Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе
консультация на тему

Чичерина Ирина Дмитриевна

Доклад был подготовлен для педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_pedsovet.doc36.5 КБ
Файл svyaznaya_rech.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе».

Связная речь начинает развиваться у детей только после 3 лет. Именно тогда у ребенка появляется необходимость в передаче другим людям собственных мыслей в связи с ростом его самостоятельности. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе  более сложной игры постепенно формируется регулирующая функция речи. К этому возрасту ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими формами языка. Смысловые связи между отдельными предложениями в таких "рассказах" выражены слабо или полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

(Слайд 2) Рассказы подразделяются на фактические и творческие. (Слайд 3) Фактические рассказы передают реальные события, что делается на основе их непосредственного восприятия или по памяти. Для творческих – характерно активное участие творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может быть дополнен деталями, которых в действительности не было. (Слайд 4) По форме рассказы могут быть описательными (простое описание реальных или изображенных на картинке предметов, растений, животных) и сюжетными (есть завязка, развитие, доходящее до кульминации, и развязка действия; события передаются в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей).

(Слайд 5) Методика развития связной речи

  1. (Слайд 6) Пересказ литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской и других.

Беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. (Слайд 7) Также методическими приемами пересказа являются: составление плана пересказа, вспомогательные вопросы, оценка пересказов, пересказывание от лица главного героя. Так, например, в старшей группе дети пересказывают русские народные сказки; рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Е. Чарушина  и др.

(Слайд 8) Обучение рассказыванию

Средством обучения связной речи является рассказывание детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, О. С. Ушаковой и других выделены следующие приемы.

  1. Совместное рассказывание (построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает);
  2. Образец рассказа;
  3. Частичный образец используется как разновидность образца рассказа – начало или конец рассказа;
  4. План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность;
  5. Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию;
  6. Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. (Слайд 9)

(Слайд 10) Рассказывание по игрушкам

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться.

Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Более поздние исследования и методические разработки А. М. Бородич и Э. П. Коротковой.

(Слайд 11) Описание натуральных предметов

Большое значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы, орудия труда. Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

На других занятиях, а также на прогулках дети могут познакомиться с составлением рассказов-этюдов – небольших образных описаний особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства.

(Слайд 12) Рассказывание по картине

  1. В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними.

Сюжетные картины – предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

(Слайд 13) Одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине, являются рассматривание и беседа по ее содержанию.

Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.

(Слайд 14) Таким образом, приемы развития связной речи дошкольников многообразны. Методика их использования изменяется на разных возрастных этапах, а также зависит от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности, полноты и оснащенности предметно-развивающей среды.

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе Презентацию разработала воспитатель 6-ой группы Чичерина Ирина Дмитриевна

Слайд 3

Рассказы Творческие Фактические Описательные Сюжетные

Слайд 4

передают реальные события п ередают вымышленные события Детские рассказы фактические творческие

Слайд 5

простое описание реальных или изображенных на картинке предметов, растений, животных есть завязка, развитие, доходящее до кульминации, и развязка действия; события передаются в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей Детские рассказы описательные сюжетные

Слайд 6

Методика развития связной речи Пересказ литературных произведений Обучение рассказыванию Рассказывание по игрушкам Описание натуральных предметов

Слайд 7

- это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Пересказ Известные методики Е.И.Тихеевой , А.М.Леушиной , Л.А.Пеньевской и др.

Слайд 8

Методические приемы: составление плана пересказа, вспомогательные вопросы, оценка пересказов, пересказывание от лица главного героя. Пересказ

Слайд 9

Совместное рассказывание (построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает); Образец рассказа; Частичный образец ( начало или конец рассказа); Методические приемы обучения рассказыванию План рассказа ( 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность); Коллективное составление рассказа ( на первых этапах обучения рассказыванию); Моделирование ( в старшей и подготовительной группах).

Слайд 11

Обучение рассказыванию Методические труды : Е . И. Тихеевой, Е . А. Флериной , О . С. Ушаковой.

Слайд 12

Н епосредственное восприятие игрушки Развитие мышления и воображения Закрепление и активизация словаря, источник новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Рассказывание по игрушкам Методические разработки Е.И . Тихеевой, А.М. Бородич , Э.П. Коротковой .

Слайд 14

О бъекты природы, орудия труда. Составление рассказов-этюдов – небольших образных описаний особенно выразительных объектов и явлений природы, произведений прикладного искусства. Описание натуральных предметов Рассказывая, ребенок тут же объясняет назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним.

Слайд 15

Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними. Рассказывание по картине Сюжетные картины – предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Слайд 16

Р ассматривание картины Б еседа по ее содержанию Рассказывание по картине По мнению Е.И . Тихеевой, осуществляется тройная цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения, развитие речи ребенка.

Слайд 18

Вывод Таким образом, приемы развития связной речи дошкольников многообразны. Методика их использования изменяется на разных возрастных этапах, а также зависит от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности , полноты и оснащенности предметно-развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе (из опыта работы)

        В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее...

Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.

quot;Развитие связной речи  определяет уровень  речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский,Н.И. Жинкин,А.А. Леонтьев)...

«Использование в обучении связной речи детей 5-6 лет приёмов мнемотехники». Методическая разработка.

На протяжении дошкольного возраста в связи  с усложнением деятельности детей и их передвижении в общем умственном развитии внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Очень важн...

использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе

Связная речь-смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание....

Приемы развития связной речи, посредством использования игрового пособия "Экологический дом"

      Огромная ответственность за формирование связной речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения де...