Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка на тему

Антипова Ангелина Владимировна

 

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«ЦО « 34» г.Тула

                                         

                                        Круглый стол

 «Теоретические основы проектной деятельности

 в дошкольном образовании»

«Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении

как инновационная педагогическая технология»

                                                             Провела: методист «ЦО № 34»г.Тула
                                                            Антипова Ангелина Владимировна

                                             

                                           2014 - 2015 учебный год

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Развитие метод получил в работах В. Килпатрика,  Э. Коллингса. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика).

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Типы проектов.

Е.С.Евдокимова предлагает следующую классификацию типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Исследовательские проекты.

По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.

Технология проектирования в ДОУ.

План тематического проекта.

  1. Тема и ее происхождение.
  2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
  3.  Необходимые материалы.
  4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту:

- Что мы знаем?

- Что мы хотим узнать?

- Как нам найти ответы на наши вопросы?

5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)

6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Механизм проектирования.

Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.

Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

Технологии проектирования необходима соответствующая  организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

Развитие у детей проектных умений.

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).

Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.

Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.

Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.

Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  • уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе родителей.

Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.

Критерии проектов.

  1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
  2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
  5. Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.

Алгоритм разработки проекта творческой группой воспитателей.

Этапы

Задачи

Деятельность творческой группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение темы, проблемы. Выбор группы участников

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы)
Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение, консультация.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценки

Наблюдение.
Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Далее – показ презентации на тему: «Применение технологий управления проектами в дошкольном образовании», на основе которой проводится практическая часть заседания РМО старших воспитателей (обучение технологии проектирования: концептуальная стадия проекта, моделирование и план реализации проекта (работа в творческих микрогруппах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»

  Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как...

Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

это  повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...

Проектная деятельность – один из методов педагогической поддержки участников образовательных отношений

Актуальность проблемы создания партнерских отношений с семьями воспитанников ДОУ, направленных на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, связана с требованиями федерального госу...

Теоретические основы проектной деятельности для воспитателей ДОУ

В материале представлена информация  о теоретических аспектах проектной деятельности для педагогов ДОУ...

Круглый стол. Представление педагогического опыта работы дошкольной организации "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Необходимость преемственности, на сегодняшний день, между дошкольными группами и школой несет большую значимость, как в целом, так и вопросе патриотического воспитания. Преемственность дошкольны...

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...