Теоретические основы проектной деятельности для воспитателей ДОУ
методическая разработка на тему

В материале представлена информация  о теоретических аспектах проектной деятельности для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад комбинированного вида № 8»        

Теоретическое основы проектной деятельности для воспитателей ДОУ

        

                                                               Составитель:

        Старший воспитатель

                                                                                          Карпова О.К.

2018

Технология проектной деятельности

Метод проектов, или технология проектной деятельности,  позволяет  реализовать творческий потенциал педагога в организации своих занятий.

Метод проектов основывается на теоретических концепциях «прагматической педагогики» (лат. pragma – ‘дело, действие’) и проблемного обучения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952).        

Метод проектов явился своего рода модификацией метода проблем Дж. Дьюи его учеником Уильямом Килпатриком, разделявшим мнение своего учителя о том, что, когда материал предоставляется в готовой, логической форме, он являет собой лишь материал для запоминания, не способствуя развитию способностей учащихся к рассуждению, абстракции и обобщению.

В отечественной практике образования педагогические идеи, связанные с идеями Дж. Дьюи, первым реализовал С.Т. Шацкий в первой трети ХХ в. Однако, период существования метода проектов в советской общеобразовательной школе был сравнительно недолгим. Новая волна интереса к проектному обучению возникла только в 80-е годы. Появившись в начале прошлого столетия для решения актуальных задач образования того исторического периода развития нашей страны, он не утратил своей ценности и в наши дни.  

Именно с точки зрения необходимости адаптировать школу к рыночным реалиям,  с точки зрения его практицизма метод проектов представляет для нас неисчерпаемый интерес. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что как раз находит отражение в проектной деятельности.

В педагогической литературе приводятся различные определения метода проектов, раскрывающие его специфику. Вот определение Н.Д. Гальсковой: «Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую школьником (школьниками) работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности  (игры, анкетирования, выпуска журнала, поисковой деятельности и др). Таким образом, он позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранным языкам <…>, расширить «узкое пространство общения в классной комнате, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для учащихся каждой возрастной группы». [Гальскова 2004, с. 119].

Е.С. Полат рассматривает метод проектов как технологию, «включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути». «В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности» [Полат 2002, с. 67].

С педагогической точки зрения метод проектов – это творческая учебная деятельность, в процессе которой дети приучаются творчески мыслить и реализовывать усвоенные ими средства и способы работы. По содержанию эта учебная деятельность интеллектуально нагруженная, по форме предъявления материала она – проблемная, а по форме добывания знаний –  самостоятельная. Поскольку метод  проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную или групповую), он дает возможность осуществить дифференцированный подход в обучении.

 Метод проектов способствует решению целого ряда дидактических задач, таких как:  

1.  Формирование личной уверенности в собственных силах каждого участника проектной деятельности, возможности его самореализации и рефлексии. Это оказывается возможным благодаря:

а)   проживанию «ситуации успеха» (на занятии или вне его), когда ребенок не на словах, а на деле чувствует себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные трудности в достижении цели;

б)   осознанию себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2.  Развитие у участников проекта осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; социализации.  

3.  Развитие исследовательских умений учащихся.

        Е.С. Полат выделяла следующие требования к разрабатываемым проектам:

 1   наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей для своего  решения интегрированного знания, исследовательского поиска (например, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т. п.);

 2   практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, которые прослеживаются в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка, участка; планировка и обустройство квартиры и т. д.);

 3   самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей  на занятии или во внеурочное время;

 4   структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

 5   использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: формулировка проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотез  их решения; обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и др.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и др.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов; оформление конечных результатов,  презентация;   выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Ниже  перечислены  классифицирующие признаки проектов, предложенные Е.С. Полат:

1. Доминирующая деятельность. Соответственно выделяют такие виды деятельности, как исследовательская, поисковая, творческая, информационная, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др.

2.        Предметно-содержательная область. Разделяются монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект.

3.        Характер координации проекта (непосредственный или скрытый,  имитирующий участников проекта).  

4.        Характер контактов  (участники проекта могут быть из одной группы,   класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира).  

5.        Количество участников проекта.  

6.        Продолжительность выполнения проекта.  

В зависимости от сочетания тех или иных признаков, знание типологии проектов позволяет педагогу планировать ход своей работы по направлению. А тщательное планирование работы, в свою очередь, влияет на эффективность обучения. На стадии планирования педагогу важно чётко продумать те этапы работы, через которые необходимо пройти воспитаннику, чтобы достичь поставленной перед ним цели. Кроме планирования этапов работы педагог должен чётко представлять себе задачи, решаемые на каждом этапе и донести это до своих подопечных.

После того, как определена тема проекта и его тип, педагог должен продумать вопросы, которые могут возникнуть у воспитанников в ходе работы, и найти на них ответы. Здесь речь идёт не столько о вопросах технического порядка, сколько тех, которые могут повлиять на направление исследовательской деятельности. Так, например, если сформулирована задача «Найти информацию по … теме», совершенно очевидным представляется вопрос «Где будут искать эту информацию участники проекта?». Чем больше, пусть даже самых примитивных, вопросов сможет поставить педагог при подготовке проекта, тем лучше он сможет организовать деятельность воспитанников и тем меньше возникнет «неожиданных» проблем в работе.

Следующий вопрос, который предстоит решить педагогу, связан с материально-техническим обеспечением работы воспитанников. Другими словами, нужно продумать, что понадобится в работе. Так, например, если на выходе мы планируем получить выпуск номера журнала по определённой проблематике, нужно учесть, что в работе нужны будут компьютер, бумага, принтер и т.п. Конечно, предполагается, что у современных родителей необходимое оборудование, как правило, есть, но на деле всё может оказаться не так просто. Таким образом, объединяя детей в группы, нужно определить, кто из них (и есть ли такой человек, родитель) готов заняться технической стороной проекта.

С аналогичной проблемой может быть связан и поиск информации при работе над проектом. Нужно продумать, какие источники информации могут понадобиться родителям, воспитанникам, самому педагогу, и в какой момент работы. Представляется вполне естественным, что некоторые родители легче могут найти интересующую их информацию в Интернете, самостоятельно оценить её источники, в то время как для менее опытных Интернет – пользователей такой поиск весьма затруднителен. А значит, педагог, организуя  совместную работу над проектом (особенно на начальном этапе) должен чётко указывать, в каких источниках можно найти ту или иную информацию по теме.

На этапе планирования работы необходимо точно определить время, отводимое на всю работу и на отдельные ее этапы, а также ожидаемые результаты работы и формы отчётности и контроля.

Как уже  сказано  выше, планирование работы играет большую роль в эффективности обучения. Ниже мы рассмотрим, из каких этапов может состоять работа. В таблице представлен  «классический» вариант планирования.

Этапы работы над проектом

Этап

Деятельность

1

Введение в тему проекта

Определение  темы, уточнение целей, распределение по группам

2

Планирование  работы над проектом

Обсуждение поставленной проблемы, определение источников информации, постановка задач,  распределение ролей в команде

3

Выполнение

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив решения, «мозговой штурм», выбор оптимального варианта работы, уточнение плана работы, выполнение проекта

4

Самостоятельная оценка результатов

Предварительный анализ качества выполненного проекта, достигнутых результатов, причин успехов и неудач, анализ полноты достижения поставленной цели, корректировка (по необходимости)

5

Защита   проекта

Подготовка доклада, объяснение полученных результатов, защита проекта, оценка

6

Подведение итогов работы

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач в работе

В заключении,  рассмотрим причины, по которым педагогам, родителям и детям может быть трудно или не интересно работать в рамках проекта.

Первой причиной является неадекватная тема. Тема, которая не соответствует познавательным потребностям детей, их возрастным, психологическим особенностям, вряд ли способна заинтересовать. Эти потребности необходимо учитывать при выборе темы. Если тема сама по себе представляется довольно сложной, необходимо потратить некоторое время на то, чтобы мотивировать на работу с ней. Здесь часто помогает использование видеосюжетов, связанных с темой предстоящего исследования, предварительное обсуждение темы, демонстрация её связи с повседневной жизнью.

Вторая причина неэффективной или малоэффективной работы связана с тем, что тема может оказаться слишком глубокой и многомерной. В этом случае участники проекта могут столкнуться с тем, что для решения проблемы им необходимо изучить большое количество информации. В этом случае представляется уместным заранее ограничивать круг подпроблем, которые подлежат исследованию.

Третьей причиной является неумение работать с информацией. Если в рамках работы над проектом педагог сталкивается с тем, что участники проекта оказываются неспособными справиться с большим объёмом информации, им могут помочь памятки с алгоритмом действий, которые нужно предпринимать при работе с информацией и теми вопросами, на которые нужно ответить. С течением времени многие приобретут необходимый опыт,  и необходимость в этих инструкциях пропадёт.

И в заключении, предлагаю разработать  проект на любую интересную Вам тему. Опишите свой проект, оформив результаты в виде таблицы.

Автор(ы):

Целевая аудитория:

Время, отводимое на работу:

Название проекта

Доминирующая  в  проекте деятельность

Предметно-содержательная область

Характер координации проекта

Характер контактов

Количество участников проекта

Продолжительность   выполнения проекта

Тип проекта

Этап

Задача

Деятельность участников проекта

Деятельность педагога

Время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре здоровья" Воспитательная система на основе проектной деятельности.

Каким мы увидим наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вок...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного о...

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

Теоретические основы профессиональной деятельности педагога

Теоритические основы профессиональной деятельности педагога....

Организация и планирование образовательной деятельности на основе проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обосно...

Презентация "Теоретические основы игровой деятельности дошкольника"

В презентации отражены взгляды отечественный психологов и педагогов на природу детской игры, представлены теоретические положения Д.Б. Эльконана о сюжетно-ролевой игре как ведущем виде деятельности де...