Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (старшая группа)

Анна Лыткина

В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учреждения внедряют разнообразные  инициативы в сфере наставничества. Для этого требуется популяризировать существующие практики и создавать современные, инновационные модели. Как педагогическая технология метод проектной деятельности выступает методом развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных профессиональных умений наставляемого, через освоение педагогических компетенций, необходимых для дальнейшего развития  молодого специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.nast-vo.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО»

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

 

 

 

   

Участники практики: наставник, наставляемый                          

Сроки проведения: сентябрь 2022 – Май  2023 

 

 

 

 

                                                                                      Автор: Лыткина А.В. 

 Воспитатель МБДОУ № 248 

г. Красноярск

         Наименование практики:

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

         Аннотация:

        Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Несомненно, проектная деятельность позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только педагогов и их воспитанников, но и наставников с наставляемыми. Проектная деятельность служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.

        Мecтo реализации практики: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248»

        Актуальность:

        В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учреждения внедряют разнообразные  инициативы в сфере наставничества. Для этого требуется популяризировать существующие практики и создавать современные, инновационные модели. Как педагогическая технология метод проектной деятельности выступает методом развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных профессиональных умений наставляемого, через освоение педагогических компетенций, необходимых для дальнейшего развития  молодого специалиста.

      Цель: развитие профессиональных компетенций молодых педагогов посредством вовлечения их в проектную деятельность дошкольной образовательной организации

     Задачи:

  1. Разработать и реализовать комплексную программу подготовки и сопровождения всех участников процесса наставничества, осуществляющих проектную деятельность по программе наставничества.
  2. Развивать интерес молодых специалистов к методике построения и организации проектной деятельности
  3. Организовать методическую помощь наставнической работы с молодыми педагогами в рамках проектной деятельности.
  4. Планирование индивидуальных траекторий обучения и развития наставников в рамках проектной деятельности.
  5. Способствовать распространению проекта за пределами дошкольной образовательной организации.
  6. Формировать доверительные межличностные отношения между наставниками и наставляемыми.

Средства и способы реализации практики:

Подготовительный этап

Наставник

Наставляемый

Результат

Диагностирует мотивы и образовательные дефициты наставляемого в рамках проектной деятельности

Выявление сильных и слабых сторон профессиональных компетенций в рамках проектной деятельности

Выявление профессиональных дефицитов в рамках проектной деятельности

Определяет нормы, регламентирующие работу по организации проектной деятельности

Применяет нормы организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность

Понимание наставляемого формальных норм и требований по организации проектной деятельности

Предоставляет методические рекомендации относительно анализа проектной деятельности

Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектной деятельности

Педагогическая поддержка молодого специалиста в рамках анализа проектной деятельности

Осуществляет помощь в выделении проблемы и определения ее субъекта

Выделяет субъект и проблему, лежащую в основе проектной деятельности

Определена проблема и субъект, лежащий в основе проектной деятельности

Содействует формированию внутренней неформальной культуры проекта, совместно с участниками проекта определяет ее значение для достижения целей проектной деятельности

Обеспечивает реализацию проекта в соответствии с моральными принципами и этическими нормами

Эмоциональная поддержка молодых педагогов в рамках работы с проектной деятельности

Основной этап

Помощь в целеполагании  проектной деятельности

Формулировка цели

Цель проекта

Содействие  в формулировании задач проектной деятельности

Постановка задач

Задачи проекта

Организует практическую помощь в реализации проектной деятельности

Формирование практических знаний, умений и навыков в рамках реализации проектной деятельности

Деятельность в рамках проекта

Направляет и контролирует осуществление проектной деятельности

Получено представление об эффективном использовании современных образовательных технологий в рамках проектной деятельности

Деятельность в рамках проекта

 Заключительный этап

Помощь в подготовки презентации проекта

Презентация проекта

Готовый продукт (проект)

Размещение в персональных интернетстраницах наставников информационные сообщения о работе в ходе проектной деятельности

Предоставление проекта с фото-отчетом о проделанной работе

Фотоотчет на персональных Интернет-страницах наставников и сайта ДОУ

Помощь в анализе профессиональных результатов наставляемого                     «Мои профессиональные достижения»

Проанализирована и зафиксирована информация о своих профессиональных успехах, достигнутых благодаря участию в программе наставничества

Дневник успеха наставляемого                     «Мои профессиональные достижения»

Организация участия в фестивале «Лучшие практики наставничества»

Участие в фестивале «Лучшие практики наставничества»

Обобщен опыт реализации программы наставничества

Участие в  фотосессии                                  «Наши наставники»

Содействие к организации фотосессии                                  «Наши наставники»

Доска почета «Наши наставники"

Проведение итогового педагогического совета в ДОУ по результатами программы наставничества

Удовлетворенность результатами программы наставничества

Отчет наставника об итогах выполнения индивидуального плана работы с молодым педагогом

                  Критерии результативности:

             - Способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику наставничества ДОУ проектную деятельность.

             - Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта в рамках проектной деятельности.

                - Позитивное отношение к новым идеям проектной деятельности и стремление их реализовать на практике по инициативе наставляемого.

                  Данные о результативности:

                - Реализация практики подготовки и сопровождения всех участников процесса наставничества, осуществляющих проектную деятельность по программе наставничества.

               - Интерес молодых специалистов к методике построения и организации проектной деятельности

                - Планирование индивидуальных траекторий обучения и развития наставников в рамках проектной деятельности.

                -Результаты проектной деятельности наставников: https://dou24.ru/248/pedagogicheskij-proekt-2022 

         Алгоритм внедрения практики:

  1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
  2. Обеспечение нормативно‐правового оформления программы наставничества.
  3. Формирование базы наставляемых.
  4. Формирование базы наставников.
  5. Комплектование наставнических пар.
  6. Организация работы наставнических пар в рамках проектной деятельности.
  7. Подведение итогов по результатам программы наставничества в рамках проектной деятельности.

        Ожидаемые результаты: высокий уровень включенности молодых специалистов в проектную деятельность, развитие личного, творческого и педагогического потенциала наставляемых.

         Возможные следующие риски:

1.        Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.

2.        Высокая нагрузка на наставников и наставляемых.

3.        Недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника.

4.        Низкая мотивация наставляемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается тема  эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...

Наставничество в Дошкольном образовательном учреждении.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. М...

«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...