Проект по адаптации к детскому саду
проект на тему
Предварительный просмотр:
Описание проблемы
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении - проблема адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.
Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в
содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого - педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.
Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка
Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е.
совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и
точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты МАДОУ «Детский сад №3»: старший воспитатель, педагог - психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 120 детей младшегодошкольного возраста, длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- Одной из базовых ценностей ФГОС в МАДОУ является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно - психического и социально - психологического.
- Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.
- Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери.
- Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению.
Задачи проекта:
- Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.
- Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к ДОУ.
- Оказание педагогической и психологической помощи родителям.
- Реализовать модель социального партнерства дошкольного учреждения с родителями.
- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий и игр для детей в период адаптации к детскому саду.
Механизмы реализации проекта:
- Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
- Диагностика результативности работы группы проекта с детьми младшего возраста в период адаптации.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Участникам проекта рекомендуется:
- Осуществлять наблюдение за психо-эмоциональным состоянием детей, не допускать переутомления и перевозбуждения.
- Создавать ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.
- Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.
Формы работы с родителями:
- Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации.
- Семинары – практикумы, круглые столы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, сознанию возможных проблем в системе родители-дети.
- Подбор специальной литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду.
- Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
- Информирование родителей по средствам информационно-коммуникативных технологий: на сайте ДОУ.
- Организация конкурса фотографий «Улыбка малыша в период адаптации».
- Сопроводительная форма взаимодействия детско-родительских отношений «Книга впечатлений».
- Сопроводительная форма взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по вопросам воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста «Шкатулка вопросов».
Формы работы с педагогами:
- Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к ДОУ;
- Семинары – практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных условий адаптации детей к ДОУ;
- Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
- Рекомендации по учету индивидуальных особенностей детей;
- Информирование педагогов по средствам информационно-коммуникативных технологий: памятки на сайте ДОУ, презентации.
Взаимодействие с воспитанниками педагога-психолога
- Участие педагога-психолога в ежедневном приёме детей в группу. Проведение игр тренингов.
- Групповые занятия с детьми по программе Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к ДОУ». Проводятся один раз в неделю по 15 минут.
3 этап
Диагностика и анализ проведённой работы. Проводится диагностика адаптации младших дошкольников в детском саду Л.В. Макшанцевой. Создаётся аналитический отчёт о проделанной работе.
Ожидаемый результат:
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет;
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к ДОУ;
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста в период адаптации;
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
Этапы реализации проекта:
1 подготовительный:
Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр.
Разработка анкет для родителей, консультаций для родителей и педагогов по теме проекта.
Подбор конспектов занятий для детей.
2 основной:
Реализация проекта в соответствии с планом.
3 заключительный:
Проведение конкурса «Улыбка малыша в период адаптации»;
Анализ проведенной работы,
Диагностика адаптации детей к ДОУ;
Презентация проекта для педагогов и родителей;
Публикация проекта на сайте ДОУ.
Рабочий план реализации проекта
Этапы | Период | Мероприятия | Ответственный |
| Май – июнь |
2. Подготовка договоров для родителей вновь поступивших детей, подготовка презентации «Знакомство с детским садом №3» 3. Подготовка памяток и рекомендаций для родителей и педагогов по теме проекта. 4. Подготовка рекомендаций для родителей вновь прибывших детей для публикации на сайте ДОУ. | Педагог-психолог, Воспитатели групп №1,2,3 Заведующий МАДОУ Педагог-психолог Педагог-психолог |
2 этап | Июнь-октябрь | 1. Общее организационное собрание для родителей вновь поступивших детей. 2. Постепенный прием детей в младшие группы ДОУ.
3. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» 4. Семинар для воспитателей младших групп: «Взаимодействие с детьми во время адаптации». 5.Наблюдение за детьми во время адаптационного процесса.
| Заведующий МАДОУ Заведующий Воспитатель Медсестра Воспитатель Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатель Воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог Педагог-психолог |
3 этап | ноябрь | 1.Диагностика адаптационного периода в группе. 2. Мини-презентация о проведении проекта (на родительском собрании и на педагогическом совете) « 3. Аналитический отчет по адаптации детей к ДОУ. | Педагог-психолог Воспитатель Педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Первые шаги» (Взаимодействие детского сада и семьи в период адаптации ребенка в условиях ДОУ).
Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду. Задачи:1. Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста.2. Создание усло...
проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Проект по адаптации к детскому саду.
Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него услови...
Консультация "Адаптация к детскому саду"Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад как новое интересное п
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации находится в стрессовом состоянии. И в наших силах сделать так, чтобы ребенок воспринимал детский сад к...