Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
проект (младшая группа) на тему
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих, не торопитесь с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Бесспорно, родители лучше всех других знают и любят своего ребенка. Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых родителей нет достаточно глубоко представления о жизни ребенка в детском саду о созданных там условиях воспитания и обучение. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привык к определенному режиму, к способу кормления, укладывании, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Актуальность: От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом успешного течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского муниципального района № 23 «Ромашка»
Информационный проект
«Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Срок реализации 01.09.2015 г.- 01.12.2015 г
Автор проекта:
Назаркина Марина Витальевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
с. Тарасовка 2015 г.
- Проблема, на решение которой направлен проект
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского слова «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, физиологическом.
Приспособление организма детей проходит в следующих направлениях:
- к новым условиям социального существования,
- к новому режиму сопровождается изменениями:
- поведенческих реакций ребенка,
- расстройством сна,
- аппетита.
Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
В связи с этим, в работе воспитателя необходимо определить основные критерии для наблюдения за ребенком в период адаптации:
- эмоциональное состояние;
- поведение ребенка в момент расставания и встречи родных;
- особенности аппетита;
- особенности периода засыпания и сна;
- отношение к предметному миру и игрушкам;
- речевая активность;
- двигательная активность;
- общее состояние организма;
- взаимодействие со взрослыми;
- взаимодействие со сверстниками.
У детей дошкольного возраста тяжесть адаптации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реакций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям детского сада являются:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
- наличие у ребенка своеобразных привычек,
- неумение занять себя игрушкой,
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослыми необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является работа с родителями, вовлечение семьи в процесс адаптации детей в ДОУ. Именно в тесном сотрудничестве с родителями, возможно, создать необходимые условия для благоприятного развития ребенка. В период адаптации активно используются разные виды консультаций для родителей. Их целью является:
- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
- решение проблем адаптационного периода;
- создание комфортных «домашних» условий пребывания в детском саду;
- личностное развитие детей раннего возраста;
- создание дома режима приближенного к детскому саду.
2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому. Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка. Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками.
Цель проекта – социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
Задачи проекта
- Изучить готовность детей к поступлению в детский сад и по её анализу прогнозирование степени адаптации детей к ДОУ.
- Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации.
- Поддерживать положительное эмоциональное состояние всей группы детей и каждого ребёнка.
- Сохранение аппетита, хорошего сна.
- Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье.
- Создание оптимальных условий для развития ребенка.
- Определение индивидуального плана педагогического сопровождения ребенка в период адаптации.
- Освоить педагогами игровой технологией организации воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста.
- Установить контакт с родителями, повысить их педагогическую компетентность.
Критериями, измеряющими результат можно назвать спокойную и быструю адаптацию детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и раннюю социализацию детей в группе.
Положительный эффект при реализации проекта:
- На основе проведенных мероприятий с родителями ребенок будет готов к приходу в группы ДОУ. На наш взгляд, готовность к детскому саду ребенка улучшиться, благодаря знакомству родителей заранее и во время адаптации с организацией воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста. И будет выражена в следующих компонентах: коммуникативная готовность, познавательная готовность, самостоятельность в выполнении действий, эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
- Появление у педагогов ДОУ мотивационной и профессиональной готовности к поиску и внедрению новых эффективных методов обновления содержания воспитания и образования детей раннего возраста в условиях адаптации детей.
- Получение педагогических и психологических знаний родителями, а так же создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.
- В результате реализации проекта будет создано единое образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей раннего возраста и педагогов детского сада.
- В результате реализации проекта собранные материалы могут быть использованы в других ДОУ.
- Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
Сроки реализации проекта: с 15.09.2015 по 15.12.2015 года.
Состав участников проекта:
- Дети раннего возраста с 2 до 3 лет;
- Родители детей;
- Воспитатель (первая квалификационная категория, 17 лет педагогического стажа)
Этапы проекта:
Этап | Цель | Сроки | Содержание |
Постановочный |
| 15.08.15 – 01.09.15 |
|
Исследовательский | Выявление уровня адаптации и ранней социализации детей раннего возраста. | 01.09.15 – 01.10.15 | Проведение диагностики. |
Основной |
| 01.10.15 – 01.12.15 |
|
Оценочный |
| 01.12.15 – 15.12.15 |
|
План-график работ.
Этап | Мероприятия | Сроки | Результат | Ответственные |
Постановочный | Анкетирование и беседы с родителями. Приобретение необходимого дидактического и методического материала | 25.08.15 – 01.09.15 | Сбор информации Создание программно-методического оснащения. Оборудование предметно-развивающей среды в группе и на участке. | Воспитатели, родители |
Исследовательский | Диагностика уровня адаптации и готовности детей поступления в ДОУ. Знакомство с ребенком на основе документов. Антропометрия в начале и конце адаптационного периода. Осуществление систематического наблюдения за состоянием здоровья ребенка. Наблюдение за взаимодействием ребенка со сверстниками и взрослыми | 01.09.15 – 01.10.15 Сентябрь Сентябрь-апрель Постоянно Постоянно | Показатели уровня готовности детей к поступлению в ДОУ. Аналитическая справка адаптации детей к ДОУ. Составление портрета ребенка. Составление схемы с выводами Ведение листов здоровья, анализ Ведение листов адаптации и эмоциональной адаптации, анализ. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели, ст. медсестра воспитатели |
Основной | Прием детей совместно с родителями на первые занятия «Давайте знакомиться». | По мере поступления детей | Конспект игрового занятия | Воспитатели, родители |
Блок: Работа с детьми | 01.10.15 –01.12.15 | Отчетный материал | Воспитатели, родители | |
1. Знакомство детей с групповой комнатой | Впервые 2-3 дня пребывания детей. | Фотоматериалы | Воспитатели | |
2. Обследование детей по определению группы развития | По эпикризным периодам | Карты, аналитическая справка | Воспитатель | |
3.Занятие на тему: «Познавательная активность детей в процессе экспериментирования с песком» | Октябрь | Конспект занятия | Воспитатель | |
4.Занятие на тему: «Путешествуем вместе с солнышком» | Апрель | Конспект занятия | Воспитатель | |
5.Физкультурно-игровое занятие «В гости к лесовику» | Апрель | Конспект занятия | Воспитатель | |
Блок: Работа с родителями | 01.10.15 –01.12.15 | Отчетный материал | воспитатель | |
1. Встречи, беседы с родителями. | Еженедельно | Памятки, тезисы для бесед с родителями | воспитатель | |
2.Досбор недостающих данных о детях | По мере поступления детей | Вопросники для родителей, анкеты | воспитатели | |
3.Индивидуальные консультации по теме «Детские достижения». | Ежеквартально | фотоматериалы | Воспитатели, родители | |
4. Беседы с родителями о ходе и итогах адаптационного периода, | По окончании адаптационного периода | Информационный материал для родителей | воспитатели | |
5. Оформление альбома «В гости к Степашке» | Сентябрь | Альбом для родителей | воспитатель | |
Итоговый | Диагностика уровня эмоциональной адаптации детей к ДОУ, анализ результатов, сравнение с предыдущими показателями адаптации. | 01.12.15 – 15.12.15 | Оформление листов эмоциональной адаптации, аналитическая справка | воспитатель |
Презентация материалов по адаптации детей к ДОУ. | 01.12.15 – 15.12.15 | Папка с творческим отчетом | воспитатели |
- Распространение результатов и опыта приобретенного при реализации проекта:
- обобщение опыта работы по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
- распространение опыта работы на методических районных объединениях.
- распространение методического материала (конспектов занятий с детьми, перспективных планов, альбомов, презентаций, информации для работы с родителями) на семинарах для воспитателей ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112181-1549284579.jpg)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/16/picture-252237-1560705064.jpg)
"Добро пожаловать в детский сад". Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Проект "Добро пожаловать в детский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1384898-1668342156.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Здравствуй, детский сад!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский Проект по адаптации детей раннего возрастак условиям детского с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/19/picture-1286543-1679253069.jpg)
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Добро пожаловать в детский сад!"
Цель проекта – создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ....
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада "Здравствуй, детский сад!"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1000605-1635672541.jpg)
«Здравствуй, Детский сад» проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Проект "Здравствуй, Детский сад" направлен на то, чтобы сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности, более плавным и обеспечить оптимальное течение адаптации....