Мастер – класс «Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как один из перспективных методов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. На мой взгляд, метод проектов - это рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_vospitateley_proektnaya_deyatelnost_kak_innovatsionnaya_tehnologiya.docx | 302.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовск детский сад № 88 «Одуванчик»
Мастер – класс
«Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»
Воспитатель: Хасанова З.Ю.
г. Нижневартовск
Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как один из перспективных методов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности, который позволяет:
- выявить творческие способности детей;
- улучшить контакт с воспитанниками;
- дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
На мой взгляд, метод проектов - это рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:
- воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
- развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
- развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
- развитие критического мышления.
Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Поэтому в своей работе с детьми старшего возраста я активно использую проектную деятельность — метод научного исследования, который раскрепощает ребенка, повышает уровень его познавательной активности, мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья дошкольников. Таким образом, технологию проекта можно считать здоровье сберегающей.
Конечно, дошкольный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности. Однако начинать вовлекать дошкольников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в дошкольном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно - познавательной деятельности обучающихся, и значительной части дошкольников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Включение в проектную деятельность дошкольников
В проектную деятельность включала дошкольников постепенно. Тему детских проектных работ выбирала из содержания образовательной деятельности. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая дошкольникам и значимая для них.
Учитывала, что проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения дошкольников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов детей и находиться в зоне их ближайшего развития.
Алгоритм проектной деятельности
Я выработала следующий алгоритм проектной деятельности:
1. Выбор проблемы.
На этом этапе дети отвечали на вопрос: «Что мы хотим узнать?» При обсуждении проблемы за круглым столом дети предлагали свои пути решения: «Мы бы хотели узнать, о синих тюльпанах. А бывают такие цветы? Соня говорит, что ей подарили на 8 марта синие тюльпаны. Где они растут? Бывают ли лечебные цветы? Какие имеются пословицы, поговорки, загадки? А каких в сказках, рассказах, стихах и песнях упоминается о цветах?»
2. Планирование работы.
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. На подготовительном этапе, обращалась за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив вдвойне, и его стремление создать проект интереснее. По теме проекта предлагала детям задания: приготовить альбом с рисунками редких растений, полевых цветов. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирали задание. Старалась, чтобы задания были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью. В процессе совместной работы детей и взрослых над проектом создали книги-самоделки «Одуванчик», «Хоровод цветов», «Мой любимый цветок – ромашка». На подготовительном этапе определила цель и задачи проекта, составила список необходимого оборудования, разработала план-график работы, подготовила методическую и художественную литературу, дидактические игры по теме проекта. Приобрела необходимые пособия, энциклопедии («Растения России») для практических занятий.
Осуществление проекта. Обращались к дополнительной литературе, словарям, справочникам. Прочитала разные легенды, басни, стихи, рассказы. Сфотографировали участников во время работы по проекту.
В ходе реализации проекта организовала выполнение дошкольниками самостоятельных исследований (экспериментов, опытов, наблюдений), проводила дидактические игры: «Что где растёт?», «Собери букет», «Угадай цветок по загадке», «В саду ли, в огороде», «Цветочное лото», «Экологическое лото», «Времена года». Проводила словесные игры: «Доскажи словечко», «Игра в цветы», «Волшебная палочка», «Цветочный магазин». Разучила пальчиковую гимнастику «Алые цветы», «Живые цветы», «Цветок», «Трудолюбивая пчелка», «Колокольчик». Играли в подвижные игры «Мы цветы», «Живая клумба», «Садовник», «Найди своё место». Ознакомила с художественной литературой по теме проекта. Прочитала рассказ «Цветик - семицветик» В. Катаева, сказку Х.К. Андерсена «Дюймовочка». Проводила целевую экскурсию в зеленую зону ДОУ. А также беседы на тему «Что мы знаем о цветах», «Бывают ли синие тюльпаны?». Были проведены викторины: «Что где растёт?», «Знатоки цветов». Знакомила с алгоритмом исследования объектов природы (растений).
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, продумала и организовала в группе предметную среду, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности. В книжном уголке поставила яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, природы, «Красную Книгу Югры», художественную литературу. В игровом уголке систематизировала и внесла игры на экологическую тему. В уголке изобразительной деятельности выполнили вместе с детьми коллективную работу по аппликации «Мои любимые цветы». Изготовили поделку к городскому фестивалю «Радуга творчества» (конкурс декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Русь мастеровая», техника холодный батик «Весна, подснежники», награждены дипломом). Украсила групповую комнату рисунками «В цветочном царстве».
Рисовали на темы: «Красивый букет», «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Первоцветы». Конструировали из бумаги - оригами «Цветы» или «Превращения весёлого квадрата». Выкладывали из счётных палочек узоров, цветов. Лепили из теста «Цветы в вазе» Рассказывала о его целебных свойствах лекарственных растений (цветов). Оформила для родителей консультацию в папку – передвижку: «Лекарственные растения». Проводила анкетирование родителей «Познавательное развитие вашего ребёнка».
Представление проекта.
Этот этап требует особого внимания, потому что происходила демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Весьма важный вопрос - это оценка выполненных проектов. Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь детям произвести самооценку проекта. Для этого предлагала ответить на следующие вопросы:
- Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?
- Как оценили вашу работу посторонние люди?
Пригласили на защиту проекта педагогов, родителей. Задача моя на этом этапе - не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я старалась выделить несколько номинаций и делала так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.
Итак, работа над проектом имела большое значение для развития познавательных интересов детей. В этот период происходила интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формировалось целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело способствовало развитию коммуникативных и нравственных качеств.
Таким образом, проектная деятельность дошкольников необходима и возможна. Метод творческих проектов, наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»
Мастер-класс по теме «Методы применения технологий разучивания музыкально-ритмических движений»...
ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Презентация проекта по взаимодействию педагогов и родителей по повышению статуса отца в семье «Папа – мой лучший друг».
В соответствии с ФГОС ДО, действующим с 01 января 2014 года, одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является взаимодействие с родителями (законными предст...
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
Мастер – класс «Использование метода проектов в деятельности ДОУ»
Проведение мастер-класса для повышения профессиональной компетентности педагогов на тему: "Использование метода проектов в деятельности ДОУ", смотивирует их на внедрение в свою педагогическу...
Мастер-класс "Метод проекта в образовательной работе педагога"
Метод проекта в образовательной работе педагога...
мастер - класс "Метод ТРИЗ технологии "СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР" как средство развития детей дошколного возраста"
мастер - класс для педагогов ДОУ...
Сценарий мастер-класса для родителей «Математика – это интересно» с использованием технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон
Основные цели: - знакомство родителей воспитанников с деятельностным методом обучения, привлечение к реализации программы Л.Г.Петерсон «Игралочка» в дошкольной орган...