Конспект НОД по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры на тему: "Забавы у печки"
план-конспект занятия на тему

Ознакомление с истоками русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zabavy_u_pechki.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок»  г. о. Троиц  г. Москва

Конспект НОД   в мини-музее   по ознакомлению детей с истоками         русской народной культуры         на тему: «Забавы у печки»                        

Составила и провела: воспитатель Жукова Т.Н.

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории и культуре русского народа.
  • Познакомить с русской печкой, назначением ее частей (заслонка, лежанка, труба, печурка, устье).
  • Воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, потешкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям).

Активизировать словарь: скалка, печь, кирпич.                                          Обогащать словарь: лежанка, заслонка, труба, подпечье.

Методические приемы.                                                                                  Сюрпризный момент – домовята-игршки Митроша и Мелания, вопросы, загадки, пословицы,  Пальчиковая гимнастика «Пирожки пшеничные», игра «У Меланьи, у старушки…», чаепитие.

Предварительная работа.                                                                            Чтение русских народных сказок: «Жихарка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка»; разучивание потешек «Наша барыня-сударыня», «Тары, тары, тары, бары»;  загадок о предметах народного быта ; экскурсии в мини-музей «Русская изба», беседы.

Материалы и оборудование.                                                                      Русская печь, самовар, иллюстрации к сказкам.

Ход занятия.                                                                                      Занятие проводится в «избе». Звучит русская народная музыка «Сени, мои сени». Дети входят в «горницу» и их встречает хозяйка (воспитатель) в русском народном костюме, приветствует гостей (детей).

- Здравствуйте, гости дорогие!  Хорошему гостю хозяин рад!                                 Дети здороваются, кланяются, отвечают на приветствие известной  им пословицей «Много гостей, много и новостей».                                                                          - Проходите гости, присаживайтесь и отгадайте загадку:                                          «Наша толстая Федора                                                                                 Наедается нескоро.                                                                                             А зато, когда сыта,                                                                                           От Федоры – теплота» (Печь.)                                                                     Хозяйка рассказывает, что в старину темными осенними (ноябрь предзимник), зимними вечерами собирались люди в большой избе, около печи, где пели, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти, корзины.                                                                         Хозяйка: - Как вы думаете, что в избе самое главное?                                               (Ответы детей: – печь).                                                                                                            -Почему? (Дети: - печь топят, чтобы тепло было; еду варят; пироги пекут.)        Хозяйка:- Самое главное в деревенской избе – это  печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Не зря в старину говорили: «Печь нам – мать родная», «У печи все красное лето».        Почему так говорили?

Дети: (Печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, а в мороз даже кур держали под печью.)

- Ребята, а вы знаете загадки про печь? (Дети вспоминают знакомые загадки.)                «Бабушка седа - бела,                                                                                        Зимой всем мила,                                                                                                        А как лето наступает                                                                                               Про бабушку забывают»

«Внутри огонь горит,                                                                                              Из трубы дым валит,                                                                                         Кашу варит, блины жарит»

«Лето придет -                                                                                                        Не глядят на нее,                                                                                                  Зима настанет,                                                                                        Обнимают ее»                                                                                                  

Хозяйка:- Это наша печь.  Ребятки, а какую потешку вы  знаете про печь?

 («Наша барыня-сударыня»)                                                                                             Чтение потешки детьми.                                                                                     «Наша барыня-сударыня                                                                                 Толста и  бела,                                                                                                 Щей да каши наварила,                                                                               Пирогов нам напекла»                                                                                           Хозяйка:- Печки бывают разные, а наша печь называется   русская.  А давайте-ка вспомним сказки, в которых есть печь. В какой сказке печь спрятала за заслонку мальчика и девочку («Гуси-лебеди»)? Лиса с лежанки отвечает:- Одеваюсь. (Заюшкина избушка).                                                                                                    От лица Митроши:- Да и мы  с  Меланьюшкой любим на лежаночке посидеть, да на вас поглядеть и послушать, как вы пироги готовите.                                                      Хозяйка:- А мы Митроше сейчас покажем и расскажем.                                              Дети: «Тесто в миске замесили,                                                                 Посолить мы не забыли,                                                                                                   Тесто скалкой раскатали,                                                                                      Взяли ложку творожка,                                                                                        Пирожок к пирожку,                                                                                             Ну-ка печка, дай пирожкам местечко»                                                                      Хозяйка:- Пока пирожки пекутся, мы поиграем в игру «У Меланьи…» Вставайте в круг, игра начинается.                                                                                                        «У Меланьи, у старушки,                                                                              Жили в маленькой избушки                                                                                      Семь сыновей без бровей (прикрывают брови),                                                           С такими ушами, с такими глазами (показывают),                                                           С такими ногами, с такой бородой.                                                                                Ни чего не ели, друг на друга глядели,                                                                       Делали вот так…(показать какое-нибудь движение).2-3раза.                        Митроша:        - Молодцы ребятки, а пока вы играли, пироги испеклись. Приглашай Мелания всех за стол!                                                                                           Мелания:        - «Ой, ты, печка – сударыня,                                                                         Помоги нам, боярыня.                                                                                                 Ты свари, испеки,                                                                                   Обогрей, освети,                                                                                               Полечи и спаси,                                                                                                       В дом богатство принеси».                                                                                         Дети хором читают потешку:                                                                      «Тары, тары, тары, бары,                                                                           Выпьем чай из самовара.                                                                                       С пирогами, ватрушками                                                                                      И с блинами вкусными.»                                                                                Меланья:- Дорогие гости, присаживайтесь да угощайтесь на здоровье.                Чаепитие.                                                                                                              В процессе чаепития продолжать учить детей культуре поведения за столом (мальчики пропускают девочек, а затем сами присаживаются за стол; разговаривают тихо; вежливо просят о помощи (что-то передать, подать); выходя из-за стола, благодарят за угощение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)

Цель:1. Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)

Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)

Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...