Проект по адаптации "Здравствуй, Детский сад!"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативно-правовое и программное обеспечение
- Конвенция о правах ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
- ФЗ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Семейный кодекс РФ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ;
- Программа развития ДОУ;
- Основная образовательная программа ДОУ;
- ФГОС дошкольного образования.
Разработчики проекта Трифонова О.В., заведующий МАДОУ;
Белобородова Ю.Г., зам. заведующего МАДОУ;
Ольховик А.В., педагог-психолог.
Контактная информация Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №46
Адрес: пер. Трамвайный, д. 52
Тел/факс: 64-20-33
e-mail:kldmadou_46@mail.ru
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Область интеграции «Коммуникация», «Познание», «Здоровье».
Вид проекта Творческо-обучающий
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный
Актуальность
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка. Эти реакции зависят от его психофизиологических и личностных особенностей, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду, а так же наличием нарушений ЦНС. Как правило, детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в адаптации к дошкольному учреждению. У таких детей чаще проявляется беспокойство, страх и депрессивные реакции. В детском саду у них могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм.
Принимая детей в детский сад, с каждым ребенком проводится комплекс мероприятий, которые направлены на создание оптимальных условий для успешной адаптации детей.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей с ОВЗ. В результате осуществления нашего проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели группы, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Цель проекта Создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей дошкольного возраста в процессе адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи проекта
1. Снизить уровень тревожности детей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучать родителей практическим приемам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо-эмоциональному развитию каждого ребенка.
5. Способствовать профессиональному росту педагогов.
Участники проекта Администрация, специалисты: психологи, дефектолог групп; воспитатели, родители, воспитанники групп.
Продолжительность проекта
Август – Ноябрь
Обеспечение
Методическая литература:
1. Баряева Программа для детей с задержкой психического развития
2.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
3.Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002
5.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 24 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2006.
7. Сенсорная комната: аннотации и методические рекомендации по использованию. СПБ, Альма, 2007.
8. Сухой бассейн. Методика проведения занятий и упражнений: пособие для педагогов, психологов и родителей/ под ред. Баряевой, СПб, 2008
9. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., Владос, 2009
10. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница», М., Инт, 2010
11. Якимова Т.М. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Сборник под ред. Нищевой Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
12. Неволина Н.Н. Сенсомоторное развитие детей 5-7 лет с ОНР на познавательных занятиях через полифункциональное оборудование.
Материально-техническое оборудование:
Пособия, обеспечивающие решение задач проекта:
- адаптационная сенсорная юбка;
- световой модуль для рисования песком;
- колесо спецэффектов;
- сухой бассейн с шариками;
- увлажнитель воздуха;
- аппарат ЭФО;
- художественная литература;
- дидактические игры;
- аппаратура для видеосъемки;
- музыкальное обеспечение:
А.Вивальди «Весна», «Зима», «Концерт №4»; Бах «Сюита №3», «Концерт №3» , Шуберт «Симфония №8», «Аве Мария»; Бетховен «Лунная соната», «Соната до минор»; М.Дунаевский, В.Лебедев-Кумач «Сон приходит на порог»
База Группы, кабинет психолога, сенсорная комната.
Ожидаемые результаты
Воспитанник:
- Благоприятный адаптационный период вновь прибывших детей.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
Родитель:
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей в период адаптации.
- Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Педагог:
- Повышение профессиональной компетентность через аналитическую деятельность по теме проекта;
- Обогащение предметно-пространственной среды ДОУ (выпуск буклетов, брошюр, памяток, оформление стенда);
- Обогащение и распространение педагогического опыта.
Мероприятия по реализации проекта «Здравствуй, детский сад!»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационный | |||
1. | Экскурсия родителей по ДОУ | Август | Зам. зав. по ВМР Белобородова Ю.Г. |
2. | Заключение договора с родителями, утверждение режима посещения занятий. | Заведующий МАДОУ №46 Трифонова О.В. | |
3. | Сбор анамнестических данных | Педагог-психолог Ольховик А.В. | |
4. | Знакомство с родителями | Педагог-психолог Ольховик А.В. | |
5. | Пополнение материальной базы проектной деятельности (памятки, методические рекомендации, развивающая среда). | педагоги | |
Основной | |||
Работа с детьми | |||
1. | Знакомство детей с игровыми площадками. Совместные прогулки родителей с детьми. | Август | Воспитатель |
2. | Знакомство детей с группой. Режимные моменты | Август | Воспитатель |
3. | Наблюдение за детьми, заполнение адаптационных листов. | Август- ноябрь | Педагог-психолог, воспитатели групп. |
4. | Игровые занятия в группе, сенсорной комнате. | Август-ноябрь | Все педагоги, задействованные в проекте |
5. | Знакомство детей с адаптационной сенсорной юбкой, дидактическими пособиями в группе, темной сенсорной комнате: - дидактические пособия и материалы: куклы, кубики, пирамидки, бусы, «чудесный мешочек», коробка форм, «обонятельные мешочки», «прищепки», парные картинки, цветовые фоны, неваляшка, матрешка, юла, мягкий конструктор, клубочки, деревянные вкладыши, шнуровки, посуда, муляжи фрукты и овощи, мягкие игрушки. «Театр эмоций»; «Маски эмоций»; «Театр настроения»; «Зоопарк эмоций»; «Психологические этюды» | В течение проекта | Все педагоги, задействованные в проекте |
Работа с родителями: | |||
1. | Анкета знакомства с семьей. Анкета «Адаптация ребенка» | Август | Педагог-психолог Ольховик А.В |
2. | Индивидуальное консультирование. | ||
3. | Стендовые консультации: 1. «Адаптационный период в детском саду». 2. «Психологические особенности детей с ОВЗ в период адаптации» 3. «» | Август Сентябрь Октябрь | Педагог-психолог Ольховик А.В. |
4. | Буклеты «Как подготовить ребенка с ОВЗ к детскому саду» | Педагог-психолог Ольховик А.В | |
5. | Адаптационные встречи с детьми и их родителями: 1. «Давайте познакомимся» 2. «Мы умеем делать сами» 3. «Я люблю свою лошадку» 4. «Мой веселый звонкий мяч» | Сентябрь | Педагог-психолог Ольховик А.В |
6. | Родительский клуб «Содружество». Круглый стол | Ноябрь | Педагог-психолог Ольховик А.В |
Работа с педагогами | |||
1. | Организация адаптационного периода в ДОУ | Август | Педагог-психолог Ольховик А.В |
2. | Консультации на группы: 1. «Успешная адаптация. Как ее измерить?» 2. «Психологические особенности детей в период адаптации» 3. «Игры в период адаптации» | Август Сентябрь Октябрь | Педагог-психолог Ольховик А.В |
3. | Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; | В течение проекта | Зам. зав. по ВМР Белобородова Ю.Г. Педагог-психолог Ольховик А.В. |
Пополнение предметно-развивающего пространства проектирования | |||
- Подборка литературы; - Изготовление «Адаптационной сенсорной юбки»; - Изготовление буклетов и памяток для родителей; | В течение проекта | Заведующий МАДОУ Трифонова О.В. Педагог-психолог Ольховик А.В. | |
Итоговый | |||
1. | Анализ адаптационного периода | Ноябрь | Все педагоги, задействованные в проекте |
2. | Выпуск методических рекомендаций для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад» | Ноябрь | Все педагоги, задействованные в проекте |
3. | Обобщение опыта работы. | Ноябрь | Все педагоги, задействованные в проекте |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №46
Проект
по адаптации детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста
к условиям детского сада
«Здравствуй, Детский сад!»
г. Калининград
2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
Педагогический проект Городской фестиваль детских и детско-родительских творческих проектов «Мой любимый город Мурманск». Номинация Фестиваля: «Я люблю тебя мой город! Твои улочки, дома…»
Повышение эффективности детско-родительских отношений и самооценки вклада родителей в воспитание и обучение ребенка; в увлекательной форме познакомить детей дошкольного возраста с малой родиной – райо...
Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...
Детский проект "Чудо Завитки" (детский квиллинг)
Не секрет, что мышление, речь и логика малыша напрямую зависит от мелкой моторики. И именно мелкую моторику рук позволяет развить занятия квиллингом. Оригинальный и необычный вид рукоде...
Проект "Что такое детский сад? Почему дети любят свой детский сад" (с детьми адаптационных групп)
В проекте используются элементы куклотерапии в процессе адаптации детей к детскому саду на групповых и индивидуальных занятиях....
Методическая разработка «Проект к юбилею детского сада «С днём рождения, наш любимый детский сад!»»
Данный проект способствует расширению знаний детей о жизни детского сада, его сотрудникам; развитие чувства взаимопомощи, дружелюбия у детей, диалогической формы речи; воспитанию у дет...
Детский исследовательский проект «Наш любимый детский сад»
Участники проекта: дети подготовительной к школе, родители воспитанников, воспитатели Сроки реализации проекта: 2 недели (24.09.19 г. – 05.10.19 г.) Актуальность: Формирование чувства ...