Методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста (материалы педагогического совета)
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста (материалы педагогического совета)
Описание предметов:
1.Прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда воспитатель, а вслед за ним ребенок составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.
Например:
Воспитатель | Ребенок |
2. Коллективное составление описания одного предмета или объекта детьми (по «цепочке»), каждый дает характеристику по 1–3 признакам (микротемам) или подсказывает подходящие по смыслу слова или словосочетания
3.Игровые приемы работы, предусматривающие закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обучения описанию.
Прием описания предметов без их называния был использован нами в процессе игры «Маша заблудилась», в ходе которой используется несколько кукол (4–5) одинаковой величины, но различающихся цветом волос, глаз, прической, одеждой. Мы рассмотрели кукол, описали одну из них – куклу Машу. Затем делается объяснение игрового действия. «Девочки идут в лес за грибами (куклы передвигаются педагогом за ширму) и через некоторое время возвращаются обратно, кроме одной. Девочка Маша заблудилась в лесу. На поиски Маши отправляется один из игровых персонажей (например, Буратино), но он не знает, как выглядит Маша, во что она одета, с чем она пошла в лес (с корзиной, с кузовком)». Дети дают описание куклы Маши по памяти. Вначале дается коллективное описание, а затем его повторяет один из детей. Например: «У Маши волосы черного цвета, заплетены в косы. На голове у нее красивая косынка. У Маши голубые глаза, румяные щеки. Она одета в белую кофту и синий сарафан. На ногах у нее коричневые сапожки. В руке у Маши корзиночка». В игровые действия вводятся лесные обитатели (ежик, заяц). Буратино спрашивает, не встретили ли они девочку, и повторяет ее описание. Педагог направляет вопросы ребенка, исполняющего роль Буратино («Спроси у ежика, где он встретил Машу?», «Что она делала?», «У какого дерева она сидела?» и т.д.).
Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и подключаются элементы собственного творчества и высказываний детей.
4. Описание предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем). Дети с помощью наглядности усваивают определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь — кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости от особенностей предметов той или иной группы. В качестве примера приведем план развернутого описания предметов из группы «Овощи — фрукты»:
1. Определение (называние) предмета.
2. Отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.
3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.
Пересказ художественного текста
В структуру занятий входит:
1. Организационная часть с включением вводных, подготовительных упражнений;
2.Чтение и разбор текста детьми;
3.Упражнения на усвоение и закрепление языкового материала;
4.Анализ детских рассказов.
1. Целью подготовительных упражнений является организация внимания детей, подготовка их к восприятию текста (например, отгадывание загадок о персонажах будущего рассказа; активизация лексического материала по теме произведения – уточнение значения отдельных слов и словосочетаний и др.).
2. Разбор содержания текста целесообразно проводить в вопросно-ответной форме, причем вопросы составить так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования. Кроме того, из текста выделяются и воспроизводятся детьми слова – определения, сравнительные конструкции, служащие для характеристики предметов и героев. Воспроизведение детьми слов и словосочетаний, обозначающих действия, значительно облегчает им последующее составление пересказа.
Используемые приемы:
- Опора на иллюстративный материал и словесную помощь педагога.
- Прием «мыслительного вхождения в описанную ситуацию», когда ребенок представляет себя на месте какого-нибудь из героев рассказа, причем не только живых объектов, но и неживых предметов.
- Методика моделирования сюжета с помощью условной наглядной схемы.
Для ее выполнения целесообразно разместить на штативе блоки-квадраты, изображающие отдельные фрагменты рассказа. При моделировании сюжетного содержания блоки последовательно заполняются условными силуэтными изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому фрагменту эпизода. Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания.
- Задания на выявление понимания нарушения целостности структуры текста при опускании начала (середины, концовки) рассказа и умения придумывать содержание начала, главной части, конца рассказа (детям читается рассказ, в котором опускается та или иная структурная часть.
Составление рассказа по картине
- Определение состава картины
-«Подзорная труба»
-«Охота за подробностями», «Кто самый внимательный»
2. Установление взаимосвязи на картине
-пришел волшебник «Объединяй» (объединил два вот эти два объекта - Почему?)
-«Ищу друзей» - найти объекты связанные между собой по расположению
-«Ищу недругов» - найти объект, которые между собой не дружат
3. Восприятие объекта через разные органы чувств
- «пришел волшебник «Я нюхаю», «Я чувствую», «Я слышу» т.д. Начинать речевую зарисовку дети должны с определенных слов «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…»
-прием вхождения в картину
4. Преобразование объектов во времени
-прием перемещения – «Машина времени»
Объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом классификационной группы. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования.
5. Рассказ от имени изображенных предметов, героев и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация предназначена для воспитателей ДОУ....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность мнемотехники: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт; Ребён...
Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...
Деловая игра для педагогов. Эффективные приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Обобщение материала по применению различных методов и приемов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников...
Формы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Выступление для воспитателей из опыта работы...
Методы и приемы развития активной речи детей дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной проблеме применения методов и приемов развития активной речи детей дошкольного возраста. В настоящей статье автор рассматривает применение разных групп методов и приемов в ...
Эффективные формы, методы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Общение со студентами, молодыми педагогами и родителями...