«Использование в обучении связной речи детей 5-6 лет приёмов мнемотехники». Методическая разработка.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Ярославской области
Государственное учреждение Ярославской области
«Центр оценки и контроля качества образования»
Тема: «Использование в обучении связной речи детей 5-6 лет приёмов мнемотехники».
Методическая разработка
Галкина Татьяна Васильевна
воспитатель дошкольного
отделения
МОУ Большесельской
средней общеобразовательной
школы с. Большое Село
Ярославль, 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 Мнемотехника.……………………………………………………………………………
1.1. Факторы, облегчающие процесс становления связной речи………………
1.2. Что такое мнемотехника. …………………………………………………… 4-5
ГЛАВА 2.
Мнемотехника в обучении детей связной речи. ………………………………………
2.1.Цели и задачи в использования технологии мнемотехника обучении детей………………….. …………………………………………………………………… 6
2.2. Методология ………………………………………………………………….. 7
2.3.Работа с мнемотаблицами ………………………………………………….. . 8-10
2.4. Этапы работы на занятии по мнемотаблицам …………………………….. 10-11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………… 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………… 13
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………… 14
2
ВВЕДЕНИЕ.
Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
К. Д. Ушинский.
Подготовительная группа дошкольного обучения – это образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников. Образовательная программа дошкольной группы определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Из ряда сформированных задач, одной из важнейших является: продолжение совершенствования всех сторон речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространённой формой ответа, в зависимости от характера заданного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовит детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа речи.
Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка, залогом его успешного обучения в школе. (2)
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Чтобы достигнуть высоких результатов, было решено использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Была поставлена задача - научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. (3)
Большое место занимает использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста и в настоящее время становится всё больше актуальным.
3
ГЛАВА 1.
МНЕМОТЕХНИКА.
1.1.Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др. –наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы , их характерные признаки, производимые с ним действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К.Д. Ушинский писал: « Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». При обучении детей, вполне обоснованно использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. (7)
При работе с детьми было замечено, что они без радости включаются в развивающую деятельность. У детей слабо развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Дети не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Ребёнок сосредоточен, пока интерес не угасает. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижении в общем умственном развитии внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.
Поэтому взяв за основу мнение великих педагогов, пользуясь известным опытом передовых воспитателей, а также изучив литературу по интересующей меня теме, мы в своей работе используем приёмы мнемотехники (мнемоники).
1.2. Что такое мнемотехника.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информации, которая традиционно считается не запоминаемой.
4
Современный энциклопедический словарь даёт следующие определения мнемотехники:
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. (8)
МНЕМОТЕХНИКА – 1)то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имён). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.
Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику. (8)
МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
На основании анализа научной литературы мы выделяем следующие подходы в работе технологией мнемотехника: (8)
Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;
Личностный – с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка;
Деятельностный – развитие ребёнка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.
Культорологический – ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный – ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический – образоваительная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект – субъективное взаимодействие с детьми.
Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:
1.Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребёнка;
2.Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования
Выделяют шесть направлений мнемотехники:
народная мнемотехника (собственная система запоминания, не имеющая научного обоснования, например, запоминание исторических дат, адресов, телефонов);
классическая (запоминание информации, предварительно преобразовав её в зрительные образы);
педагогическая (многократное чтение, повторение, переписывание изучаемого и, создание вспомогательного материала);
цирковая (эстрадная), спортивная (кодирование информации в жесты, мимику, интонацию голоса и т.д., отгадывание чисел и др.);
современная мнемотехника (имеет в наличии теоретическую базу и приспособлена к запоминанию точной информации).
5
ГЛАВА 2.
Мнемотехника в обучении детей связной речи.
2.1. Цели и задачи использования технологии мнемотехника в обучении детей.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель работы: Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств его инструкции;
4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
6.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями
детей.
Что даёт мнемотехника:
-возможность накапливать огромное количество информации;
-колоссальную экономию времени при запоминании;
-возможность быстрого обучения;
-мощное развитие мышления и внимания;
-эффективную гимнастику для мозга.
Таким образом, мы выработали систему работы по теме: «Применение мнемотехники при развитии связной речи дошкольников», которую успешно используем в своей практике, для того, чтобы максимально постараться развить связную речь детей при подготовке к школе.(5)
6
2.2. Методология.
При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б.Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
В дошкольной педагогике инструментов познания довольно много, одним из них может стать модель.
В педагогике и психологии под «МОДЕЛЬЮ» понимается как система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.
В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-техническими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефиенкова Л.Н. – схемой составления рассказа.
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов, планы и условные обозначения, используемые в них.
Дошкольник лишён возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. (4)
В дидактике выделены три вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. (Приложение 1).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. (Приложение 2).
3. Графические модели – обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). (Приложение 3).
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть в структуре аналогичной изучаемому объекту;
б) ярко, и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно. (6)
7
2.3. Работа с мнемотаблицами.
ОСОБЕННОСТЬ МЕТОДИКИ– применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных)- ёлка.
ИДЕЯ: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы ребёнок воспроизводит полученную информацию. (1)
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам. (Приложение 4).
Обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которым очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. Например, нашим не читающим детям очень тяжело воспринимать произведение без иллюстраций. В воображении соединяем несколько зрительных образов, и мозг фиксирует эту взаимосвязь. А в дальнейшем, при упоминании одного из этих образов мозг воспроизводит все ранее связанные между собой образы. Для таких целей и служат мнемотаблицы.
МНЕМОТАБЛИЦА – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме
Таблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монолога, помогают детям выстраивать рассказ, его последовательность, лексико-грамматическую наполняемость. (Приложение 5).
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности. Любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы помогают решить следующие задачи:
-развитие связной речи у детей;
-обогащение словарного запаса;
-при обучении составлению рассказов;
-пересказах художественной литературы;
-отгадывание и загадывание загадок;
-помогают при заучивании стихов.
Приём мнемотехники применим ко всем содержательным и ярким повествованиям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение легко проиллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить любой текст. (3)
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком!
8
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы. (Приложение 6)
Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребёнок будет учить наизусть. Затем ещё раз читает стихотворением с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребёнку, объясняя их значение в доступной для ребёнка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребёнок повторяет её с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребёнок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
В разработке таблиц для составления описательных рассказов нам помогли мнемотаблицы из книги «Учимся по сказке» Т.В. Большевой и схемы-модели из книги «Весёлые встречи» Л.Е. Белоусовой, способствующие лучшему запоминанию. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Описательный рассказ - это наиболее трудный вид монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание-это анализ. Что ребёнку очень трудно. Здесь важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета. (Приложение 7).
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Методика обучения пересказа:
-чтение рассказа;
-рассматривание мнемотаблицы;
-чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов широко используется мнемотехника. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. На следующем этапе дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. Таким образом осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка со взрослым. Если на начальном этапе работы используются готовые схемы, то на следующем- коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то есть здесь педагог выступает как равноправный партнёр, который незаметно помогает ребёнку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаются и придумываются вместе, сообща.
9
Предложение придумать сказку или рассказ дети обычно встречают радостно. Чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы. С их использование дети составляют сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребёнка, его понимание окружающей жизни.
Надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Часто первые рассказы по моделям получаются схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Методика обучения творческому рассказыванию:
1) рассматривание символов-сигналов и называние: кто или что это может быть;
2) рассматривание схемы, соединения символов в сюжет;
3) придумывание сказки, сохраняя последовательность действий в содержании, умение придумать название сказки и её окончание. (2)
2.4. Этапы работы на занятии по мнемотаблицам.
Работа на занятиях проходит в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Пересказ сказки или рассказа по заданной теме с опорой на символы.
Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):
-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
- выбор педагогом приёмов, пр помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия детям следует помогать вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто ещё знает об этом что-нибудь интересное?» В занятия включаются различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.. (5)
Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется последующим принципам:
Принцип интеграции – целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
I.Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
II.Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
III.Интеграция детской деятельности.
IV. Комплексно-тематический принцип:
V.Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события»,
«реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
10
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаём разнообразные дидактические игры. Продумывая модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета, раскрыть существенное в объекте, замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Параллельно с этой работой используются речевые, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Собирая картинки с различными изображениями, ребёнку предлагается разложить картинки по группам и объяснить, по какому признаку они формированы. Таким образом развивается не только память, но и логическое мышление. Далее, когда ребёнок безошибочно называет все картинки и собирает их в группы, подписываю названия предметов печатными буквами. В итоге, у нас получается пособие, которое поможет в обучении чтению. Запоминая положения букв и зная название предмета, ребёнок учится читать, играя, без особых усилий.
В школе педагог продолжит усложнять задания, развивая уже полученные навыки и добавляя новые. Умение планировать и группировать информацию станет хорошим подспорьем для первоклассника. (6)
Применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности. (продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.). В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию, актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
-добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять внутренний план умственных действий речевого высказывания;
-формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимание, память, мышление.
Следовательно, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. Работая над таблицей, у него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда.
Рассказывание и разучивание стало для детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики».
Так систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников даёт свои результаты.
-словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.
-ребята активнее стали работать на занятиях. У них улучшились наблюдательность, внимание, память, усидчивость, творческое воображение, логическое и образное мышление.
-дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
-речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
-появился интерес к заучиванию стихов.
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Проведение занятий с использованием мнемотехники требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Чем раньше дети научатся рассказывать или пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
12
Список литературы:
1. Белоусова Л.Е. «Весёлые встречи» - СПб.: Детсво-Пресс,2004.
2. Большева «Учимся по сказке»-СПб.: Детство-Пресс,2005,189с Л.Н.
3. Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» - 2-е изд.,испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2004.-168с.
4. Ефименкова Л.Н. «Формирование связной речи у дошкольников», 1985.
5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - СПб.: Детство-Пресс,2009.-64с.
6. Пятница Т.В. «Логопедия в таблицах и схемах» - Минск: аверсэв,2006.
7. Ткаченко Т.А. – журнал «Дошкольное воспитание» № 10,1990.
8. Современный Энциклопедический словарь- Изд. «Большая Российская Энциклопедия»,1997г.
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе (из опыта работы)
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее...
Мнемотехника как приём в обучении связной речи детей дошкольного возраста.
Мнемотехника как приём в обучении связанной речи детей старшего дошкольного возраста....
Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности
Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...
Использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе
Доклад был подготовлен для педсовета....
Статья . Использование фланелеграфа и картинного материала на этапах обучения связной речи детей с фонетическим недоразвитием речи на логопедических подгрупповых занятиях. (автор: учитель-логопед ГБДОУ№87 Фрунзенского р-на СПб А. Д. Луковникова)
Формирование связной речи детей с ФНР осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных ...
использование приемов обучения связной речи в педагогическом процессе
Связная речь-смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание....
«Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники »
Актуальность темы:"Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету....