«Познавательное общение детей старшего дошкольного возраста с целью передачи информации о родном городе, крае друг другу»
консультация (старшая группа) по теме
Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_obshchenie_detey_.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное общение детей
старшего дошкольного возраста
с целью передачи информации
о родном городе, крае друг другу»
(из практики работы)
Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю у него проявляются в чувстве восхищения им. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с городом краем.
Успеха в данном вопросе воспитания можно достигнуть, только если сам воспитатель будет знать и любить историю своего края, сможет отобрать те знания, которые будут доступны детям старшего дошкольного возраста, сможет вызвать у детей чувство восторга и гордости, любви к с родному краю.
Задача воспитателя заключалась в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным краем, но и чувство уважения к людям, его населяющим, интерес к его культурно-историческому наследию и его достопримечательностям. Поэтому детей нужно было знакомить с историей родного края, с его достопримечательностями, памятниками известным людям.
Системный подход, как важнейшее условие разработки и реализации поставленных задач, представленный на разных уровнях:
Слайд 1
- Диалектический подход - обеспечивающий формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа. У старших дошкольников развивается общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей - способность прогнозирования.
- Культурологический подход, подчеркивающий ценность уникальности путей развития родного края.
Слайд 2
Задачи:
Образовательные:
- Утверждать социально-значимые патриотические ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников патриотических чувств в процессе ознакомления с достопримечательностями родного края;
- Совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному краю;
- Прививать чувство почитания к традициям родного края, его культуре, историческому и духовному наследию;
- Ориентировать родителей на привитие детям интереса к истории родного края, культуры поведения в общественных местах. Проводить обмен опытом по этим вопросам между родителями.
Развивающие:
- Прививать интерес к культурному и историческому наследию родного края;
- Стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности;
- Вести активную пропаганду по данной теме, освящать через наглядную агитацию.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, уважение к родному краю, гордость за то, что являешься его жителем;
- Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края;
- Воспитывать эмоционально-деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родного края.
В основу разработки содержания ознакомления детей с родным краем были положены конкретные принципы.
Слайд 3
Энциклопедичность - обеспечивает отбор содержания знаний (ландшафт, социальный мир, культура и т.д.).
Уникальность места - как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Этот принцип предполагает изучение специфики культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития родного края. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.
Интеграция знаний - формирование целостного представления о родном крае и законах его развития через системное комплексное освоение явлений, происходящих в его природном и социокультурном контексте.
Единство содержания и методов - работа с детьми, которая находит свое отражение в структурном построении занятий.
Динамика преемственных связей - отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, учитывая при этом специфику изменения социального опыта детей дошкольного возраста.
Комплексность - содержание концентрируется в темах-комплексах "Моя Родина - Россия", "Родной город", "Символика города", "Личностное отношение к родному краю".
Способность детей старшего дошкольного возраста осознанно воспринимать события и явления общественной жизни родного края в наибольшей мере проявляется при особой, целенаправленной организации процесса обучения, которая стимулирует детей к проявлению любознательности, творчества, самостоятельности в усвоении знаний.
Повышению эффективности проведения занятий по ознакомлению с родным краем способствует соответствующий подбор методов обучения. Это связано с тем, что важно не только сообщить знания, но и сформировать у детей отношение к фактам, событиям, явлениям общественной жизни, происходящим в родном крае, создать условия для активного приобщения ребенка к социальной действительности, повысить личностную значимость всего происходящего. В процессе обучения уточняются знания, корректируются оценки и убеждения старших дошкольников, т. е. создается основа для формирования их мировоззрения.
Слайд 4
Методы, повышающие познавательную активность:
сравнение;
моделирование и конструирование;
экспериментирование и опыты.
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
игровые: воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации;
сюрпризные моменты;
юмор и шутка.
Методы обучения и развития творчества:
эмоциональная насыщенность окружения;
мотивирование детской деятельности;
исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);
прогнозирование (обобщенное умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее, будущее);
игровые приемы;
юмор, шутка;
детское экспериментирование;
проблемные ситуации и задачи;
вопросы, задаваемые детьми;
догадки, предположения.
Учитывая, что в этом возрасте ведущим видом деятельности является игра, мы использовали игровые приемы, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Большой интерес вызывали у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного края). В таких играх ребенок приобретал и совершенствовал знания об окружающем: об историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни.
Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче.
Основная работа проходила вне занятий. Информация, которую дети получают на занятиях, закреплялась во время бесед с детьми в дидактических играх и упражнениях.
Так, например, при планировании темы беседы "История возникновения города" кроме основных занятий можно включать следующие виды деятельности: составление с детьми карты города, рассматривание фотоальбома "Прошлое и настоящие города", творческое задание "Я - архитектор", "Самое современное здание в городе", слушание записи песни "Самотлорский вальс", проведение дидактических игр "Узнай, где я нахожусь?", "Почтальон". Так же оформление выставки рисунков "Мой любимый город". То есть одна и та же тема интегрируется в разных видах и формах занятий, а также в самостоятельной деятельности детей.
Формированию представлений детей о родном крае способствуют элементы театрально-художественной деятельности. Например, "Потерялся ребёнок", "Помоги иностранному туристу".
При закреплении знаний о городе, крае, полученных на занятиях и в повседневной жизни, можно использовать заключительное занятие в форме игры-конкурса "Мой родной город Нижневартовск" совместно с родителями.
При знакомстве дошкольников с историей родного края приходилось многое им рассказывать. От того, как это делалось, зависело, воспримет ли ребенок новые знания или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще.
Вследствие этого:
- По ходу рассказа мы использовали наглядный материал. Это были фотографии, слайды, различные схемы и др.
- Составляя рассказ, мы включали в него вопросы к детям. Это было необходимо, чтобы активизировать познавательную деятельность, внимание, вызвать интерес детей, учить их предполагать, рассуждать. В этом случае рассказ превращался из монолога в своеобразную беседу с детьми, что способствовало более успешному усвоению знаний.
- Рассказывая о каких-то исторических событиях, мы старались часто не употреблять даты, так как в дошкольном возрасте детям не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что излагаемые события проходили давно, мы употребляли выражения: "Это было очень-очень давно", "Это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими" и т.д.
- Мы старались, чтобы язык рассказа был очень простым. Если в рассказе встречались незнакомые детям слова, мы объясняли их значение, не перегружали рассказ сложными грамматическими конструкциями, так как дети лучше воспринимают речь, если предложения в рассказе простые, короткие.
- В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного края, мы рассказывали им о различных архитектурных сооружениях. При этом выделяли что-то главное, что отличает то или иное здание от других.
Усиливало эмоциональное воздействие занятий предложение детям пофантазировать: "К нам приехал гость, он никогда у нас не был. Что мы ему покажем, куда поведем?".
Одним из примечательных явлений нашей жизни является развитие в народе боевых и трудовых традиций. Традиция иллюстрирует то, что ценит народ и хочет передать последующим поколениям. Приобщая детей к традициям родного края, мы тем самым приобщаем их к его культуре. Как правило, традиции связаны с утверждением в народе отношения к труду и трудящимся, к героям, защищавшим страну от врагов. Это возложение цветов к памятникам, героям войны и труда. Дошкольники должны знать традиции родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...
Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А....
Викторина для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Люби и знай свой родной Мордовский край»
Данный материал можно использовать педагогам в работе с дошкольниками на занятиях с целью пробуждения интереса к истории родного края, воспитания любви к своей Малой Родине. Форма за...
Конспект КВН для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где?» из цикла «Мой родной город - Октябрьский»
Конспект занятия КВН для детей старшего дошкольного возраста "Что? Где?"...
Картотека развивающих и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование знаний о родном городе.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне ...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»
Технологическая карта занятия в старшей группе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Поможем зимующими птицам родного края»...