Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (старшая группа)
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учреждения внедряют разнообразные инициативы в сфере наставничества. Для этого требуется популяризировать существующие практики и создавать современные, инновационные модели. Как педагогическая технология метод проектной деятельности выступает методом развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных профессиональных умений наставляемого, через освоение педагогических компетенций, необходимых для дальнейшего развития молодого специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.nast-vo.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО»
Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Участники практики: наставник, наставляемый
Сроки проведения: сентябрь 2022 – Май 2023
Автор: Лыткина А.В.
Воспитатель МБДОУ № 248
г. Красноярск
Наименование практики:
Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация:
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций и широко используется всеми участниками образовательного процесса. Несомненно, проектная деятельность позволяет достичь высоких результатов совместной деятельности не только педагогов и их воспитанников, но и наставников с наставляемыми. Проектная деятельность служит эффективным средством профессионально-личностного развития наставляемого, обуславливая формирование разнообразных сторон и творческих проявлений личности.
Мecтo реализации практики: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248»
Актуальность:
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учреждения внедряют разнообразные инициативы в сфере наставничества. Для этого требуется популяризировать существующие практики и создавать современные, инновационные модели. Как педагогическая технология метод проектной деятельности выступает методом развивающего обучения и направлена на выработку самостоятельных профессиональных умений наставляемого, через освоение педагогических компетенций, необходимых для дальнейшего развития молодого специалиста.
Цель: развитие профессиональных компетенций молодых педагогов посредством вовлечения их в проектную деятельность дошкольной образовательной организации
Задачи:
- Разработать и реализовать комплексную программу подготовки и сопровождения всех участников процесса наставничества, осуществляющих проектную деятельность по программе наставничества.
- Развивать интерес молодых специалистов к методике построения и организации проектной деятельности
- Организовать методическую помощь наставнической работы с молодыми педагогами в рамках проектной деятельности.
- Планирование индивидуальных траекторий обучения и развития наставников в рамках проектной деятельности.
- Способствовать распространению проекта за пределами дошкольной образовательной организации.
- Формировать доверительные межличностные отношения между наставниками и наставляемыми.
Средства и способы реализации практики:
Подготовительный этап | ||
Наставник | Наставляемый | Результат |
Диагностирует мотивы и образовательные дефициты наставляемого в рамках проектной деятельности | Выявление сильных и слабых сторон профессиональных компетенций в рамках проектной деятельности | Выявление профессиональных дефицитов в рамках проектной деятельности |
Определяет нормы, регламентирующие работу по организации проектной деятельности | Применяет нормы организации, в рамках которой реализуется проектная деятельность | Понимание наставляемого формальных норм и требований по организации проектной деятельности |
Предоставляет методические рекомендации относительно анализа проектной деятельности | Осуществляет выбор методов и технологий для реализации проектной деятельности | Педагогическая поддержка молодого специалиста в рамках анализа проектной деятельности |
Осуществляет помощь в выделении проблемы и определения ее субъекта | Выделяет субъект и проблему, лежащую в основе проектной деятельности | Определена проблема и субъект, лежащий в основе проектной деятельности |
Содействует формированию внутренней неформальной культуры проекта, совместно с участниками проекта определяет ее значение для достижения целей проектной деятельности | Обеспечивает реализацию проекта в соответствии с моральными принципами и этическими нормами | Эмоциональная поддержка молодых педагогов в рамках работы с проектной деятельности |
Основной этап | ||
Помощь в целеполагании проектной деятельности | Формулировка цели | Цель проекта |
Содействие в формулировании задач проектной деятельности | Постановка задач | Задачи проекта |
Организует практическую помощь в реализации проектной деятельности | Формирование практических знаний, умений и навыков в рамках реализации проектной деятельности | Деятельность в рамках проекта |
Направляет и контролирует осуществление проектной деятельности | Получено представление об эффективном использовании современных образовательных технологий в рамках проектной деятельности | Деятельность в рамках проекта |
Заключительный этап | ||
Помощь в подготовки презентации проекта | Презентация проекта | Готовый продукт (проект) |
Размещение в персональных интернетстраницах наставников информационные сообщения о работе в ходе проектной деятельности | Предоставление проекта с фото-отчетом о проделанной работе | Фотоотчет на персональных Интернет-страницах наставников и сайта ДОУ |
Помощь в анализе профессиональных результатов наставляемого «Мои профессиональные достижения» | Проанализирована и зафиксирована информация о своих профессиональных успехах, достигнутых благодаря участию в программе наставничества | Дневник успеха наставляемого «Мои профессиональные достижения» |
Организация участия в фестивале «Лучшие практики наставничества» | Участие в фестивале «Лучшие практики наставничества» | Обобщен опыт реализации программы наставничества |
Участие в фотосессии «Наши наставники» | Содействие к организации фотосессии «Наши наставники» | Доска почета «Наши наставники" |
Проведение итогового педагогического совета в ДОУ по результатами программы наставничества | Удовлетворенность результатами программы наставничества | Отчет наставника об итогах выполнения индивидуального плана работы с молодым педагогом |
Критерии результативности:
- Способность к инновационной деятельности, к поиску и внедрению в практику наставничества ДОУ проектную деятельность.
- Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта в рамках проектной деятельности.
- Позитивное отношение к новым идеям проектной деятельности и стремление их реализовать на практике по инициативе наставляемого.
Данные о результативности:
- Реализация практики подготовки и сопровождения всех участников процесса наставничества, осуществляющих проектную деятельность по программе наставничества.
- Интерес молодых специалистов к методике построения и организации проектной деятельности
- Планирование индивидуальных траекторий обучения и развития наставников в рамках проектной деятельности.
-Результаты проектной деятельности наставников: https://dou24.ru/248/pedagogicheskij-proekt-2022
Алгоритм внедрения практики:
- Подготовка условий для запуска программы наставничества.
- Обеспечение нормативно‐правового оформления программы наставничества.
- Формирование базы наставляемых.
- Формирование базы наставников.
- Комплектование наставнических пар.
- Организация работы наставнических пар в рамках проектной деятельности.
- Подведение итогов по результатам программы наставничества в рамках проектной деятельности.
Ожидаемые результаты: высокий уровень включенности молодых специалистов в проектную деятельность, развитие личного, творческого и педагогического потенциала наставляемых.
Возможные следующие риски:
1. Отсутствие у части педагогов восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагогов.
2. Высокая нагрузка на наставников и наставляемых.
3. Недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении функций наставника.
4. Низкая мотивация наставляемых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)
В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...
Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског...
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье рассматривается тема эффективности использования мультимедийных технологий на музыкальных занятиях в ДОУ...
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...
Наставничество в Дошкольном образовательном учреждении.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. М...
«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...