Картотека развивающих и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование знаний о родном городе.
картотека (старшая группа)

Васина Светлана Алексеевна

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, нам кажется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом. В своей работе мы опирались на дидактические игры, так как игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.   Ознакомление детей с родным городом начали с экскурсии-презентации по родному городу, где познакомили детей с достопримечательностями, памятниками и красивыми местами в городе. Составили картотеку игр, направленных на формирование знаний о родном городе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Картотека

РАЗВИВАЮЩИХ  И  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ.

                               

«Где находится памятник?»

  Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, активизировать в речи детей названия памятников города.

Материал: карта-схема города Зеленогорска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.

Ход игры:

Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно, получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.

                                                   «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления детей о достопримечательностях города Зеленогорска, их названий; развивать внимание, память, умение рассуждать и делать умозаключения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их. (Например: Это очень красивое здание находится рядом с карьером. У этого здания есть золотые купола и колокол. Его звон раздаётся на весь город (это храм)

Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Зеленогорске»

 Цели:

  • формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;
  • закрепить порядковый счет от 1 до 9;
  • развивать умение соотносить часть изображения с целым;
  • развивать связную речь и речь – доказательство;
  • развивать внимание, память;
  • воспитывать интерес к родному краю.

Материалы: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.

                                         

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.

Дидактическая игра «Дверная скважина».

Цели игры:

  • формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе;
  • развивать умение по деталям узнавать целое и называть его, развивать внимание, пространственную ориентировку у детей старшего дошкольного возраста;
  •  воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры.

Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.

Дидактическая игра «Времена года в городе»

Цели:

  • закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;
  • развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;
  • развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;
  • воспитывать интерес к природе родного города.

Ход игры:

Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам»

Цели:

  • формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.
  • развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
  • развивать речь-доказательство;
  • воспитывать интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например: в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Дидактическая игра «Что напутал художник»

Цели:

  • закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;
  • развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;
  • воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры:

На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра «Почини здание»

Цели:

  • формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;
  • развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь-доказательство;
  • воспитывать любознательность у дошкольников.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Дидактическая игра «Найди свой дом»

Цели:

  • сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Зеленогорске;
  • развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких;
  • развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство;
  • воспитывать у детей интерес к родному городу.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Игровое упражнение: «Зеленогорские загадки»

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о

достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию, активизировать словарь.

Ход игры:

Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.

Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»

Цель: закрепить знания о Зеленогорске, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

Примеры утверждений:

Город Зеленогорск больше, чем город Красноярск.

Река Кан течет вдоль улицы Ленина.

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;

закреплять знания о достопримечательностях Зеленогорска.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

«Кто подберет больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города Зеленогорска.

Ход игры:

Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Зеленогорск (красивый, маленький, уютный, любимый, зелёный), река Кан

(широкая, холодная, быстрая), улица Мира (длинная, широкая, красивая), Набережная осенью (разноцветная, жёлто-красная, осенняя) и т.д.

«Знатоки Зеленогорска»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о достопримечательностях города Зеленогорска, развивать зрительно-конструктивную деятельность, умение определять и называть местонахождение памятника на карте.

 Материал: разрезные картинки с видами города Зеленогорска, фишки.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать достопримечательность города и рассказать о ней. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.

Речевые упражнения

  1.  «Кто подберет больше слов»
  2. «Все ли верно? Докажи»
  3. «Так бывает»
  4. «Времена года в городе»

Цели:

  • обогащение и активизация словаря по теме «Мой любимый город»;
  • практическое употребление согласования существительных с прилагательными в роде и числе;
  • закрепление умения у детей строить сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»;
  • формирование мыслительной деятельности на основе упражнений в сравнении и сопоставлении.

Лото «Подбери картинку»

Цели игры: 

  •  закрепить представления детей о достопримечательностях города Зеленогорска, их названий, названий улиц;
  •  развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
  •  развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить место здания на карточке среди нескольких; воспитывать интерес к родному городу.
  •  воспитывать интерес к родному городу.

                                                             Ход:

Каждый игрок берёт себе по одной большой карте. По изображённому зданию отгадывает название улицы и подбирает маленькие карточки с изображением зданий или достопримечательностей, располагающихся на этой улице. Выигрывает тот, кто первым правильно подберёт и закроет все окошечки на большой карте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное общение детей старшего дошкольного возраста с целью передачи информации о родном городе, крае друг другу»

Содержание и методика патриотического воспитания старших дошкольников на основе ознакомления с достопримечательностями родного края....

Картотека развивающих игр на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на обогащение словарного запаса

   Данные лексические игры и упражнения,при регулярном применении помогут активизировать словарь детей, помогут развить внимание к слову, окажут положительное влияние на формирование ...

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства....

Игры для детей старшего дошкольного возраста направленные на формирование фонематического восприятия

Несформированность фонематических процессов в дошкольном возрасте  может привести к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи  у детей шко...

Конспект КВН для детей старшего дошкольного возраста «Что? Где?» из цикла «Мой родной город - Октябрьский»

Конспект занятия КВН для детей старшего дошкольного возраста "Что? Где?"...

Картотека конспектов непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности

Начинать формировать функциональную грамотность следует с дошкольного возраста, т.к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов способствующих активному участию ребёнка во всех ви...