План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет) Тема: «В мире вежливости и доброты»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)
Тема: «В мире вежливости и доброты»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие.
●Развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
●Развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их.
● Воспитывать умения работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других.
Познавательное развитие.
●Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
Речевое развитие.
●Развивать диалогическую речь.
●Обогащать речь (словарь) «вежливыми» словами и выражениями:
пожалуйста, будь любезен, спасибо, благодарю.
Художественно – эстетическое развитие.
●Развивать творческие способности детей.
Физическое развитие.
●Развивать тонкую моторику и графические навыки, общую координацию движений, проводить профилактику нарушений осанки и зрения.
Методы и приемы:
- практические
упражнение «Волшебный клубочек»; игра –
драматизация «Вежливость»;
пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»;
физкультминутка «Улыбнись другу»;
упражнение «Нарисуй настроение»;
игра с мячом «Добрые и вежливые слова»;
ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
- наглядные рассматривание схем-изображений
эмоциональных ситуаций;
слушание песни «Если добрый ты»
- словесные чтение рассказа К. Д. Ушинского
«Худо тому, кто добра не делает никому»
рассказ детей в игровой форме
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации занимательности («волшебный клубочек»);
- использование познавательных игр;
-физкультминутка;
-поощрения, похвала
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснение;
- беседа;
- рассказ;
- чтение;
- показ иллюстраций
Приёмы пространственной организации: сидя кругом
Материалы и оборудование: игрушки по количеству детей, фишки, схемы
изображения эмоциональных состояний,
цветные карандаши, бумага, музыкальное
сопровождение (музыка Б. Савельева,
сл. Пляцковского «Если добрый ты»
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», физкультминутка «Улыбнись другу», упражнение «Винтик».
|
Игровая | Игра с мячом «Добрые и вежливые слова».
|
Изобразительная | Упражнение «Нарисуй настроение!» (рисование подходящих к ситуации выражений лица).
|
Познавательно-исследовательская | Рассматривание схем-изображений эмоциональных состояний и выбор подходящих к ситуациям. |
Коммуникативная | Упражнение «Волшебный клубочек. Игра – драматизация «Вежливость». |
Музыкальная | Слушание песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.
|
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Обсуждение.
|
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога-психолога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
I | Организационный момент
Ритуал начала занятия Упражнение «Волшебный клубочек» Педагог-психолог передает клубок ниток ребёнку.
|
Ребенок наматывает нить на палец и при этом ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передается клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до психолога |
Владеют групповой коммуникацией.
Проявляют раскованность, доверие друг к другу, взаимодействуют в хорошем состоянии.
|
II
1.
| Основная часть
Диалог по рассказу К. Д.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому».
Читает рассказ К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» -Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш. А Гриша в ответ: -Носи свой, мой мне самому нужен. -Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку. А Гриша в ответ: -Книги твои, сам их и укладывай.
Задаёт вопросы: О чем попросил мальчик Гришу? Как он попросил? А как можно было бы ещё попросить? Какие слова уместно употреблять в просьбе? Выполнил ли Гриша просьбу? Как Гриша отказал товарищу? Каким можно назвать ответ Гриши? Надо ли уметь отказывать? Каким должен быть отказ, чтобы не обидеть человека?
|
Слушают рассказ.
Отвечают на поставленные вопросы.
|
Внимательно слушают чтение взрослого, не отвлекаясь на посторонние предметы, эмоционально реагируя.
Обладают навыками словесно-логического мышления.
Находят правильный выход из сложившейся критической ситуации.
Обладают навыками ведения диалога.
|
2. |
Игра – драматизация «Вежливость» (на основе рассказа К. Д. Ушинского): - с изменением действующего лица; - вместо карандаша используются различные игрушки; - главное – изменяется тон и характер диалога.
Педагог-психолог уточняет перед началом игры: Как правильно попросить то, что ты хочешь получить? При правильном использовании форм просьбы и отказа, доброжелательном тоне психолог дает фишку. По количеству набранных фишек определяет победителя – самого вежливого.
|
Совершают игровые действия
|
Владеют навыками доброжелательного обращения друг с другом, тоном просьбы, умением отказывать детям и взрослым.
Владеют способами словесно-логического мышления.
Имитируют воображаемые события.
Регулируют социальные отношения.
|
3 | Физкультминутка «Улыбнись другу»
Психолог вместе с детьми четко проговаривает слова и выполняет движения.
Мы попрыгаем немножко И похлопаем в ладоши.
А теперь мы покружились И на землю опустились.
Потянулись, потянулись, И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе: ты и я Потому что мы друзья!
| Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения.
Дети прыгают. Хлопают в ладоши. Кружатся, садятся на пол близко друг к другу. Потягиваются, поворачивают голову друг к другу и улыбаются. Показывают сначала на соседа, потом на себя. Встают, берутся за руки. |
Координируют движение рук с движением ног, развивают память
Снимают напряжение.
|
4 | Упражнение «Нарисуй настроение!»
Рисование подходящих к ситуации выражений лица «Настроение » 1) Психолог просит рассмотреть схемы - изображения эмоциональных состояний, вспомнить их, выбрать подходящие к ситуациям. 2) Знакомит с предлагаемыми ситуациями: Человек что-то просит. Человеку отказали в его просьбе. Человек все-таки добился своего: его просьбу выполнили. 3) Убирает схемы и просит нарисовать выражение лица к ситуациям. 4) Вместе с детьми рассматривает получившиеся изображения, обсуждает. |
Дети рассматривают схемы – изображения эмоциональных состояний, вспоминают и перечисляют их, выбирают подходящие к ситуациям.
Рисуют выражения лица к ситуациям.
Показывают свои рисунки.
|
Ориентируются в схемах-изображениях эмоциональных состояний.
Соотносят виды людей с определёнными эмоциями, развивают творческое воображение.
Определяют эмоциональное состояние по описанию, доказывают верность ответа.
Развивают мелкую и крупную моторику.
Называют правильно нарисованную эмоцию.
|
5 |
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
Психолог говорит слова и показывает действия.
Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит Никогда его не бросит. Ну, а этот - средний, длинный, среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.
| Выполняют гимнастику. (Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному; начиная с мизинца, в конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху).
|
Координируют речь с движениями кистей рук.
|
6 |
Игра с мячом «Добрые и вежливые слова», (проводится под музыку Б. Савельева «Если добрый ты»)
Психолог берет в руки мяч, называет доброе слово и бросает мяч одному из детей.
| Поймавший мяч ребёнок придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребёнку.
| Использует в обращении вежливые слова.
Владеют групповой коммуникацией.
|
7 | Упражнение «Винтик» (для профилактики сколиоза, выполняется по образцу или сопряженно)
Психолог просит детей поднять руки вверх и говорит слова: вы - винтик, ввинчивайтесь в пол, а теперь вывинчивайтесь. Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник. Опустите руки. (Выполняется 3 -5 раз).
|
Дети выполняют упражнение |
Координирует движение рук с движениями ног. Снимают напряжение. |
8 | Рефлексия.
Психолог спрашивает детей: О чем говорили? В какие игры играли? Что рисовали? Что понравилось? Почему?
| Отвечают на вопросы, самоанализ | Оказывают помощь друг другу.
|
III | Заключительная часть
Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
Начинает педагог-психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас доставил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
|
Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. |
Приобретают тактильный опыт.
Используют в обращении вежливые слова. |
Итоговое мероприятие: (Совместный праздник с родителями «Я дарю своё тепло»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственной образовательной деятельности
с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)
Тема: «В мире вежливости и доброты»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи:
Социально – коммуникативное развитие.
●Развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
●Развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их.
● Воспитывать умения работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других.
Познавательное развитие.
●Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
Речевое развитие.
●Развивать диалогическую речь.
●Обогащать речь (словарь) «вежливыми» словами и выражениями:
пожалуйста, будь любезен, спасибо, благодарю.
Художественно – эстетическое развитие.
●Развивать творческие способности детей.
Физическое развитие.
●Развивать тонкую моторику и графические навыки, общую координацию движений, проводить профилактику нарушений осанки и зрения.
Методы и приемы:
- практические
упражнение «Волшебный клубочек»; игра –
драматизация «Вежливость»;
пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»;
физкультминутка «Улыбнись другу»;
упражнение «Нарисуй настроение»;
игра с мячом «Добрые и вежливые слова»;
ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы»
- наглядные рассматривание схем-изображений
эмоциональных ситуаций;
слушание песни «Если добрый ты»
- словесные чтение рассказа К. Д. Ушинского
«Худо тому, кто добра не делает никому»
рассказ детей в игровой форме
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации занимательности («волшебный клубочек»);
- использование познавательных игр;
-физкультминутка;
-поощрения, похвала
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснение;
- беседа;
- рассказ;
- чтение;
- показ иллюстраций
Приёмы пространственной организации: сидя кругом
Материалы и оборудование: игрушки по количеству детей, фишки, схемы
изображения эмоциональных состояний,
цветные карандаши, бумага, музыкальное
сопровождение (музыка Б. Савельева,
сл. Пляцковского «Если добрый ты»
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», физкультминутка «Улыбнись другу», упражнение «Винтик». |
Игровая | Игра с мячом «Добрые и вежливые слова». |
Изобразительная | Упражнение «Нарисуй настроение!» (рисование подходящих к ситуации выражений лица). |
Познавательно-исследовательская | Рассматривание схем-изображений эмоциональных состояний и выбор подходящих к ситуациям. |
Коммуникативная | Упражнение «Волшебный клубочек. Игра – драматизация «Вежливость». |
Музыкальная | Слушание песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Обсуждение. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога-психолога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
I | Организационный момент Ритуал начала занятия Упражнение «Волшебный клубочек» Педагог-психолог передает клубок ниток ребёнку. | Ребенок наматывает нить на палец и при этом ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени. Затем передается клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до психолога | Владеют групповой коммуникацией. Проявляют раскованность, доверие друг к другу, взаимодействуют в хорошем состоянии. |
II 1. | Основная часть Диалог по рассказу К. Д.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Читает рассказ К.Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому» -Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш. А Гриша в ответ: -Носи свой, мой мне самому нужен. -Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку. А Гриша в ответ: -Книги твои, сам их и укладывай. Задаёт вопросы: О чем попросил мальчик Гришу? Как он попросил? А как можно было бы ещё попросить? Какие слова уместно употреблять в просьбе? Выполнил ли Гриша просьбу? Как Гриша отказал товарищу? Каким можно назвать ответ Гриши? Надо ли уметь отказывать? Каким должен быть отказ, чтобы не обидеть человека? | Слушают рассказ. Отвечают на поставленные вопросы. | Внимательно слушают чтение взрослого, не отвлекаясь на посторонние предметы, эмоционально реагируя. Обладают навыками словесно-логического мышления. Находят правильный выход из сложившейся критической ситуации. Обладают навыками ведения диалога. |
2. | Игра – драматизация «Вежливость» (на основе рассказа К. Д. Ушинского): - с изменением действующего лица; - вместо карандаша используются различные игрушки; - главное – изменяется тон и характер диалога. Педагог-психолог уточняет перед началом игры: Как правильно попросить то, что ты хочешь получить? При правильном использовании форм просьбы и отказа, доброжелательном тоне психолог дает фишку. По количеству набранных фишек определяет победителя – самого вежливого. | Совершают игровые действия | Владеют навыками доброжелательного обращения друг с другом, тоном просьбы, умением отказывать детям и взрослым. Владеют способами словесно-логического мышления. Имитируют воображаемые события. Регулируют социальные отношения. |
3 | Физкультминутка «Улыбнись другу» Психолог вместе с детьми четко проговаривает слова и выполняет движения. Мы попрыгаем немножко И похлопаем в ладоши. А теперь мы покружились И на землю опустились. Потянулись, потянулись, И друг другу улыбнулись. Здесь мы вместе: ты и я Потому что мы друзья! | Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения. Дети прыгают. Хлопают в ладоши. Кружатся, садятся на пол близко друг к другу. Потягиваются, поворачивают голову друг к другу и улыбаются. Показывают сначала на соседа, потом на себя. Встают, берутся за руки. | Координируют движение рук с движением ног, развивают память Снимают напряжение. |
4 | Упражнение «Нарисуй настроение!» Рисование подходящих к ситуации выражений лица «Настроение » 1) Психолог просит рассмотреть схемы - изображения эмоциональных состояний, вспомнить их, выбрать подходящие к ситуациям. 2) Знакомит с предлагаемыми ситуациями: Человек что-то просит. Человеку отказали в его просьбе. Человек все-таки добился своего: его просьбу выполнили. 3) Убирает схемы и просит нарисовать выражение лица к ситуациям. 4) Вместе с детьми рассматривает получившиеся изображения, обсуждает. | Дети рассматривают схемы – изображения эмоциональных состояний, вспоминают и перечисляют их, выбирают подходящие к ситуациям. Рисуют выражения лица к ситуациям. Показывают свои рисунки. | Ориентируются в схемах-изображениях эмоциональных состояний. Соотносят виды людей с определёнными эмоциями, развивают творческое воображение. Определяют эмоциональное состояние по описанию, доказывают верность ответа. Развивают мелкую и крупную моторику. Называют правильно нарисованную эмоцию. |
5 | Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» Психолог говорит слова и показывает действия. Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит Никогда его не бросит. Ну, а этот - средний, длинный, среди братьев самый сильный. Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится. | Выполняют гимнастику. (Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному; начиная с мизинца, в конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху). | Координируют речь с движениями кистей рук. |
6 | Игра с мячом «Добрые и вежливые слова», (проводится под музыку Б. Савельева «Если добрый ты») Психолог берет в руки мяч, называет доброе слово и бросает мяч одному из детей. | Поймавший мяч ребёнок придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребёнку. | Использует в обращении вежливые слова. Владеют групповой коммуникацией. |
7 | Упражнение «Винтик» (для профилактики сколиоза, выполняется по образцу или сопряженно) Психолог просит детей поднять руки вверх и говорит слова: вы - винтик, ввинчивайтесь в пол, а теперь вывинчивайтесь. Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник. Опустите руки. (Выполняется 3 -5 раз). | Дети выполняют упражнение | Координирует движение рук с движениями ног. Снимают напряжение. |
8 | Рефлексия. Психолог спрашивает детей: О чем говорили? В какие игры играли? Что рисовали? Что понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы, самоанализ | Оказывают помощь друг другу. |
III | Заключительная часть Ритуал окончания занятия «Эстафета дружбы» Начинает педагог-психолог: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас доставил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!» | Дети берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие. | Приобретают тактильный опыт. Используют в обращении вежливые слова. |
Итоговое мероприятие: (Совместный праздник с родителями «Я дарю своё тепло»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»
Интеграция образовательных областей:· Социально - коммуникативное развитие.· Познавательное развитие.·...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативн...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по экологии. Тема "Юные спасатели леса".
Создать условия для расширения представлений детей об охране окружающей среды, об экологах, заботящихся об окружающей среде....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников старшей группы «Моя малая Родина»
Интеграция образовательных направлений: «Социальное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».Цель: развивать у детей интерес к знаниям о малой Родине.Зада...