Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
"Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»
(Л.С. Выготский,
Н.И. Жинкин,
А.А. Леонтьев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_i_soderzhanie_obucheniya_svyaznoy_rechi.odp | 1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев) Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности.
Задачи обучения связной речи
Связная речь Диалогическая (направлена на формирование умений, необходимых для общения.) Монологическая (связная речь одного лица, цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.)
Диалогические умения Собственно речевые умения Умения речевого этикета (обращение, просьба, знакомство, приветствие и др. ) Умение общаться в паре, группе, в коллективе . Умение общаться для планирования совместных действий. Неречевые умения-уместное использование мимики, жестов . вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно в нормальном темпе
Требования к диалогической речи в группах старшего дошкольного возраста: 1.Учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по-разному; 2. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника; 3. Закреплять умение формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, исправлять собеседника; 4. Продолжать формировать культуру общения (называть взрослых по имени и отечеству, на «вы», не вмешиваться в разговор взрослых и др.); 5. Поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка (книги, кино, игры).
Признаки связного монологического высказывания. Целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли) Структурное оформление (начало, середина, конец) Связность (логические связи между предложениями и частями монолога) Объем высказывания Плавность (отсутствие длинных пауз в процессе рассказывания).
Монологические умения Понимать и осмысливать тему, определять ее границы Отбирать необходимый материал для своих рассказов Строить речь преднамеренно и произвольно Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания Располагать материал в нужной последовательности
Типы монологов Описание Повествование Рассуждение Контаминация По функции (назначению) По источнику высказывания По ведущему психическому процессу Творческие рассказы Из опыта По картине По игрушкам и предметам По воображению По памяти По восприятию
Требования к монологической речи в группах старшего дошкольного возраста: 1. Связно, последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. 2. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. 3. Давать более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, составлять рассказы из опыта. 4. Сроить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. 5. Анализировать и оценивать рассказы самостоятельно с точки зрения их содержания, структуры, связности.
Приёмы обучения рассказыванию
Приёмы обучения рассказыванию. Составление рассказа подгруппами Совместное рассказывание Образец рассказа Коллективное составление рассказа Анализ образца рассказа Моделирование Коллективное обсуждение Составление рассказа по частям Оценка План рассказа
Список используемой литературы: М.М.Алексеева В.И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Издательский центр «Академия», 1997г. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа/ В.Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 112 c. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа/ В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию
Обобщение педагогического опыта работы.Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию Основные задачи по р...
Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...
Наглядное моделирование, как приём развития связной речи дошкольника (обучение рассказыванию).
В данной статье рассматриваются вопросы использования современных технологий (моделирования и скрайбинга) в речевом развитии детей....
Конспект занятия по развитию связной речи через обучения рассказыванию по картинкам
развивать связную монологическую речь; помочь детям понять замысел сказки; сформулировать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям; учить понимать тему и содержание сказки; учить отбирать...
Лебедева И.Н."Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине" Учебно-методическое пособие.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВОбучение рассказыванию по картинеУчебно-методическое пособиеРекомендовано к использованию в образовательных учрежденияхРегиональным экспертным советом Комитета по обр...
Доклад для воспитателей "Задачи и содержание обучения связной речи"
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, н...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Обучение рассказыванию по картине
Учебно-методическое пособие...