малой родине на основе региональной символики (флаг, герб)
- Развитие познавательных интересов, мышления, графических навыков и умений, способности к изобразительному творчеству.
- Воспитание уважительного отношения к государственной и региональной символике, уважения и любви к своему Отечеству, своей малой и большой Родине.
При решении этих задач соблюдаются следующие принципы:
- Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
- Принцип сотрудничества и позитивного взаимодействия между воспитателями, родителями и детьми.
- Принцип приоритетности регионально-культурного наследия, воспитание на местном материале.
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий общение детей с социумом и природой.
- Принцип гуманизации, создания благоприятных условий для раскрытия личности каждого ребенка.
Методологической базой для разработки программы послужили труды А.С.Макаренко о семейном воспитании, как основе воспитания гражданственности; К.Д.Ушинского о значении воспитания патриотических чувств; В.А.Сухомлинского о воспитании чувства любви к Родине, как основе воспитания личности; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005годы”; Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (21 мая 2003 г.); Программа “Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Содержание данной программы включает в себя изучение теоретических сведений о символике и геральдике, знакомство с простейшими понятиями и терминами (герб, флаг, гимн), а так же выполнение заданий практического характера, направленных на закрепление вводимых понятий.
Характерной особенностью программы является повторное обращение на разных этапах воспитательно-образовательной работы к одним и тем же объектам, что дает возможность ребенку дополнить и углубить свои знания и умения.
Структура программы:
- Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на 2 года обучения.
- Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года обучения.
- По учебному плану на изучаемый материал в старшей группе отводится 9 занятий, продолжительностью 25 минут.
- В подготовительной к школе группе 16 занятий, продолжительностью 30 минут.
Учебно-тематический план в старшей группе
Название | Вид занятия | |
познавательное | творческое | |
1. Знакомство с гербом России | 3 | 2 |
2. Знакомство с флагом России | 2 | 1 |
3. Знакомство с гимном России | 1 | _ |
Учебно-тематический план в подготовительной группе
Название | Вид занятия | |
познавательное | творческое | |
1. Знакомство с гербом России | 2 | 2 |
2. Знакомство с флагом России | 2 | 2 |
3. Знакомство с гимном России | 1 | – |
4. Знакомство с региональным флагом | 1 | 1 |
5. Знакомство с региональным гербом а) герб Ставрополя | 2 | 2 |
6. Создание герба (эмблемы) группы | – | 1 |
Методы организации образовательного процесса:
- Методы устного изложения знаний педагогом и активизация познавательной деятельности детей – рассказ, объяснение, беседа, показ наглядно-демонстрационного материала.
- Методы закрепления изучаемого материала – беседа, рассматривание иллюстраций, выполнение практических работ по изодеятельности (рисунки, аппликации, коллажи), организация выставок.
- Поисково-исследовательские методы – проведение опытов, наблюдений, поиск решения поставленных задач совместно с родителями.
- Методы оценки и проверки знаний и умений – наблюдение за работой, играми детей, вопросы к детям, проведение контрольных срезов, диагностики.
- Методы самостоятельной работы по усвоению и закреплению материала – игры, рассматривание альбомов, иллюстраций, коллекций.
- Метод проектной деятельности – постановка проблемы, поэтапное решение, презентация.
Условия реализации программы:
- естественная для ребенка среда жизнедеятельности;
- организация предметно-развивающего пространства: наличие наглядных пособий, иллюстраций, игр и т. д.;
- изучение педагогом литературы по геральдике;
- свободный доступ детей к рабочему материалу (цветная бумага, краски, карандаши, альбомы, атласы и т. д.);
- тесное взаимодействие с семьей, сотрудничество между педагогами, детьми и родителями.
Основными формами обучения являются различные виды занятий, экскурсии, целевые прогулки.
Ожидаемые результаты:
- уровень сформированности знаний, приобретенных ребенком к концу года, определяется по диагностическим таблицам
- расширение кругозора воспитанников;
- активизация познавательной и творческой активности детей;
- сформированность уважительного отношения к современной Государственной и региональной символике;
- воспитание любви к большой и малой Родине.
Формы подведения итогов:
- открытые занятия;
- организация выставок;
- итоговые занятия-досуги;
- творческие работы по созданию символики:
- групповой
- семейной
- детского сада
Список литературы:
- Ривина Е.К. “Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами” – М.: Аркти, 2005.
- Ривина Е.К. “Российская символика” – М.: Аркти, 2005.
- Соболева Н.А. “Российская государственная символика: история и современность” – М.: Владос, 2002.
- Гризик Т.И. “Познаю мир” – М.: Просвещение, 2000. (Знаки и символы)
- Алешина Н.В. “Знакомим дошкольников с родным городом” – М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Алешина Н.В. “Патриотическое воспитание” – М.: ЦГЛ, 2004.
- Лукомский В.К., Типольт Н.А.“Русская геральдика: Руководство к составлению и описанию гербов” – М.: ГПИБ России, 1996.
- Данилина Г.Н. “Дошкольнику – об истории и культуре России” – М.: Аркти, 2005.
- Материалы сети Интернет (www.geraldika.ru, www.flags.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект “Государственная и региональная символика, и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников” – это составительская программа, направленная на формирование и воспитание пат...
Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому св...
Региональный компонент в системе нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств....
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с государственной символикой России.
В этой презентации содержится материал по ознакомлению детей с символами России и символами г.Нижнего Новгорода....
Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников.
Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств.Изучая региональный компонент в дошкольном образовании, мы помогаем дет...
Сценарий родительского собрания «Государственная и региональная символика и геральдика в системе патриотического воспитания старших дошкольников»
Привлечение родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников, развитие общечеловеческих нравственных качеств личности на основе ознакомления с государственной и региональн...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников с уклоном на региональный компонент
Цель: воспитание любви к Родине...