Конспект НОД по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры на тему: "Забавы у печки"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок» г. о. Троиц г. Москва
Конспект НОД в мини-музее по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры на тему: «Забавы у печки»
Составила и провела: воспитатель Жукова Т.Н.
Задачи:
- Вызвать интерес к истории и культуре русского народа.
- Познакомить с русской печкой, назначением ее частей (заслонка, лежанка, труба, печурка, устье).
- Воспитывать у детей живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, потешкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям).
Активизировать словарь: скалка, печь, кирпич. Обогащать словарь: лежанка, заслонка, труба, подпечье.
Методические приемы. Сюрпризный момент – домовята-игршки Митроша и Мелания, вопросы, загадки, пословицы, Пальчиковая гимнастика «Пирожки пшеничные», игра «У Меланьи, у старушки…», чаепитие.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок: «Жихарка», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка»; разучивание потешек «Наша барыня-сударыня», «Тары, тары, тары, бары»; загадок о предметах народного быта ; экскурсии в мини-музей «Русская изба», беседы.
Материалы и оборудование. Русская печь, самовар, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия. Занятие проводится в «избе». Звучит русская народная музыка «Сени, мои сени». Дети входят в «горницу» и их встречает хозяйка (воспитатель) в русском народном костюме, приветствует гостей (детей).
- Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад! Дети здороваются, кланяются, отвечают на приветствие известной им пословицей «Много гостей, много и новостей». - Проходите гости, присаживайтесь и отгадайте загадку: «Наша толстая Федора Наедается нескоро. А зато, когда сыта, От Федоры – теплота» (Печь.) Хозяйка рассказывает, что в старину темными осенними (ноябрь предзимник), зимними вечерами собирались люди в большой избе, около печи, где пели, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти, корзины. Хозяйка: - Как вы думаете, что в избе самое главное? (Ответы детей: – печь). -Почему? (Дети: - печь топят, чтобы тепло было; еду варят; пироги пекут.) Хозяйка:- Самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Не зря в старину говорили: «Печь нам – мать родная», «У печи все красное лето». Почему так говорили?
Дети: (Печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, а в мороз даже кур держали под печью.)
- Ребята, а вы знаете загадки про печь? (Дети вспоминают знакомые загадки.) «Бабушка седа - бела, Зимой всем мила, А как лето наступает Про бабушку забывают»
«Внутри огонь горит, Из трубы дым валит, Кашу варит, блины жарит»
«Лето придет - Не глядят на нее, Зима настанет, Обнимают ее»
Хозяйка:- Это наша печь. Ребятки, а какую потешку вы знаете про печь?
(«Наша барыня-сударыня») Чтение потешки детьми. «Наша барыня-сударыня Толста и бела, Щей да каши наварила, Пирогов нам напекла» Хозяйка:- Печки бывают разные, а наша печь называется русская. А давайте-ка вспомним сказки, в которых есть печь. В какой сказке печь спрятала за заслонку мальчика и девочку («Гуси-лебеди»)? Лиса с лежанки отвечает:- Одеваюсь. (Заюшкина избушка). От лица Митроши:- Да и мы с Меланьюшкой любим на лежаночке посидеть, да на вас поглядеть и послушать, как вы пироги готовите. Хозяйка:- А мы Митроше сейчас покажем и расскажем. Дети: «Тесто в миске замесили, Посолить мы не забыли, Тесто скалкой раскатали, Взяли ложку творожка, Пирожок к пирожку, Ну-ка печка, дай пирожкам местечко» Хозяйка:- Пока пирожки пекутся, мы поиграем в игру «У Меланьи…» Вставайте в круг, игра начинается. «У Меланьи, у старушки, Жили в маленькой избушки Семь сыновей без бровей (прикрывают брови), С такими ушами, с такими глазами (показывают), С такими ногами, с такой бородой. Ни чего не ели, друг на друга глядели, Делали вот так…(показать какое-нибудь движение).2-3раза. Митроша: - Молодцы ребятки, а пока вы играли, пироги испеклись. Приглашай Мелания всех за стол! Мелания: - «Ой, ты, печка – сударыня, Помоги нам, боярыня. Ты свари, испеки, Обогрей, освети, Полечи и спаси, В дом богатство принеси». Дети хором читают потешку: «Тары, тары, тары, бары, Выпьем чай из самовара. С пирогами, ватрушками И с блинами вкусными.» Меланья:- Дорогие гости, присаживайтесь да угощайтесь на здоровье. Чаепитие. В процессе чаепития продолжать учить детей культуре поведения за столом (мальчики пропускают девочек, а затем сами присаживаются за стол; разговаривают тихо; вежливо просят о помощи (что-то передать, подать); выходя из-за стола, благодарят за угощение.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)
Цель:1. Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству....
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»
Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народны...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»
Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...